Максим Иванов: «Новые микрорайоны выглядят несовременно»
Архитектор Максим Иванов в интервью СД рассказал о том, как, по его мнению, следует планировать городское пространство и почему современная застройка чаще всего не украшает Ижевск, а демонстрирует аппетиты застройщиков и отсутствие в городе единой архитектурной политики.
— Какие плюсы и минусы архитектурных решений, реализованных в Ижевске начиная с прошлого века, Вы могли бы отметить?
— Большинство общественных зданий, построенных до перестройки, грамотно размещены в структуре города благодаря профессиональным градостроительным советам, жесткому контролю со стороны власти и высокому уровню специалистов, работавших над проектами. Также не могу не отметить транспортную схему. Общественный транспорт и сейчас один из самых удобных способов перемещения по Ижевску. Удачен проект этого года по созданию сети велодорожек в Ижевске. Но если говорить о новых микрорайонах, то они у нас зачастую выглядят как несовременные — можно найти больше сходства со старыми постройками, чем различий.
Что ни говори, а городу нужны крупные сооружения общественного и спортивного назначения. Например, зоопарк. Конечно, жаль было терять лес, но посмотрите, насколько эта территория востребована сейчас. Однако надо признать, что архитектура новых объектов не всегда на высоте. Здания выглядят довольно уныло, композиция фасадов маловыразительная, качество монтажа и материалов низкого уровня. Принято считать, что дорогие материалы украшают здание, делают его современным. Но когда смотришь на старинную кладку обычных кирпичных зданий у набережной, дом в переулке Интернациональном ниже улицы М. Горького, дома на улице Бородина, на простые оштукатуренные дома на улицах Авангардной и Орджоникидзе, понимаешь, сколько сил, сколько времени было потрачено на создание каждого из этих зданий и как хорошо они сделаны. В этих объектах есть индивидуальность без лишнего декора и дороговизны, они живут, они дышат.
— Что препятствует внедрению новых разработок, повышающих в том числе и качество строительства?
— Все уже давно заметили, что качество строительства и проектирования снижается, когда стоимость работ определяется тендером, в котором выигрывает организация, предлагающая наименьшую цену. Специалисты вынуждены в кратчайшие сроки выполнять работу в ущерб качеству. Если говорить о самых последних технологиях, то обычно они очень затратные, что зачастую неприемлемо для инвестора. Встречаются также и «псевдотехнологии», часто с приставкой «нано-» или «инновационные». Строительство — это довольно медленно развивающаяся сфера, действительно стоящие идеи и технологии в ней появляются редко. Поэтому решения, «новые» для потребителя, чаще всего просто новый маркетинговый ход. Если говорить о качестве проектирования, то едва ли вы найдете хотя бы пару удачных планировок в квартирах новостроек с низкой ценой — например, удобно расставить мебель в них очень затруднительно.
— В чем причина этих, так сказать, «архитектурных неудач»?
— Удача для проектируемого объекта, так же как и архитектурная ошибка, может быть определена стечением обстоятельств и зависит от многих факторов. Место будущего строительства, грамотность проектировщиков и службы заказчика, желание людей решить комплекс проблем с минимальными затратами — вот некоторые из них. Удача — это когда объект живет долго без перепланировки и приносит пользу своим потребителям, окупается для инвесторов, радует глаз жителей города. А вот градостроительная ошибка размещения здания, архитектурных решений планов и фасадов могут привести к потере состоятельности объекта, к значительным затратам, банкротству бизнеса. Так, например, мы видим частую смену вывесок магазинов и зданий — это следствие поиска «правильного места» — соответствия места и функции объекта.
— Архитектурные решения, получившие резонанс в обществе в последнее время, — это планы по застройке набережной жилым комплексом «Багратион» или размещение там же Эскпопарка, автовокзал на месте драмтеатра и другие. Есть мнение, что они принимались без должного учета мнения профессионального сообщества и горожан, а конкурсы носят недостаточно открытый характер. Как Вы оцениваете данные инициативы?
— Выбор места для размещения автовокзала требует тщательного анализа градостроительной ситуации и проработки транспортных развязок, пешеходных потоков и учета многих других факторов. Надеюсь, это было учтено. Кто-то из великих сказал: «Сначала мы создаем архитектуру, а потом она формирует нашу жизнь». Ничего не изменилось со времен автора высказывания — сегодня мы должны вести градостроительную политику по такому же принципу.
На участке набережной около Дворца пионеров еще советские архитекторы предлагали построить Дворец бракосочетания — здание общегородского значения. Это уникальная территория, очень значимая для города, жаль отдавать ее под жилые дома. На мой взгляд, она подходит для Экспопарка. Если это будет большое, светлое, прозрачное здание для проведения массовых мероприятий, то это место окажется в плюсе. Я не вижу там глобальных проблем для организации транспортной доступности и устройства автостоянок, для которых можно использовать особенности рельефа.
