Игра в ассоциации

Малый бизнес снова поддержали. Дмитрий Медведев встал на защиту рядовых предпринимателей, по-хорошему посоветовав контролирующим и правоохранительным органам перестать их «кошмарить». За поиски тех, кто «кошмарит», тут же взялись органы прокуратуры — создали для сбора оперативной информации об административных барьерах общественные советы с участием представителей бизнеса. Какие еще роли, кроме жалобщиков, играют, могут и хотят играть общественные объединения предпринимателей? СД выяснил, зачем бизнесмены объединяются в профсоюзы, палаты, лиги и ассоциации.

Когда мы едины…

До недавнего времени российская экономическая реальность обязывала предпринимателя решать проблемы своего бизнеса в одиночку. Хозяева малых предприятий старались «не высовываться» и преодолевали трудности при помощи разного рода «крыш». Представители среднего и крупного бизнеса активно избирались во всевозможные органы власти с той же целью — чтобы с помощью статуса и политических инструментов решать бизнес-проблемы. Не сказать, чтобы эти методы ушли в прошлое, но все-таки их эффективность заметно снизилась. Наверное, именно это толкнуло бизнесменов — в объятия друг другу — создать объединения предпринимателей для защиты общих интересов.

Условно предпринимательские объединения можно разделить на две группы. Во-первых, те, что построены по отраслевому принципу — они организуют диалог конкурентов и лоббируют интересы отрасли. В Удмуртии порядка 30 таких организаций.

Для второй группы объединений род деятельности участников значения не имеет — они ставят целью защиту законных прав и интересов бизнеса в целом и представление их позиции в органах власти и СМИ. Их в республике больше десятка.

К таковым, например, относится Ассоциация «Деловая Удмуртия», объединяющая три десятка предприятий, представляющих средний бизнес. По словам члена Правления Ассоциации, президента корпорации «Центр» Сергея Ощепкова, основными стратегическими задачами объединения является улучшение инвестиционного имиджа Удмуртии и формирование промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры в экономике республики: «Ассоциация „Деловая Удмуртия“ регулярно встречается с представителями государственной власти, начиная от Президента УР и заканчивая главами администрации городов республики. На этих заседаниях решаются вопросы по развитию инфраструктуры удмуртской экономики, повышению ее инвестиционной привлекательности. Решаемые нами вопросы касаются всего предпринимательства Удмуртии. Для этого у нас имеются мощные материальные, политические ресурсы».

Это общий для большинства предпринимательских объединений принцип работы — сама организация становится чем-то вроде «предохранительной прослойки» между властью и бизнесом, затрудняющей непосредственное давление чиновников на предпринимателей и в то же время дающей возможность воздействовать на госполитику в области развития бизнеса.

Второе, пожалуй, наиболее важно — если давление контролирующие инстанции оправдывают требованиями закона, то изменить этот закон в одиночку предпринимателям точно не под силу. Когда же они объединяются, то шансы быть услышанными возрастают многократно.

В 2008 году профсоюзом «Единство» было проведено очередное социологическое исследование, в котором приняли участие 1500 ижевских предпринимателей. Опрос вновь выявил наиболее острые проблемы: частые проверки, рост выплат по ЕНВД и коррупция. Власти это не отрицают. Так, министр экономики Валерий Богатырев, отвечая на вопросы нашего журнала, признал, что развитие малого предпринимательства сильно тормозит неблагоприятная внешняя среда — административные барьеры, несовершенство законодательства, налоговый пресс.

По словам генерального директора Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, председателя Совета некоммерческого партнерства «Лига общественных объединений предпринимательства УР» Виктора Пушина, объединения отражают состояние дел в отрасли и в малом бизнесе в целом: «Новые тенденции в развитии, проблемы, перспективы малого бизнеса — это как раз то, чего не хватает властям для принятия оперативных решений. Поэтому такое взаимодействие помогает преодолевать информационный разрыв, который существует сегодня между властью и бизнесом. В этой ситуации общественные объединения выражают перед государством коллективную позицию своих членов и, в свою очередь, объясняют предпринимателям необходимость принятия тех или иных решений власти».

Прикладные функции

Членство в общественных объединениях может быть весьма полезным для бизнесменов. Как рассказал генеральный директор Удмуртской торгово-промышленной палаты (УТПП) Евгений Вылегжанин, палата предлагает своим членам, всем заинтересованным лицам информационную поддержку, услуги в подготовке и проведении выставок, конкурсов, рекламных кампаний. Но это не все. УТПП работает на таких направлениях, как проведение экспертиз, патентная поддержка и консультирование в области авторских прав, третейский суд. Для компаний, ориентированных на внешний рынок, предлагаются конкретные меры по развитию торгово-экономических и научно-технических связей с другими регионами России и зарубежными странами.

Члены независимого профсоюза предпринимателей и работников организаций различных форм собственности «Единство» могут в любой момент получить консультативную поддержку по вопросам ведения бизнеса.

