В зоне доступа

Существующий рынок сотовой связи в Удмуртии уже устоялся, но продолжает развиваться за счёт роста мобильного интернет-трафика. Интернет на современном этапе стал основным полем борьбы операторов сотовой связи за клиента, в которой убойным аргументом должны стать сети  четвёртого поколения. Впрочем, строительство сетей LTE – дело неблизкого будущего, от чего клиенты только в выигрыше – не имея возможности конкурировать технологически, операторы вынуждены снижать цены и улучшать сервис.

Основные игроки

Состав основных игроков на рынке сотовой связи Удмуртии довольно традиционен для большинства регионов России – это «большая тройка»: МТС, «Билайн», «МегаФон» и примкнувший к ним (в данном случае) «Теле2». В этом списке только компания «Теле2» не представлена в ряде провинций, остальные есть во всех субъектах. Ни одного из независимых или локальных операторов в Удмуртии к настоящему времени не осталось, хотя когда-то они были – например, «Удмуртские сотовые сети».

Сотовые операторы не раскрывают количество своих абонентов по регионам. Поэтому приходится исходить из предположения, что распределение долей на удмуртском рынке примерно соответствует среднероссийскому. Согласно данным агентства AC&M Consulting за II квартал 2012 года, МТС занимает 30% регионального рынка в России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), «МегаФон» — 27%, «Билайн2 — 22%, «Теле2» — 11%. Учитывая, что последний оператор представлен только в 43 регионах страны, его доля в Удмуртии, скорее всего, больше, чем в среднем по регионам России. При этом, согласно тому же исследованию, у «Теле2» во II квартале самый большой приток абонентов — по регионам — 49%, тогда как у «МегаФона» только 24%, у МТС — 3%, у других региональных операторов — 10%. У «Билайна» зафиксирован отток по сравнению с предыдущим периодом.

Столь значительный приток у «Теле2» и «МегаФона» по России эксперты этого статистического агентства объясняют агрессивной рекламной политикой. Кроме того, «Теле2» сейчас осваивает рынок в нескольких новых регионах. Это также влияет на результаты в целом по России. Однако в Удмуртии, как говорят местные эксперты, серьёзных скачков продаж сим-карт не наблюдается.

«Все те, кому необходим сотовый телефон, его уже приобрели. Если пару лет назад абонентам свойственно было переключаться с одного сотового оператора на другого, то сейчас клиентская база уже практически устоялась, — отмечает старший специалист
по связям с общественностью «Теле2 Удмуртия» Марат Газизуллин. — Незначительный приток обеспечивают первоклассники, которые начинают пользоваться сотовым телефоном. Понятно, что оформляют договоры не на самих детей, а на их родителей, т. е. сотовой связью сейчас, можно с уверенностью это сказать, начинают пользоваться уже с семи лет».

Не желаете под «ноль»?

Спад подключений подтверждают и в «Билайне». «В 2012-м мы отмечаем постепенный спад объёмов продаж новых контрактов, что объясняется высоким уровнем проникновения услуг мобильной связи и насыщением регионального рынка», — говорит директор по продажам на массовом рынке Ижевского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») Денис Ларионов.

Несмотря на устоявшийся рынок, борьба за клиентов по-прежнему продолжается, и она так же остра, как и раньше, отмечает Марат Газизуллин. «Каждый оператор стремится удержать своих абонентов, предлагая им привлекательные, более низкие цены внутри сети, выгодный роуминг и т. д., — говорит эксперт. — Компании пытаются что-то урвать и из тех остатков клиентов, которые ещё не подключены ни к одной сети, а также тех, кто недоволен тем или иным оператором по каким-то причинам, покрытием, например. Перераспределение абонентов происходит, но таких немного. Всегда найдётся кто-нибудь, кто предложит звонки за 0 рублей, а остальную важную информацию спрячет под звёздочкой».

Кстати, что касается покрытия сотовой связью, то, как говорят представители операторов, к настоящему моменту 90-95% населения Удмуртии получают сигнал той или иной сети. Строительство дополнительных антенн и покрытие всей территории республики не имеет смысла.

Борьба поколений

Сейчас операторы «большой тройки» заняты обустройством сети 3G. Как отмечают в «МегаФоне», по итогам первого полугодия 2012 года компания построила в 2,5 раза больше базовых станций 3G, чем за весь 2011 год. Останавливаться на этом компания не планирует. Операторы (не только «МегаФон»), считают, что инвестиции в развитие сети 3G себя окупают.

По мнению Дениса Ларионова, услуги мобильного Интернета – это в настоящее время основной драйвер роста активной абонентской базы для всех операторов. Причина – в увеличивающейся популярности устройств, «заточенных» под использование мобильного Интернета, – планшетных компьютеров и смартфонов.

