Василий Алексеев: “Те, кто будут развиваться в этом году, будут самыми сильными в ближайшие 3-5 лет”.
Бизнес-интегратор
Центр развития предпринимательства несколько лет назад начинался с обычного клуба молодых предпринимателей, собирающихся время от времени для обмена опытом, интересными наблюдениями. Сегодня эта структура органично вписывается в региональную систему поддержки малого и среднего бизнеса, реализуя важную социальную задачу — популяризируя предпринимательство, объединяя интересы крепко стоящего на ногах бизнеса, начинающих предпринимателей и власти. О том, как молодежь идет в бизнес, с какими проблемами она сталкивается и как их решает, мы поговорили с исполнительным директором Центра развития предпринимательства Василием Алексеевым.
— Ожидается, что 2015 год станет непростым для удмуртского бизнеса. С какими ощущениями и настроениями закончили 2014 год молодые удмуртские предприниматели? Какие темы, явления и процессы были самыми обсуждаемыми в их среде? Какие качественные и количественные показатели в динамике характеризуют общую картину молодого бизнеса в Удмуртии?
— Говоря о настроениях, большинство все-таки стали готовиться к кризису заранее, сокращая свои бюджеты, причем очень серьезно: уменьшилось количество корпоративов, многие стали думать, как снизить себестоимость продукта, чтобы он стал более доступным, сократили инвестиции в новые проекты. Самые обсуждаемые темы для них, понятное дело, связаны с колебаниями курсов валют, санкциями. Меня после форума «Бизнес-Трамплин» приглашали в Сарапул, в кинотеатре которого собралось около сотни предпринимателей, я им рассказывал, что сейчас в экономике происходит. Ребята понимают, что, если перестроиться, можно отсечь более слабых конкурентов и забрать их клиентуру. Начинающие предприниматели в этом году получат бесценный опыт ведения бизнеса.
— Эксперты считают, что в 2012-2014 годах фиксируется переход малого и среднего бизнеса из состояния сдержанного оптимизма к достаточно пессимистичному настрою, что связано как с внутренними (увеличение налоговой и страховой нагрузки, запреты на торговлю определенными товарами), так и с внешними (санкции) факторами. Есть ли у вас подтверждение или опровержение таких ощущений на примере местного бизнеса?
— Я уверен, что у многих наблюдается некоторый пессимизм, просто они не говорят об этом. У меня есть знакомые ребята, которые закупают комплектующие в евро и собирают из них дорогой высокотехнологичный товар. Весь декабрь они настороженно следили за рынком, не делая быстрых телодвижений. И неудивительно! При прежней стоимости их продукции в 1,5 млн рублей им придется повышать цену в два раза. Понятно, что спрос будет намного меньше.
— Финансовый университет при Правительстве РФ представил рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году. Ижевск в нем занял 19-е место из 35 с 6%-ной долей тех, у кого уже есть свой бизнес, и 12%-ной долей планирующих его открыть в ближайшие год-два. Это больше, чем, например, в Уфе, Перми, Нижнем Новгороде и даже в Москве. Близко к истине?
— Да, я думаю. Особенно по молодежному предпринимательству. Удмуртию многие отмечают как один из самых ярких и продуктивных регионов по образовательным мероприятиям. Понятно, что у нас меньше людей, чем в Нижнем Новгороде, Перми, Москве, Казани, там действительно совсем другие объемы. Но соревноваться с ними можно. В целом я считаю, что сейчас у нас создано достаточно предпосылок к хорошему, бурному росту. Есть success stories ребят, которые условно учились с тобой за одной партой, которые не папенькины сынки, а те, кто с нуля или небольших ресурсов прошли этот путь. Почему этого раньше не было? Раньше, без такой активной популяризации предпринимательства, без такого проникновения в интернет, было сложно узнать о таких успешных примерах. А сегодня в других регионах о молодежном предпринимательстве узнают через молодых ижевских ребят – Аяза Шабутдинова, Евгения Кудрявцева, Константина Сунцова – и через наши компании, которые продают франшизы. Они как визитная карточка, они вдохновляют других молодых ребят для открытия бизнеса. Поэтому я думаю, что потенциал Удмуртии высок.
— Надо сказать, что авторы исследования так описывают социально-демографический портрет городского жителя, который стремится стать предпринимателем: это, прежде всего, молодые люди, студенты из обеспеченных семей и семей среднего достатка. Основываясь на своем опыте вовлечения удмуртской молодежи в бизнес-проекты, опиши свое представление о местном молодом бизнесмене.
