Приватизацию не форсируют

До 1 января 2009 года органы государственной власти Удмуртской Республики (так же впрочем, как и остальных субъектов РФ) должны расстаться с имуществом, которое, согласно формулировке закона, «не передано в федеральную собственность или муниципальную собственность и не может находиться в собственности субъекта Российской Федерации». Впрочем, скорее всего, в указанный срок «приватизацию непрофильных госактивов» осуществить не удастся. Во всяком случае, Минимущества УР процесс приватизации не форсирует и имеет на это свои причины.

СУБЪЕКТивный дележ

Основные цели приватизации государственной собственности вполне благие – в принципе, давно известно, что государство не очень эффективный собственник. К тому же его функция – тратить деньги, а не зарабатывать, что прямо противоречит функциям, например, собственников коммерческой недвижимости или предприятий.

Поэтому, обязав государственные и муниципальные власти избавиться от собственности, прямо не связанной с исполнением этими властями их прямых обязанностей, законодатели поступили совершенно правильно.

И надо сказать, поэтапная распродажа имущества ежегодно приносит в бюджеты субъектов и муниципалитетов вполне ощутимые суммы. Так, в 2005 году в бюджет Удмуртии в результате приватизации поступило 467,2 млн рублей, в 2006 году – 515,2 млн руб., в 2007 году – 531,6 млн рублей (подробнее см. таблицу 1). За три года – 1 314,0 млн рублей. В 2008 году ожидается поступление еще 700 млн руб. (по состоянию на 1 апреля 2008 года, в бюджет поступило уже 389,4 млн рублей).

Рустэм Зайнуллин, заместитель министра имущественных отношений Удмуртской Республики: «Согласно Плану приватизации, в 2008 году предполагается приватизировать одно государственное предприятие, находящееся в собственности Удмуртской Республики, и акции трех акционерных обществ. Кроме того, подлежат исполнению прогнозные планы приватизации собственности республики на 2004-й, 2005-й, 2006-й, 2007-й годы в отношении объектов, приватизация которых не завершена. Приватизация имущества осуществляется в тот промежуток времени, когда существуют предпосылки и наилучшие условия для его приватизации, то есть имеется инвестор или потенциальный покупатель и определен источник оплаты действий по предпродажной подготовке объекта, в т.ч. услуг оценщиков».

Основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты Министерства имущества при приватизации объектов, связаны с продажей маленьких пакетов акций, размер которых не позволяет существенным образом оказывать влияние на управление предприятиями.  Не пользуются спросом и акции обществ, не выплачивающих последние годы дивиденды или находящихся на грани банкротства, – аукционы по продаже таких акций, как правило, признаются несостоявшимися – ввиду отсутствия покупателей.

Корпорации монстров

Иное дело – акции прибыльных предприятий и недвижимость, имеющая коммерческую ценность. С таким имуществом власти субъектов не слишком спешат расставаться  и, несмотря на вполне рыночный механизм реализации – конкурс или аукцион,  делают все возможное,  чтобы защитить экономические интересы региона. Например, никто не скрывает, что при продаже пакетов нефтедобывающих компаний республиканские власти договаривались с будущими хозяевами о дополнительных, помимо налогов, перечислениях в республиканский бюджет. Такой «соцпакет» хотя бы частично компенсировал выпадающие средства в результате переноса «центра прибыли» по месту прописки головной компании – чаще всего в Москву.

Если не договоренность о социальных проектах, то, по меньшей мере, гарантии развития приобретаемых предприятий у потенциальных покупателей  республиканские власти пытаются выторговать. Пример Ижевского подшипникового завода, работники которого новыми хозяевами были уволены, оборудование вывезено, а цеха «распилены» на коммерческую недвижимость, в Удмуртии не скоро забудут.

Рустэм Зайнуллин: «При реализации имущества мы придерживаемся следующей линии: поиск стратегического инвестора, который желает приобрести предприятие для работы, в целях его развития и сохранения профиля предприятия, а не для перепродажи или устранения конкурента, как получилось в ситуации с Подшипниковым заводом. Республика заинтересована в развитии предприятий как надежных налогоплательщиков, сохранении рабочих мест. Именно поэтому, как правило, принимается решение о закреплении в собственности УР блокирующего пакета акций (как было сделано в случае с птицефабриками и совхозом «Восточный») и ведется конструктивная работа с новым собственником.

Имущество реализуется путем предложения неограниченному кругу лиц, но приобретает его то лицо, которое предлагает наиболее выгодное предложение для бюджета УР. При этом республика, безусловно, заинтересована в том, чтобы, перей-дя в частную собственность, предприятия Удмуртской Республики дополнительно привлекали рабочую силу и работали более эффективно в целях получения большей прибыли, а как следствие – увеличивали налоговые отчисления».

Так что преференции местным покупателям, а также тем структурам, кто инвестирует в производство, пусть неявно, но присутствуют.

Городской романс

Действие закона о приватизации распространяется и на муниципальное имущество. Власти Ижевска, например, распродают предприятия и недвижимость довольно бойко – тем более что городской бюджет всегда принимается с дефицитом.

