Общественная нагрузка

«Чтобы преодолеть кризис, стройте дороги и коммуникации», – советуют государству бизнесмены и экономисты, указывая на опыт США времен Великой депрессии и современного Китая. Но государству пока не до того – инвестиции в инфраструктуру в связи с кризисом сокращаются в первую очередь, при этом расходы на социальную сферу сохраняются в максимально возможном объеме. В Удмуртии, например, соотношение капитальных вложений в социальную сферу к вложениям в инфраструктуру составляет в этом году 31:1.

Большую часть бюджета Удмуртии (в этом году – 65,5%) составляют социальные расходы – зарплата с начислениями и коммунальные платежи. Оставшиеся 34,5%, за вычетом расходов на гос-аппарат, в той или иной степени можно отнести к расходам инвестиционного характера: республика реализует целевые программы, покупает технику и оборудование, вкладывает в капитальное строительство, обеспечивает безопасность, развитие образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта.

К сожалению, аналитикой, позволяющей судить о соотношении инвестиций в социальные и инфраструктурные проекты, не располагают ни в одной из постоянных комиссий Госсовета, представляющих финансово-экономический блок.

Однако известно, что в целом расходы инвестиционного характера подверглись в процессе антикризисного пересмотра бюджета республики на 2009 год наибольшему сокращению. И в числе максимально сокращенных статей в основном расходы несоциального характера.

Например, по информации постоянной комиссии ГС УР по бюджету, налогам и финансам, сокращено финансирование дорожного хозяйства более чем на 490 млн руб., из них более 260 млн  решили сэкономить на строительстве и реконструкции дорог. 278 млн рублей сняты с РЦП «Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог», на реализацию которой осталось всего 22 миллиона.

«Подверглись сокращению отдельные статьи сельского хозяйства, например, на 25% сокращено финансирование на приобретение сельскохозяйственной техники, на 27% сокращено финансирование субсидий на поддержку животноводства, – говорит председатель комиссии по бюджету Софья Широбокова. –  Частично сокращены бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы. Приоритеты расставлены именно так, чтобы не подвергать сокращению социальные статьи».

При сокращении финансирования капстроительства, по словам зам. министра экономики УР Михаила Зайцева, учитывались в первую очередь сроки сдачи объектов: в меньшей степени сокращение коснулось строек и реконструкций, которые близки к завершению. Эта инвестиционная статья и после сокращения осталась внушительной: по данным «Своего дела», только на не включенные в РЦП объекты в бюджете заложено более 2,2 млрд рублей.

В списке вводных объектов капстроительства на 2009 год, предоставленном в распоряжение редакции республиканским Минстроем, 7 домов-интернатов в разных районах республики, 9 детских садов и школ, новый учебный корпус
ИжГТУ, 6 объектов здравоохранения, капремонт Государственного театра кукол УР, реконструкция ДК в с.Алнаши и дорога Ижевск – Оранжерейный комплекс. Соотношение социальных проектов к инфраструктурным – 31:1.

Республиканское бизнес-сообщество в целом одобряет приоритет инвестиций в социальную сферу. Это следует и из результатов голосования по бюджету в Госсовете, где представительство бизнеса довольно велико, и из опроса участников Ассоциации «Деловая Удмуртия», проведенного нашим журналом (стр. 5). Бизнесмены признают, что инвестиции в социальную сферу имеют определенный экономический эффект, но в то же время отмечают и потребность республиканской экономики в инфраструктурных проектах в области дорожного строительства, коммуникаций, реконструкции производства.

Ситуация, характерная для большинства регионов России: потребность в инвестициях в экономику есть, но нагруженные социалкой бюджеты не могут себе их позволить. Поэтому как только Правительство России разрешило федеральному Инвестиционному фонду участвовать в реализации региональных инфраструктурных проектов, заявки из регионов потекли туда рекой: 6 из Татарстана, по 3  – из Чувашии, Алтая, Кемеровской области. В этом году в очередь на получение госинвестиций встала и Удмуртия: до конца года специальная комиссия Правительства РФ рассмотрит проект застройки микрорайонов А7 и А8 в Ижевске,  а в ближайшее время в Министерство регионального развития России будет направлена заявка на софинансирование строительства моста через Каму в районе Камбарки.

Перспектива сотрудничества с Инвестфондом России задает принципиально новый подход к реализации инвестиционных проектов. Во-первых, Инфестфонд работает на условиях государственно-частного партнерства: не менее половины проекта должен профинансировать частный инвестор. Во-вторых, фонд требует софинансирования со стороны региона. Очевидно, чтобы привлечь федеральные средства, республиканским властям придется пересмотреть в пользу инфраструктуры и собственную инвестиционную политику.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.