Кто кого съел?

В начале апреля представительство Российской Ассоциации по Связям с Общественностью (РАСО) в Удмуртии организовало «круглый стол» для представителей СМИ и PR-служб на тему «Проблемы журналистики — проблемы PR». Проблем и у тех, и у других накопилось, по-видимому, настолько много, что разговор вышел несколько хаотичным, хотя и небезынтересным.

Главный редактор «Известий УР» Энвиль Касимов, например, сделал в итоге для себя вывод, что PR съел журналистику. Главный редактор газеты «День» Сергей Щукин уверен, что теперь журналистика есть PR. 

С точки зрения заместителя главного редактора газеты «Центр» Михаила Шмырева, к СМИ нужно относиться как к бизнес-структурам и, соответственно, мерить их успешность экономическими, рыночными мерками.

То есть реклама ест журналистику, а пиаром закусывает. Думается, что на этот счет возможны еще варианты.

Мы же приводим самые яркие цитаты «круглого стола».

Елена Обидина, заместитель директора Института социальных коммуникаций УдГУ:

«…Журналистика как профессия исчезает — становится откровенной рекламой и пиаром и требует перепозиционирования. И пиар как новая профессия тоже был спозиционирован неправильно и тоже требует перепозиционирования…»

«…Тенденции рынка таковы, что нам не стоит делить этот рынок, нам нужно на нем сотрудничать. Этот рынок — огромное поле для профессиональной деятельности. И поэтому каждому нужно просто качественно, профессионально делать свое дело и отслеживать те вещи, которые портят наш имидж — потому что мы все в этой профессии, и мы все равно будем замараны…»

Андрей Донских, директор Интернет-портала «Региональные бизнес-новости»:

«…Есть большая проблема. Сказать, что из вуза вышел полноценный специалист — нельзя. Да, вышел человек, которому в голову навкладывали много и нужной, и ненужной информации. Но при этом абсолютно не подготовленный к жизни. Найти журналиста, например, в наше издание — колоссальная проблема. Они приходят с кучей идей, но, когда говоришь, что есть тема и ее нужно проработать, у них возникает вопрос уже при слове „проработать“…

„…Сегодня нет стандартов. Если человек пришел в эту профессию и хочет ей заниматься, то он должен обладать рядом компетенций. Но сегодня ни вузы не могут выдать модель компетенций, которой должны обладать их выпускники, ни мы как работодатели не можем задать, что же нам надо. И пока будет это непонимание, то все останется на том же самом месте…“

Владимир Байметов, декан факультета журналистики УдГУ:

„…Главная проблема нашей системы образования заключается в том, что мы от выпускников требуем просто знаний — правильных ответов на определенный набор вопросов. Вся система обучения построена на этом. Но журналистика и пиар как профессии имеют очень сильный творческий компонент, и поэтому, в итоге, оценить качество подготовки выпускников очень сложно. Если делать это обычными методиками — получается средняя температура по больнице…“

Энвиль Касимов, главный редактор газеты „Известия Удмуртской Республики“:

»…У нас все СМИ довольно одинаковые — все описывают одинаково, все скучно и неинтересно. Отчего это возникает? От феодального сознания — Удмуртия — феодальное образование, и у нас феодальное сознание. Поэтому сложно заниматься журналистикой, пиаром и рекламой. Например, в течение прошлого года в Удмуртии прошли ребрендинги двух крупных компаний. «Хозяйственная база» стала «Титаном», и «АССО» стало «КОМОСом». И никто этого не заметил — процессы прошли мимо СМИ. Почему — потому что у нас все решается тихо — без рекламы и пиара. Это может разрешиться только эволюционным путем, но когда…- я в этом отношении не оптимист«.

»…У нас нет ни одного культурного обозревателя — есть только описатели — приехал, выступил, чихнул и т.д. Нет ни одного экономического обозревателя, который мог бы серьезно анализировать экономические процессы. Может быть, есть спортивные обозреватели, но нет спортивных изданий. Поэтому я считаю, что нужно в корне менять систему образования журналистов — сначала обучать человека какой-то специальности, а уже потом давать ему журналистское образование. Чтобы человек обладал не просто информацией, а глубокими знаниями…«

Сергей Щукин, главный редактор газеты «День»:

«…Любой редактор, который вкладывается в журналиста, должен года полтора вкладываться, а потом человек все равно уходит — ему захочется чего-то новенького — это нормальное явление. То есть приток кадров с журфака должен быть постоянным — мы должны давать людям знания — они должны идти дальше — здесь нет трагедии. Проблема в другом — отсутствие свободы. Самый большой приток людей был в 90-е годы. Не берусь оценивать качество тех СМИ. Но мне кажется, что оно было, во всяком случае, не ниже, чем у сегодняшних. Сегодня же у людей отсутствует важный мотив — это самореализация — не только деньги. Если человек не может реализовать себя как журналист, то он просто уходит из профессии…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.