— Я бы выделил два портрета. Первый из них – студент 4-го курса УдГУ, читающий книги Олега Тинькова, просматривающий вдохновляющие видео, подписанный на несколько пабликов успешных стартаперов. Он амбициозен внутри: «они смогли – и я смогу», «они уже в 20 зарабатывали, а я сижу у родителей на шее». У него немного денег, максимум 100-150 тыс. рублей. Он общителен, коммуникабелен, потому что понимает, что через друзей и знакомых чего-то добиться легче. Когда к нам приходят такие молодые студенты, мы понимаем, что у них вероятность 20-30 %, что они запустят бизнес. Если не получится, то пойдут работать либо фрилансерами, либо в быстроразвивающиеся компании. Потом из большой компании либо уедут в Москву, либо откроют свой бизнес. И второй портрет. Это – молодые люди около 30 лет, имеющие опыт работы в компаниях, причем с неплохим карьерным ростом, возможно, даже до руководящих должностей. Другой вариант – активные люди, работающие в сфере маркетинга или продаж, считающие, что управляют практически всеми бизнес-процессами, только своим руководителям отдающие большую часть денег.
— Сегодня уже можно говорить, что Центр развития предпринимательства занял свою нишу в региональной системе поддержки МСП. Какие факторы и составляющие этого процесса стали определяющими для этого?
— Наш Центр прошел закономерные этапы развития от делового клуба небольшого числа предпринимателей, владельцев бизнеса и до регионального центра, интегрирующего бизнес разного уровня, органы государственной власти и местного самоуправления и, естественно, заинтересованную молодежь. В конце 2010 года мы зарегистрировались как Центр развития молодежного предпринимательства УР. Год назад мы сменили название на Центр развития предпринимательства, убрав из названия слова «молодежного» и «УР», поскольку мы вышли далеко за пределы республики. Вот и получается, что начали мы с Евгением Кудрявцевым с клубной тусовки по интересам, затем стали проводить много молодежных мероприятий в вузах, ссузах и школах Удмуртии.
— И, соответственно, тебя можно назвать…
— Предпринимателем, работающим с предпринимателями на рынке образовательных услуг и деловых мероприятий.
— У вас в Центре обучением начинающих предпринимателей занимаются маститые преподаватели-практики. Чем же мотивирует свое участие в проектах Центра развитый местный бизнес? Знаю, что некоторые успешные бизнесмены объясняют это необходимостью социального служения, социальной ответственностью.
— Сегодня мы работаем с большим количеством начинающих предпринимателей. И все больше и больше преподавателей приглашаем из числа уже состоявшихся бизнесменов. Те из них, кто в данный момент решает стратегически важные задачи для своего бизнеса, естественно, вынуждены отказываться от участия, но в следующий раз приходят. Тех же, кто постоянно «тушит пожары», мы обычно сами не приглашаем (смеется). Кто-то видит в своем участии некую социальную миссию, желание делиться знаниями, некоторых привлекают потенциальные партнеры и кадры среди участников, кто-то заинтересован сам развиваться, через подготовку к семинарам, кого-то мотивирует дополнительный пиар. И я очень благодарен им за это.
— Какие перспективные проекты будут актуальны в 2015 году?
— Их несколько. С ростом применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг мы задумались об услуге упаковки франшизы для владельцев успешного бизнеса, которые готовы расширяться на новом рынке и укреплять позиции на существующем. Кроме того, мы разработали мобильное приложение «Деловой календарь», в котором отражены все деловые события региона. У нас есть 4700-4800 подписчиков в Удмуртии, которые получают эту рассылку. В будущем мы будем развивать коммерческую составляющую этого приложения. Кроме этого, в этом году мы будем серьезно вкладываться в тему наставничества. Мы запустили платформу «Личный наставник» (nastavnik.me), которая позволяет найти наставника для достижения практически любой цели.
— С каким настроением встречаете 2015 год?
— С рабочим. Мне в январские праздники уже начали звонить предприниматели, спрашивали, когда можно приехать проконсультироваться. Когда всё хорошо, человек не консультируется, а когда появляются сложности, все начинают думать. Для нас это тоже хорошее время. Понятно, что сейчас будут выживать те люди, которые более подготовлены, более квалифицированы. И вообще считаю, что те, кто откроется или будет развиваться в этом году, будут самыми сильными в ближайшие 3-5 лет, потому что за это время они, прожив, пройдя сложные испытания в своей жизни и бизнесе, научатся очень многому. И в этом мы им поможем.