Как отмечают в «Билайне», за последние два года мобильный интернет-трафик увеличился в три раза и продолжает расти. Подобную ситуацию наблюдают и в «МегаФоне». «В связи с интенсивным развитием сети третьего поколения с конца 2011 года наблюдается постоянный рост потребления услуг на базе передачи данных, — говорит руководитель коммерческой службы Ижевского филиала компании «МегаФон» Артём Губарец. — Также можно отметить активное подключение новыми и действующими абонентами безлимитных пакетов Интернета, начиная от «безлимита» для голосовых услуг, заканчивая максимальным безлимитным пакетом с большим интернет-трафиком. В прогнозе на ближайший год потребление услуг на базе передачи данных увеличится более чем в два раза».

Сети 3G в Удмуртии строят МТС, «МегаФон» и «Билайн». В основном ими уже охвачены все основные населённые пункты и трассы. В скором времени начнётся развёртывание и сетей четвёртого поколения. Вся эта тройка, а также «Ростелеком» (владеет несколькими региональными сотовыми операторами в России) выиграли срок начала оказания услуг связи 4G в соответствии с полученной лицензией – не позднее 1 июня 2013 года.

Как отмечают в «Билайне», когда в Удмуртии будет запущена полноценная сеть LTE – пока неизвестно, но работа по модернизации сети для запуска нового стандарта уже началась. Однако, говорят эксперты, на строительство сети LTE у операторов может уйти до восьми лет и, по разным оценкам, от 70 до 270 миллиардов рублей.

По мнению эксперта, пожелавшего остаться неназванным, действительно, так скоро связь четвёртого поколения в России всё же не заработает. И дело тут вовсе не в технических сложностях. «3G — это всемирная неудача, — считает эксперт. — Сотовые операторы как в России, так и за рубежом вложили огромные деньги в строительство данной сети. При этом окупиться к настоящему моменту она ещё не успела. Возможности 4G многократно превосходят 3G, при этом для связи четвёртого поколения систему нужно строить заново. Это опять же серьёзные вложения. Я думаю, сотовые операторы будут всячески оттягивать глобальный запуск 4G, чтобы успеть «выжать» как можно больше из 3G».

В целом компании уже технически готовы начать разворачивать сеть четвёртого поколения. Соответствующее оборудование у некоторых уже даже имеется. Это не касается только Tele2, так как лицензию на частоты LTE компания не получила.

Связь дешевеет

Между тем, как уверяют представители операторов, пользование мобильным Интернетом не приносит им больших денег из-за дешевизны этих услуг. Основной доход они по-прежнему получают от голосовых услуг. Их объёмы в отличие от СМС-сообщений продолжают расти. При этом стоимость мобильной связи для абонентов не увеличивается.  «Средняя стоимость услуг связи последние несколько лет достаточно стабильна, её динамика ниже уровня инфляции, поэтому можно сказать, что связь продолжает дешеветь, — поясняет начальник службы маркетинга и рекламы Ижевского филиала ОАО «ВымпелКом»  Андрей Овчинников. — Если сравнивать стоимость услуг связи с другими распространёнными видами затрат, она окажется между стоимостью одной поездки на такси по Ижевску и обедом в кафе на двух человек».

Однако, как отмечает Марат Газизуллин, доходы операторов сотовой связи постепенно снижаются. Абоненты чаще пользуются ICQ вместо СМС-сообщений, а голосовые звонки начинают заменяться видеозвонками с помощью Skype.

По мнению экспертов, в дальнейшем сотовые операторы, чтобы не потерять прибыль, могут пойти двумя путями: либо повышать плату за интернет-трафик, либо взимать деньги за пользование соцсетями, ICQ, Skype и т. п. Впрочем, и то и другое не видится перспективным.

В любом случае эксперты в один голос называют основным вектором развития именно мобильный Интернет и связанные с ним технологии. Например, по мнению Андрея Овчинникова из «Билайна», перспективной обещает стать  технология М2М (Machine-to-Machine – передача данных между разными видами оборудования без участия абонента), которая используется в системах навигации, охранных системах, потребительской электронике, системе «Умный дом» и т. д. В ближайшие несколько лет этот сегмент будет стремительно развиваться, технологии станут массовыми, считает он.

Эксперты констатируют, что дальнейшее развитие сотовой связи будет складываться  на основе новейших технологий в сфере доступа в Интернет.  Вероятнее всего, прибыль операторы захотят получать больше от передачи данных, нежели от голосовых услуг. Это может привести к постепенному удорожанию мобильного Интернета. В ближайшие годы игроки ожидают продолжения роста рынка и объёмов продаж. Они будут своего рода подготовкой к полномасштабному развёртыванию сетей четвёртого поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.