На газировке и сникерсах

Ларечникам запретили продавать пиво, а с будущего года владельцам  киосков не позволят торговать и сигаретами. Ижевские предприниматели исполнены самых пессимистических прогнозов: они ожидают, что минимум треть существующих торговых точек закроется уже до конца 2013 года.

Антипивной, а теперь и антитабачный закон могут «окончательно погубить малый бизнес и дать полную свободу торговым сетям» — так считают ижевские предприниматели, подсчитывающие грядущие в связи с ужесточением правил торговли убытки. С 1 января 2013 года была полностью запрещена торговля пивом в нестационарных объектах. Это значит, что продавать пиво, как и другие алкогольные напитки, можно только в полноценных магазинах. В ларьках и киосках из жидкостей теперь можно приобрести только соки, воду и лимонады. В ближайшем будущем – с середины 2014 года – запрет распространится и на торговлю сигаретами. Этот удар, по мнению самим владельцев киосков и ларьков, переживут не многие из них.

Против бизнеса

Первоначально депутаты и вовсе хотели убрать табачную продукцию из нестационарных объектов торговли. Однако предпринимателям всё же оставили возможность торговать в павильонах, т. е. ларьках, куда покупатель может войти.

Как рассказал президент Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» Михаил Балясников, борьба с принятием этого закона велась долго. Его смягчение он считает как раз заслугой общественности, выступающей на стороне предпринимателей, против которых он и был направлен.

«Малый бизнес в России на 90% в настоящее время занят в сфере торговли и услуг, — поясняет г-н Балясников. — Доля производителей продукции здесь не превышает и 5%, так как финансовые возможности сильно ограничены. Однако в последние годы власти вместо постоянно декларирующейся поддержки регулярно вставляют палки в колеса малому бизнесу».

По мнению предпринимателя, закон, запрещающий торговлю сигаретами в ларьках, как и аналогичный, касавшийся пива, вовсе не направлен на сокращение числа курящих и пьющих граждан, как объясняется многими чиновниками. Свое мнение Михаил Балясников аргументирует статистическими данными: «По данным Удмуртстата, потребление пива в 2012 году в Удмуртии увеличилось более чем на 9%. Продажи водки и других крепких напитков выросли почти на 5%. Число преступлений, совершенных гражданами в состоянии алкогольного опьянения, в Удмуртии выросло на 80%. Это говорит, что запретительные меры в борьбе с курением и алкоголизмом совершенно неэффективны».

Зато, по мнению г-на Балясникова, от принятия этих законов  в выигрыше остаются торговые сети. «Очевидно, что человек, который не сможет купить пиво или сигареты в ларьке на остановке общественного транспорта, не сомневаясь, пройдет еще несколько метров до любого из трех продуктовых магазинов, которые находятся за этим ларьком. Там он без проблем купит любой алкоголь и сигареты. Тот, кто пил и курил, будут продолжать это делать и дальше, несмотря на ограничение количества мест торговли. Просто деньги будут идти в карманы крупных торговых сетей, а не малых предпринимателей», — сетует эксперт.

В Ижевске наблюдается переизбыток продуктовых магазинов, чем ужасно гордится республиканское министерство торговли. По разным оценкам, объем торговых площадей на одного жителя столицы Удмуртии в 3 раза выше норм. Однако предприниматели считают, что в этом ничего хорошего нет, а властям следовало бы контролировать этот вопрос и не позволять торговым сетям строить новые магазины, так как они наносят ущерб в первую очередь малому бизнесу. В качестве примера приводят разные европейские страны, где крупные супермаркеты выносят за границы города, запрещают им торговать в выходные дни и поздно вечером. Таким образом там соблюдается здоровый баланс между предпринимателями, держащими небольшие магазинчики и ларьки, и крупными сетями, предлагающими широкий ассортимент товаров.

Министр торговли и бытовых услуг Удмуртии Петр Пономарев с такой постановкой вопроса не согласен. Он считает, что существующего количества торговых точек, продающих алкоголь и сигареты, в Удмуртии слишком много. «До сих пор никак не разберемся с тем, что в некоторых ларьках торгуют пивом. У них было достаточно времени, чтобы подготовиться к вступлению в силу этого закона. Они могли вполне взять в аренду площади в магазинах и спокойно продолжать работу.  Когда-то действительно была потребность в мелкой рознице. Сейчас магазинов у нас очень много и в ларьках необходимости уже нет. Акцизный товар должен реализовываться в соответствующих условиях», — уверен министр.

