Попали в переплет

Казалось бы, книжные магазины ждет неминуемый упадок: падает спрос на литературу, растет конкуренция со стороны интернет-ресурсов и электронных версий книг, закрываются магазины, им на смену приходят новые. Но, как СД выяснил у игроков книжного рынка, не всё так плохо — большинство из них работают стабильно и ищут возможности для развития: неохваченные территории, маркетинговые акции, книжные ярмарки, а также расширение ассортимента за счет сопутствующих товаров.

Не самые читающие

Книготорговля в глазах обывателей до сих пор не считается серьезным бизнесом, находясь где-то посередине между хобби и предпринимательством. А между тем это целая экономическая деятельность со своими сегментами, конкурентным фоном, демпинговыми играми и технологическими решениями. Только выстроенная вокруг увлекательного чтения книги, пахнущей типографской краской. Считается, чтокниги занимают большую долю рынка развлечений, чем Голливуд.

Прошлый год для российского книжного рынка характеризовался стабилизацией ситуации в книгоиздании, при этом продолжился спад доходов в ретейле. По данным Российской книжной палаты, в 2013 году российскими издательствами было выпущено 120,5 тысячи названий книг и брошюр совокупным тиражом 541,7 млн экземпляров. По сравнению с годом ранее количество выпущенных названий выросло на 3 %, а это значит, что рынок не сокращается, как было в течение нескольких лет. Стабилизировался и тираж, что для многих экспертов на фоне непрекращающихся разговоров о кризисе рынка стало большой неожиданностью.

А вот в книжном ретейле наблюдаются разнонаправленные тенденции. С одной стороны, многие магазины, не выдерживая конкуренции с более прибыльными видами бизнеса, закрываются в массовом порядке, особенно в регионах. С другой — отдельные региональные сети развиваются, хотя и не за счет книжных товарных групп, продавая канцтовары, детские игрушки, сувениры.

Суммарно доходы отрасли постепенно сокращаются – с 80,6 млрд рублей в 2011 году до 78 млрд рублей в прошлом (если убрать закупки бюджетными организациями, то — 50,4 млрд рублей). А, по оценкам гендиректора издательства «ЭКСМО» Олега Новикова, с 2008 года общий объем падения книжного рынка составил 28 %. В структуре продаж значимым остается учебный продукт (более 35 %), заметен рост доли детского сегмента рынка (более 20 %) и, напротив, снижается долевое участие художественной (около 20 %) и профессиональной литературы (более 10 %). Рынок становится учебно-ориентированным и бюджетно-ориентированным.

Капля в океане

В региональной проекции основные тренды рынка повторяются и даже заметно ухудшаются. По книгоизданию в республике наблюдается падение (на 15 %) и общая неудовлетворительная ситуация. В структуре выпускаемых субъектами РФ книг и брошюр Удмуртия находится на 12-м месте в ПФО с 150 тыс. экземпляров общего тиража, превосходя только Кировскую область и Мордовию. По сравнению с 2012 годом количество выпускаемых книг сократилось на 25 тысяч.

В книжном ретейле Удмуртии и Ижевска общая ситуация получше. Ее можно охарактеризовать одной фразой — участники рынка не в убытке, но прежних прибылей нет. Здесь присутствуют все форматы магазинов — от федерального «Читай-город» и региональных сетей («Инвис», «Просвещение», «Книжник») до небольших букинистических магазинчиков и специализированных отделов. Их общее число приближается к полутора десяткам участников рынка.

Среди основных тенденций все опрошенные эксперты твердо и настойчиво называют снижение интереса к чтению, возрастающее влияние электронных книг и сокращение площадей книжных магазинов.

По словам директора ижевского магазина «Просвещение» Александра Кривоногова, рынок насыщен и в условиях падения спроса снижаются и обороты магазинов.

— Внешние факторы, связанные с падением интереса к чтению литературы на фоне альтернативных способов проведения свободного времени — интернета, телевизора, спорта, сильно влияют на продажи в сфере книготорговли, — утверждает Александр Кривоногов. — Раньше мы возили художественную литературу пачками, то сейчас берем по 2-3 экземпляра. Хотя детская литература осталась на прежнем уровне. Очень сильно упал спрос на военную, политическую и историческую литературу. Такие книги сейчас мы доставляем только под заказ.