За 2005 год, продав пакеты акций пяти ОАО («Ижевский авторынок», «ЦИФ», «Магазин «Гамбринус», «Афродита», «Кинотеатр  «Россия») и 78 объектов нежилой недвижимости, администрация города пополнила бюджет на 390,5 млн рублей. И надо сказать, что как раз в это время цена приватизируемой недвижимости была достаточно низкой –
в среднем 20,7 тысячи рублей, а интерес к ней со стороны коммерческих структур довольно острым. И это не случайно – на торги выставлялись наиболее интересные с коммерческой точки зрения помещения – расположенные в центральной части города.

На следующий год городские власти приблизили стартовую цену недвижимости к рыночной (в среднем по году продажная цена составила 32,8 тыс. руб.), что не замедлило сказаться на итогах аукционов. Несмотря на то, что план доходов от приватизации за 2006 год был перевыполнен – 656,2 млн рублей (при плане в 643,0 млн), – лишь 86 объектов из 162 (53%) были проданы с аукционов, а остальные – лишь путем публичного предложения.

В 2007 году доходы городского бюджета от приватизации превысили 636 миллионов рублей. В нынешнем году в муниципальный перечень имущества, подлежащего приватизации, включен 131 объект. 

Поспешай не торопясь

Сегодня ни городские, ни республиканские власти не скрывают, что не успеют  закончить приватизацию непрофильного имущества в установленные законом сроки. По мнению ответственных за это чиновников, спешка в этом деле неоправданна – каждая поспешность может стоить бюджету миллионов рублей, а в каких-то случаях – например, при приватизации крупных промышленных предприятий – может повлечь и социальные последствия.

Это достаточно веская причина, чтобы нарушить закон, тем более что в нем не предусмотрены какие-либо санкции за нарушение сроков приватизации.

Рустэм Зайнуллин: «В соответствии с законодательством, субъектам Российской Федерации необходимо осуществить действия по перепрофилированию или отчуждению всей коммерческой собственности до 2009 года, но правовые последствия  «несвоевременной продажи» указанного государственного имущества не предусмотрены. То есть субъекты РФ и муниципальные образования нельзя «заставить» срочно продавать то или иное имущество, а также иным образом осуществить действия по отчуждению имущества из республиканской или муниципальной собственности.

Сейчас целый ряд унитарных предприятий еще даже не преобразованы в открытые акционерные общества. Реализация же предприятия единым имущественным комплексом в случае, если стоимость его активов превышает 100 тысяч рублей, не предусмотрена законодательством. Просто невозможно успеть перепрофилировать или реализовать государственное имущество к указанному в законе сроку по организационным и временным причинам. Процесс идет планомерно, со стороны Минимущества и Правительства Удмуртии  процесс приватизации не форсируется. Объекты реализуются по мере их готовности к приватизации и в зависимости от того, насколько необходимо закрывать дефицит бюджета и какое задание поставлено перед министерством».

Таблица 1. Доходы бюджета УР от приватизации акций ОАО за 2005-2007 г.

 

Наименование ОАО

   Доход , млн руб.

 

                                     2005 год

ОАО «Ижевский подшипниковый завод»

2

ОАО «Редуктор»

1,2

ОАО «Ижсталь»

436,1

ОАО «Сарапульский хлебокомбинат

8

ОАО «Воткинский хлебокомбинат

12,6

ОАО «Ижметаллургмонтаж» и «Удмуртметаллургмонтаж

3

ОАО «Уральские заводы»

2,2

                                    2006 год

ОАО «Ижтехпроект»

6,7

ОАО «Увадрев-Холдинг»

8,9

ОАО «Концерн «Аксион»

140

ОАО “Удмурттара”

6,1

ОАО «Ижевский хлебозавод № 3

8,3

ОАО «Удмуртхлебпром»

2

ОАО «Глазовская мебельная фабрика»

4,1

ОАО «Прикампроект»

8,8

ОАО «Белкамнефть»

10

ОАО «Удмуртгаз»

108,5

ОАО «Опытный завод «ВЭМ»

3

                                   2007 год

ОАО «Восточный»

69,7

ОАО «Удмуртская птицефабрика»

230,8

ОАО «Ижевская птицефабрика»

49,6

ОАО «Птицефабрика «Вараксино»

35,7

ОАО «Удмуртские семена»

10,8

ОАО «Воткинская птицефабрика»

55,6

ОАО «Камский ЖБИК»

14,1

ОАО «Глазовская мебельная фабрика»

11,8

ОАО «Удмуртский хладокомбинат»

30,6

                                   2008 год

ОАО “Ижнефтемаш”

115,6

Сарапульский ЛВЗ (25% + 1 акция)

41

Глазовский ЛВЗ (25% + 1 акция)

107,7

 
Таблица 2. Акционерные общества, включенные в план приватизации УР
                  за прошлые годы, акции которых не были реализованы.

 

                           План 2005 года

Камбарский машзавод

 

Ижевскгаз

 

Ижевский хлебозавод № 5

 

Можгинский хлебокомбинат

 

Птицефабрика «Глазовская»

 

                          План 2006 года

Партнер (Кизнер)

 

 Ритм (с.Волипельга)

 

ГУП УР «Пчеловодство Удмуртии»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.