«Законодательство в предпринимательской сфере постоянно и интенсивно меняется. К тому же в различных отраслях существует своя специфика. Эксперт по этим вопросам ценится на вес золота, на улице его не найдешь, — поясняет руководитель профсоюза Константин Левый. — Объединенным в одной структуре участникам гораздо легче платить, условно говоря, 5 рублей на зарплату такому специалисту, чем самим ходить по адвокатам. Но не все предприниматели это понимают. Многие из них, насмотревшись фильмов, при появлении проблемы идут к адвокату, забывая, что он, прежде всего, специалист по уголовному праву. А денежку, будь здоров, попросит неплохую».

Обычной практикой «Единства» стало обжалование постановлений контролирующих органов в Арбитражном суде УР — по словам Константина Левого, чаще всего закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» нарушают сотрудники органов внутренних дел, проводя проверки чаще положенного по закону одного раза в два года.

Виктор Пушин привел множество примеров, подтверждающих пользу объединений. В частности, он упомянул Сарапульский бизнес-клуб, с созданием которого несколько лет назад с мертвой точки сдвинулось решение многих проблем местных предпринимателей, мешавших им развиваться.

«Помимо того что они сегодня в полемике, диалоге со структурами власти решают свои производственные вопросы, они еще вместе отдыхают, — говорит эксперт. — А неформальное общение очень многое дает — предприниматели начинают пользоваться услугами друг друга и при этом становятся не только надежными клиентами в бизнесе, но и надежными партнерами по общественному объединению».

Ассоциация «Деловая Удмуртия», участники которой имеют возможность по меньшей мере раз в год встречаться с президентом Удмуртии и председателем правительства республики, к своим заслугам относит внесение ряда поправок в содержание республиканской целевой программы по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также решение ряда инфраструктурных вопросов.

Шаги навстречу

Надо сказать, что власть понимает, что без диалога с предпринимателями ей проблем, мешающих развитию бизнеса, не решить, и со своей стороны тоже пытается этот диалог завязать.

При президенте Удмуртии несколько лет действует Совет по взаимодействию с общественными объединениями. На его заседаниях иногда поднимаются вопросы, напрямую волнующие большинство республиканских предпринимателей. Так, например, при участии совета и Федеральной антимонопольной службы было опротестовано возмутившее ижевских бизнесменов решение городских властей о передаче муниципального имущества в управление холдингу «Сайгас». Именно после этих событий было принято решение включить в состав совета представителей малого бизнеса.

Впрочем, быть эффективными получается не у всех госорганов по работе с общественностью. Например, Общественная палата УР до сих пор так и не смогла стать площадкой для обсуждения проблем предпринимателей. В отделе по взаимодействию с общественными объединениями Администрации Президента и Правительства УР винят в этом экс-главу профильной комиссии палаты — по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства.

Как рассказала руководитель отдела Инна Сергеенкова, избранный председателем генеральный директор ижевского НИТИ «Прогресс» Андрей Зорин не являлся на заседания Общественной палаты и фактически провалил работу комиссии. Правда, обращение в комиссию было всего одно: группа предпринимателей Ленинского района Ижевска пожаловалась на местную власть, которая облагает их высокими налогами, требует вымостить прилегающую территорию брусчаткой и поддерживать порядок в расположенной неподалеку лесопосадке. Но, по словам Инны Сергеенковой, если бы комиссия активно работала и заявляла о себе, обращений могло бы быть больше. А так даже единственное обращение осталось без ответа. Сам Андрей Зорин говорить о членстве в Общественной палате отказался, в администрации говорят, что он будет исключен из этого органа и комиссия по предпринимательству выберет нового председателя. Инна Сергеенкова поделилась предположениями, что на этот пост могут претендовать генеральный директор сарапульского завода «Элеконд» Владимир Конышев или генеральный директор ЗАО «Удмуртгражданпроект» Иван Шахов.

Один из последних шагов власти навстречу бизнесу — поддержка на высшем уровне идеи создания при органах власти наблюдательных советов, которые должны будут следить за соблюдением законодательства в отношении предпринимателей. Это, по сути, и есть расшифровка многократно процитированного СМИ заявления Президента России Дмитрия Медведева о том, что «пора прекратить кошмарить бизнес».

Локомотивом этой инфраструктуры, по всей видимости, должен стать Общественный совет при Генпрокуратуре РФ — такие советы сейчас создаются при прокуратурах во всех регионах страны, в том числе и в Удмуртии. Как сообщил прокурор Удмуртии Сергей Панов, в рамках совета планируются систематические встречи с представителями бизнес-объединений. На таких встречах прокуроры будут «узнавать из первых уст, какие перед предпринимателями ставятся административные барьеры, которые они не смогут преодолеть сами».

Приглашение войти в состав совета при Прокуратуре Удмуртии получили республиканские отделения ОПОРЫ РОССИИ и «Союза машиностроителей России», а также региональное объединение работодателей Удмуртии «Развитие». По собственной инициативе вопрос о вхождении в состав совета рассматривает Ассоциация «Деловая Удмуртия».