Как отмечает директор сети магазинов «Книжник» Максим Панфилов, сегодня наблюдается небольшая стагнация рынка.

— Я не скажу, что книжный рынок находится в упадке, спрос на книги в целом замер, а по некоторым тематическим позициям он колеблется, — говорит эксперт. — Растут продажи детской литературы, а спрос на деловую и учебную падает.

Что касается форматов торговли, то, по мнению владельцев букинистического магазина «Памфлет» Дениса и Анастасии Кожевых, ижевский рынок сам по себе неинтересный, шаблонный и пестрящий почти советского уровня магазинчиками. Да и издательства российского уровня на нем не представлены, в то время как в Екатеринбурге, Перми, Казани работают зарекомендовавшие себя издательства «Арт Хаус медиа», «Карьера Пресс», «Самокат».

Удавка арендой

Большая проблема книжных магазинов в Ижевске — высокая арендная плата. Это рыночное обстоятельство даже повлияло на уход книготорговой сети «Буква» с местного рынка. Официальные данные в качестве причин называют масштабную реструктуризацию сети, подобным же образом закрылись магазины в Казани, Кирове и Перми. Хотя их закрытие обусловлено экономическими условиями, прежде всего уровнем рентабельности магазинов. По словам управляющей сетью «Буква» по Удмуртии Аллы Ткач, при современных ценах на аренду торговля книгами приносит убытки.

— Те городские сети, которые в 1990-е годы за бесценок обзавелись площадями в центре города, сегодня неплохо себя чувствуют, — говорит Алла Ткач. — Но только стоит им попытаться расшириться и найти арендные помещения, они сразу закрывают свой бизнес, потому что в нашем городе тянуть аренду на книгах невозможно. Это под силу крупным федеральным сетям с большими инвестициями в основной капитал.

Александр Кривоногов приводит цифры, согласно которым почти половина выручки идет на оплату аренды помещений, 25 % уходит за доставку, а есть еще налоги, страховые взносы и т. д. Например, в торговых центрах ставка за квадратный метр доходит до 1500-1600 рублей, в таких условиях трудно выстоять.

С учетом этого, казалось бы, выжить могут только крупные магазины и сетевой бизнес. Ведь они обладают несколькими фундаментальными преимуществами, без которых сегодня затевать книжную розницу бессмысленно: торговыми площадями, отлаженной системой учета и многочисленным персоналом. По словам экспертов, книжный бизнес отличается невысокой нормой прибыли и рентабельности — заметные деньги можно сделать только на обороте, наценка на каждую книгу невелика.

С точки зрения конкуренции федеральные сети имеют преимущество перед городскими сетями только в ассортименте. Как отмечает Максим Панфилов, если брать ценовой фактор, то тут еще можно «покусаться».

— Федеральные сети менее мобильны. Они не всегда успевают за реакцией местного рынка, и цена у них, как правило, выше. Мы же быстрее реагируем на обстановку в регионе. Например, сейчас они пытаются конкурировать новинками, но цены на них схожи с нашими.

Что читают? Кто читает?

Опрошенные эксперты с ходу не смогли определить портрет современного среднестатистического читателя, обозначив его как представителя наиболее интеллектуальной части общества в различных возрастных группах.

— Знаете, если 10 лет назад в моем представлении читатель — это мужчина в возрасте 40 лет, читающий исторические романы, то сейчас я не могу дать точную характеристику, — поделилась наблюдением Алла Ткач. — Больше по сравнению с 2000-ми годами стало читающей молодежи, правда, в основном она предпочитает электронный формат книг.

Об увеличении читающей молодежиговорят и другие эксперты, хотя отмечают, что эта группа переходит на электронные книги.

Кстати, московские эксперты к 2015 году прогнозируют снижение в продажах учебной и детской литературе. В то же время они предполагают существенный рост раздела «Культура. Искусство. Краеведение». По оценкам исследователей, сегодня не хватает простых и доступных книг по краеведческой тематике, в том числе детских.