Конечно, к историческим местам требуется особое отношение, индивидуальный подход к застройке или перестройке. Но в то же время без частного заказчика развитие таких участков невозможно. Правильней было бы вести речь об ограничениях для строителей при развитии исторических мест, об определении специальных условий. При этом все-таки в центре города не должны стоять бесхозные деревянные постройки. Лучше перенести их на музейную территорию Рабочей слободы, а ее устроить ближе к набережной, к зоне развлечений. Хороший пример такой активной музейной зоны у нас уже есть — это музей-заповедник «Лудорвай». Что касается интересов заказчика, то архитекторы работают в рамках правового поля. А о том, чтобы законодательство отвечало потребностям современного общества, должно заботиться само общество. Между тем судьбу больших городских проектов все-таки должно решать профессиональное сообщество, конечно, с учетом мнения и потребностей горожан. Архитектурные конкурсы для проектов городского масштаба — это позитивное явление. Благодаря им мы можем увидеть плюсы и минусы различных архитектурных решений.
— Возводимые в последнее время в Ижевске объекты, в особенности жилые дома, — высотные. Такие же становились и победителями архитектурных конкурсов, прошедших в 2012-2013 годах. Куда же все-таки стоит развиваться городу: вверх или вширь? В некоторых городах России уже запрещают строить дома выше девяти этажей и осваивают пригородные пространства, застраивая их кварталами. Японские архитекторы говорят, что большие города не нужны, лучше несколько маленьких, объединенных в кластер. Изжила ли себя уплотнительная застройка в Ижевске? Или она исчезнет, когда больше не будет мест, где можно «воткнуть» «высотку»?
— Высотные дома неудобны для проживания — у точечной застройки пропадает понятие «двор», есть такие проблемы, как «незнакомые» соседи, проблема ожидания лифта в час пик, узкие общие коридоры, нехватка давления водопроводной сети и т. д. Такая застройка немасштабна человеку, противоречит его природе. Это жилье экономкласса, каким бы «элитным» его ни называли. Мне кажется, когда рынок насытится высотными домами, возникнет потребность в более качественном жилье 5-8-этажной квартальной застройки, которую мы наблюдаем в развитых странах. На сегодняшний день мы должны понимать, что высотное жилье — это отчасти выход из положения, каким было ранее строительство хрущевок ради обеспечения населения доступным жильем. Экономика такого жилья складывается из соотношения общего и частного — стоимости участка, прокладки инженерных систем, общих коридоров, лифтов и жилых квадратных метров.
— Что могут предложить архитекторы для решения проблем с недостатком автомобильных парковок в городе?
— Хранение транспорта — глобальная проблема. Подобно хламу в квартире, вещи накапливаются, хранить их негде. К тому же потребители стали гораздо требовательнее к комфорту. Думаю, сначала не будут пользоваться особым спросом районные многоуровневые парковки, радиус пешеходной доступности которых может составлять несколько сот метров, но они разгрузят наши дворы. Подземные паркинги — дорогое удовольствие. Возможно, надо искать решение в виде придомовых надземных сооружений-микропарковок в два уровня на балансе ТСЖ. В подобных сооружениях должна присутствовать визуальная экология, эстетика восприятия объекта, дизайн. Выбор решения должен зависеть от конкретных условий: среды застройки, рельефа местности и т. д. Мне кажется, лучшие решения можно определить только посредством публичного конкурса.
— Какие проекты, представленные специалистами, но не реализованные в уходящем году, могли бы сделать город лучше, удобнее?
— Недавний проект развязки дорожной сети с организацией моста на пересечении улиц Маяковского и Магистральной решил бы транспортный коллапс этого узла. К сожалению, он пока не реализован. Очень надеюсь на продуктивный результат в проекте администрации и британских архитекторов по реконструкции Центральной площади Ижевска.
Справка «СД»
Архитектор Максим Львович Иванов, лауреат международных конкурсов, учился в ИжГТУ (ПГС/Архитектура и конструирование зданий) и в КГАСУ, Казань (Проектирование зданий).
С 2000 года участвовал в проектах крупных организаций: резиденция президента УР, Школа биатлона УР, ТЦ «СИТИ», казино-ресторан-диско «Вавилон», автосалоны Volkswagen, Nissan, Honda, а также райбольницы, поликлиники, генплан микрорайона в Можге, жилые дома различной этажности, крупные промышленные предприятия в России и за рубежом и другие.
С 2013 года работает в проектной организации ООО «Каскад».