Со стороны прокуратуры в совет вошли руководители всех направлений, в рамках которых осуществляется надзор за соблюдением прав предпринимателей. И сами прокуроры уже приступили к выявлению фактов ущемления интересов бизнеса. В частности, запросили во всех контролирующих предпринимателей органах данные о проверках за три года — чтобы выяснить, всегда ли они проходят в рамках закона, не «кошмарят» ли в Удмуртии бизнес. Выяснилось, кстати, что вполне «кошмарят», и по фактам нарушений прокуратура уже «принимает меры».

Предполагается, что совет будет не только жилеткой, в которую можно будет поплакаться. Помимо прочего, он получит право выступать с законодательной инициативой в рамках полномочий Прокурора УР. И, судя по результатам одного из первых заседаний, участники намерены им воспользоваться: прозвучали предложения внести изменения в законодательство, которое регламентирует работу контролирующих органов, разработать единый правовой акт с правилами пожарной безопасности, установить разумные сроки выдачи лицензий, принять меры к удешевлению сертификации.

«При создании подобных совещательных органов большую роль играет человеческий фактор, — оценивает перспективы совета Константин Левый. — Его эффективность будет зависеть, в том числе, от человека, который курирует это направление работы».

А едины ли мы?

Несмотря на обоюдные декларации власти и бизнеса о готовности к диалогу, предприниматели пока не испытывают удовлетворения от взаимодействия с государством. Причины называют разные.

Сергей Ощепков признает, что на сегодняшний день практически ни одно объединение малых предпринимателей в Удмуртии не работает эффективно: «Объединить малый бизнес — дело довольно сложное. Кто такой малый предприниматель? Это человек, который торгует на рынке, имеет небольшой магазинчик, парикмахерскую или небольшое производство. У малого бизнеса зачастую не хватает авторитета и материальных ресурсов, чтобы представлять свои интересы на всех уровнях власти. Важно поставить во главе этого объединения авторитетных людей».

С этим согласен Константин Левый: «Существующие организации выполняют чисто представительские, совещательные функции. Иногда через создание таких объединений их лидеры реализуют свои амбиции. Если быть абсолютно честным, большинство местных предпринимателей вообще не знают про эти организации. На мой взгляд, дело не в их слабости, а в разобщенности и нежелании объединить усилия для отстаивания собственных интересов. Нередко предприниматели сами обращаются к нам в профсоюз и убедительно начинают рассказывать о своих проблемах. Но когда на совещаниях в правительственных структурах мы начинаем обсуждать эти проблемы и нам говорят: пускай придут „живые“ предприниматели и выскажутся, эти „живые“ предприниматели идут на попятную со словами: „Давай без меня“. Я уверен, что активная позиция каждого, помноженная на силу объединений предпринимателей, могла бы реально влиять на принимаемые в Ижевске решения и не допускать шагов, способных нанести малому бизнесу большой ущерб».

Евгений Вылегжанин добавляет, что ситуацию осложняет еще и конкуренция между предпринимательскими организациями. «Конкуренция проявляется в основном в схожести некоторых услуг, предлагаемых предпринимателями, но их спектр и качество значительно выше у крупных общественных объединений, — говорит генеральный директор УТПП. — Многочисленность и разрозненность таких организаций — основная проблема. При существующем уровне взаимодействия государственной и муниципальной власти с предпринимателями малое и среднее предпринимательство фактически может потерять управление».

В том числе и чтобы выполнить спущенную по вертикали власти задачу — организовать взаимодействие с бизнесом — чиновники на местах зачастую сами заботятся о создании общественных организаций. В итоге вместо независимых предпринимательских объединений появляются структуры, оторванные от реальной жизни.

Перспективы

Между тем все наши эксперты едины во мнении, что процесс постепенного пробуждения бизнес-сообщества неизбежен. Председатель Совета Удмуртского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ Владимир Гуляшинов будущее видит за саморегулируемыми организациями, вырастающими снизу. Во многих странах им передают ряд государственных функций — они выдают отраслевые лицензии, сертифицируют качество товаров и услуг, регистрируют малые предприятия.

«Вот только вопрос, касающийся передачи ряда государственных функций саморегулируемым организациям, упирается в их отсутствие, — говорит Владимир Гуляшинов. — Никто не готов к таким мерам: ни государство, ни бизнес. Даже в Москве нет полного понимания ситуации, как сделать это правильно, чтобы не потерять контроль».

Сегодня отечественные предприниматели находятся в самом начале пути к объединению и созданию собственных организаций, способных реально бороться за интересы бизнес-сообщества. Прежде всего, за прозрачные, законодательно установленные и предсказуемые «правила игры», за то, чтобы не чиновники, а депутаты — после всестороннего обсуждения, в том числе и с организациями предпринимателей — устанавливали бы нормы и ограничения, регулирующие развитие бизнеса. По сути, это и означает формирование предпринимательства как класса. А это процесс гораздо более сложный и долгий, чем начало своего дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.