Точки роста

Чтобы выжить в непростых условиях, книжные магазины прибегают к расширению некнижного ассортимента — канцелярских товаров, сувенирной продукции, детских игрушек. Это общерыночная тенденция.

— Если раньше мы работали с канцелярий и книгами, то сейчас еще входят игрушки и наборы для творчества, — рассказывает Максим Панфилов. — Приходится идти на открытие новых ниш, чтобы конкурировать и выживать на рынке, так как одними книгами сыт не будешь. Если раньше канцелярии было 20-30 %, то сейчас 50 на 50 % книги и некнижные товары.

Другой фактор роста, как ни парадоксально, — в появлении новых магазинов. Несмотря на то что рынок насыщен, территориально ему есть куда развиваться — в некоторых спальных районах города до сих пор нет магазинов. Например, в планах сети «Книжник» — приход в новые районы города.

— Наша задача — быть ближе к своим покупателям. Мы хотим, скорее всего, связать свое направление с детскими развивающими книгами и игрушками, — говорит Максим Панфилов.

Преодолеть стагнацию можно и новыми форматами работы, в частности, совмещением книжного магазина с дополнительным сервисом (кофейня). Хотя такая практика не то чтобы в Удмуртии, во всей России не прижилась. Эксперты признаются, что это может быть интересным, но только при условии профессионального отношения к делу.

— Если этот формат развивать, то сразу нужно задирать планку, делать качественно, чтобы люди рассказывали об этом. Одно дело сделать хороший кофе, организовать рест-зону, чтобы люди действительно почувствовали единую атмосферу книжного клуба. В столице есть хорошие примеры раздельных бизнесов — книжный магазин на улице, а рядом стоит кафе «Шоколадница», и между ними границы размыты. А другое дело, как чаще всего бывает, совместить вместе книжный магазин и заваренный пакетик «Липтона». Всё это пока остается пространством для экспериментов.

И, наконец, игроки регионального книжного ретейла недостаточно обращают внимания на маркетинговые и событийные активности, даже на нестандартные форматы взаимодействия с читателями. Наиболее перспективны с этой точки зрения встречи с известными авторами, мастер-классы, детские праздники, дискуссии, музыкальные концерты и даже малые формы театральных постановок. Однако никто из опрошенных экспертов не вспомнил о них, сославшись на недостаток времени, ресурсов. Есть сайт, страничка в «ВКонтакте», и то ладно. Только в одном «Читай-городе» единожды была проведена встреча с автором — Еленой Леонтьевой, которая является кандидатом исторических наук и общепризнанным экспертом в области тибетского буддизма, автором книги «Путеводитель по буддизму. Иллюстрированная Энциклопедия».

Актуальны, но, к сожалению, не реализованы сегодня форматы региональных книжных выставок и ярмарок. Максим Панфилов отмечает, что их проведение зависит от консолидированной позиции книготорговцев и республиканских властей.

В целом ситуация по региональному книжному рынку характеризуется умеренно-пессимистическими оценками, но где главным позитивным фактором остается непрекращающийся интерес читателя к книге.

Книжный рынок в России

По числу издаваемых книг и брошюр Россия занимает 4-е место в рейтинге мирового книгоиздания вслед за Китаем, США и Великобританией.

Самым печатаемым автором художественной литературы в России на протяжении уже многих лет является Дарья Донцова. Общий тираж её книг, выпущенных в 2013 году, составил 2,8 млн экземпляров.

Самым популярным автором детской литературы в 2013 году уже второй год подряд является Корней Чуковский (2,2 млн экземпляров).

В 2013 году также было выпущено 2197 изданий на 68 языках народов России и зарубежных стран (в 2012 году – 2249 изданий на 64 языках). Здесь лидируют издания на английском языке (875 названий общим тиражом 2,4 млн экземпляров).

В 2013 году в интернете продавалось 8 % бумажных книг на сумму 6,27 млрд рублей (в 2012 году – 5,93 млрд рублей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.