Удар по больному

Основную маржу владельцы киосков и ларьков делают на четырех группах товаров:  мясоколбасная продукция и молочная, хлебобулочная и кондитерская, алкоголь и сигареты. Всё остальное лишь сопутствующий товар, не приносящий больших доходов. Запрещая продажу какой-то из вышеуказанных групп товаров, власти сокращают возможности бизнеса иметь нормальную прибыль, отмечают участники рынка. Выжить «на пепси-коле и сникерсах», как говорят предприниматели, будет крайне сложно.
«Сейчас идет разговор еще и о том, чтобы запретить торговать в ларьках продуктами питания, так как в них якобы не обеспечиваются должные условия хранения, — рассказывает г-н Балясников. — Тогда чем нам останется торговать? Нужно понимать, если вы сокращаете ассортимент, остается всё меньше торговых точек. Это значит, что сотни людей будут сидеть без работы. При этом ни проблема курения, ни проблема алкоголизма не решится. Пива и сигарет и других товаров будут продавать столько же, просто делать это будут не индивидуальные предприниматели, а крупные сети».

По мнению директора по финансам и экономике ТГ «Ижтрейдинг» Дмитрия Мельникова, торговые сети действительно ожидают увеличения продаж этих групп товаров. «Безусловно, часть покупателей перетечет в магазины, и ряду предпринимателей придется закрыться, — считает г-н Мельников. — В то же время и торговые сети ожидают серьезные проблемы из-за других положений этого же закона, касающихся удаленности торговых точек от определенных учреждений. В каком-то городе России инициативная группа даже посчитала, на каких участках по новому закону можно будет торговать алкоголем и сигаретами. Оказалось, что чуть ли не единственным подходящим по всем параметрам является кладбище. Как сетевикам работать в новых условиях — тоже вопрос».

Алкорейды

До сих пор среди часто встречающихся претензий к ларечникам со стороны правоохранительных органов и общественности была продажа пива несовершеннолетним. Рейды устраиваются регулярно. Их итогом часто оказывается административный штраф, а при повторном нарушении и уголовная ответственность. Однако сами предприниматели утверждают, что интереса продавать алкоголь подросткам у них нет. Нести ответственность за это им тоже не хочется. «Распознать точный возраст покупателя не всегда возможно по внешним данным», — сетует г-н Балясников. В качестве действенной меры предприниматели предлагают продавать алкоголь только при предъявлении паспорта, и неважно при этом, насколько взрослым выглядит покупатель. Это бы вообще исключило вероятность продажи алкоголя несовершеннолетним. Однако подобные предложения со стороны бизнеса властями не воспринимаются. Вместо этого принимаются дополнительные запретительные меры, говорит эксперт.

Кроме того, представители малого бизнеса отмечают, что рейдов в стационарные магазины на предмет торговли алкоголем несовершеннолетним правоохранительные органы не проводят, а там, по их утверждению, подобных нарушений может быть не меньше.

Последствия

По данным организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства», в Ижевске уже на 10% сократилось количество ларьков и киосков. К концу года ожидается, что прекратят свою работу до 30% существующих объектов торговли. Сначала закроются те, что находятся на участках, где поток покупателей небольшой. Потом волна дойдет и до «ходовых» мест города.

Последствия могли бы быть еще страшнее, если бы под давлением властей несколько лет назад многие предприниматели не заменили киоски на торгово-остановочные комплексы, павильоны, большинство из которых не подпадут под действие антитабачного закона (он не запрещает продажу сигарет в таких объектах).

Ряд предпринимателей не скрывают, что сейчас некоторые из них продолжают торговать пивом из-под прилавка. То же самое будет и когда запретят продавать сигареты. Им просто терять уже нечего, говорят они в свое оправдание, ведь многие вложили в киоски не один миллион рублей. Кроме того, существующие нормы принуждают предпринимателей же за свой счет ликвидировать ларек, если он не отвечает вновь появляющимся требованиям.

Сокращение количества малых предпринимателей может отразиться и на микропроизводствах. В ряде киосков, например, сейчас продают хлеб, который пекут в частных мини-пекарнях. Закрытие киосков может привести к сокращению объемов сбыта продукции и закрытию таких мини-пекарен, ведь в супермаркеты небольшим предприятиям пробиться практически невозможно.

Петр Пономарев считает, что часть предпринимателей всё же будут приобретать или арендовать площади под магазины. Некоторые продавцы перейдут работать в торговые сети. Действительно, сокращения персонала и количества ИП избежать не удастся, но другого выхода он не видит.

Согласно принятому Госдумой закону запрет на торговлю сигаретами в киосках начнет действовать с июня 2014 года. У предпринимателей есть больше года на то, чтобы переформатировать свой бизнес, заменить киоски на павильоны или попробовать отстоять свое право на продажу сигарет другими способами. И еще неизвестно, какой из вариантов доступнее, ведь, к примеру, без разрешения властей расширить киоск до павильона они не могут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.