Архив журнала

Бизнес-план Путина

«План Путина», предложенный партией «Единая Россия» в качестве своей предвыборной программы, единственный из всех предложенных содержит внятную экономическую составляющую. Что неудивительно -он фактически продолжает экономическую политику, которую последовательно реализует команда Владимира Путина на протяжении двух президентских сроков. Так в чем состоял экономический или если угодно — «бизнес-план» Владимира Путина и что на его основе намерена сделать «Единая Россия»?

Прежде чем перейти к рассмотрению того, что сделано и что еще предстоит, нужно вспомнить, какой была Россия, когда проголосовала на президентских выборах 2001 года за Владимира Путина.

Ее, безусловно, нельзя охарактеризовать однозначно — «плохо» или «хорошо». С одной стороны, это было позитивное для экономики страны время — цены на товары российского производства росли, что повлекло рост объемов производства и, соответственно, общее улучшение социально-экономической ситуации. Уже сформировалась единая политическая сила на базе политических блоков «Единство» и «Отечество», объединившаяся впоследствии, поддержавшая Владимира Путина на выборах и потеснившая в парламенте как «левых», так и «правых».

С другой — несмотря на начавшийся рост в экономике, контроль над стратегически важными сырьевыми отраслями, такими, например, как нефтедобывающая, был государством утерян, а доходы, которые они приносили, фактически приватизировались и выводились за пределы страны. Устарела и сама система государственного управления — федеративные отношения, административная и политическая системы страны. Требовали реформ налоговая политика, земельный кодекс, энергетическая система, ЖКХ и т.д.

То есть Путину досталась страна, которая была готова к реформе, но самих реформ в ней еще не проводилось — был кризис. Фактически у президента было две точки опоры — парламентское большинство в лице «Единой России» и высокий общественный рейтинг. Все остальное требовалось реформировать, и, соответственно, в ответ можно было рассчитывать только на сопротивление.

Любопытно, что президент свои реформы начал с реформирования отношений бизнеса и власти. Знаменитым «равноудалением олигархов» Путин, во-первых, дал понять, что бизнес должен заниматься бизнесом, а власть управлять государством, а во-вторых, как ни парадоксально, что у власти и бизнеса -одна цель — построение сильного суверенного государства.

Иначе говоря, государство выказало готовность помогать бизнесу, если бизнес готов признавать государственные интересы и им содействовать.

Контроль за ресурсами

Безусловно, «равноудаление» произвело на олигархов впечатление. Были опасения тотальной деприватизации, отмены частной собственности и возврата к тотальному государственному контролю над экономикой.

В действительности же ничего подобного не произошло, да и не планировалось. Если что и отменили, так это «олигархию» — как безнадежно устаревшую и стратегически проигрышную модель управления страной. Потому что не может извлечение максимальной прибыли и ее концентрация в руках ограниченного круга лиц служить целью для государства и общества.

Вот в этом смысле государство действовало на самом деле жестко и беспощадно — попытки взять олигархический реванш пресекались и пресекаются. Впрочем, эта тема сегодня уже не столько политическая, сколько политэкономическая.

«Равноудалив» олигархов, Путин вернул государству контроль над доходами от использования ресурсов страны, не только укрепив тем самым ее экономическую безопасность, но и получив источник средств для осуществления масштабных экономических и социальных реформ.

Системная реформа

Контроль, заметим, был возвращен не силовым методом (хотя в тех случаях, когда нарушается закон, силовое вмешательство иногда бывает необходимо), а законодательно. Например, налогообложение экспорта нефти привязано к ее цене на мировом рынке, что не только не разорило нефтяные компании, но и позволило государству сформировать стабилизационный фонд, который сегодня инвестируется в национальные проекты, поддержку и развитие перспективных и стратегически важных отраслей экономики, в строительство экономической инфраструктуры и т.д.

Опираясь на поддержку «Единой России» в парламенте, Правительству РФ удалось провести серьезную реформу налогового законодательства, которое стало проще и понятнее. Если в конце 90-х годов в Российской Федерации существовало более 100 видов налогов и сборов, то к 2006 году их количество сократилось до 14. В том числе была введена плоская шкала подоходного налога, снижена величина налога на добавленную стоимость, упразднены налоги с оборота, снижен единый социальный налог.

В свою очередь, это привело к росту производства — в том числе в несырьевых отраслях — и конкурентоспособности производимой продукции (например, экспорт машин, оборудования и транспортных средств в 2006 году достиг 17 с половиной миллиардов долларов — это практически в 2 раза больше, чем в 2000 году), снижению инфляции.

Административная реформа, которую вполне обоснованно критикуют за то, что она «забуксовала», между тем тоже дала свои плоды в виде снижения административных барьеров. Сегодня реализован принцип «единого окна» при регистрации предприятий, и сам срок регистрации занимает не более недели.

Стабилизация экономического и политического положения внутри страны, ее возросший кредитный рейтинг обеспечили приток в Россию инвестиций из-за рубежа, а возросшие доходы предприятий внутри страны дали значительный рост инвестиций внутренних. Развитие российского финансового рынка и возросшее доверие к нему со стороны западных финансовых институтов сделало доступными для большинства предприятий такие финансовые инструменты, как лизинг и кредитование.

То есть последовательная реализация «Плана Путина» при поддержке партии «Единая Россия» фактически позволила Президенту РФ вывести экономику страны из системного кризиса, в котором он ее принял в 2001 году. И, пожалуй, есть еще один итог, о котором нельзя не упомянуть. Президенту и «Единой России» удалось-таки доказать тот факт, что сильное государство не отменяет никаких гражданских и экономических свобод (свободу предпринимательства, частной собственности и т.д.). Наоборот — оно их защищает. Для современной России, которая знала только тоталитаризм и олигархию, это совершенно новый опыт. И в действительности мы только начинаем его познавать, ведь «План Путина» на этом не исчерпывается.

Вячеслав Володин, секретарь президиума Генерального совета партии «Единая Россия»:

– Очень важно понимать, что «План Путина» реализуется сегодня не с нуля, он реализуется уже несколько лет. Вспомним 2001 год. Мало кто тогда верил в те решения, которые президент предлагал парламенту. Поверили лишь те, кто сегодня представлен в «Единой России». Наши оппоненты слева и справа либо воздерживались, либо голосовали против предложений президента. Поддерживая президента, мы шаг за шагом вели страну к стабильности. Это тоже часть «Плана Путина», которая уже реализована.

Мы делали все, чтобы в стране начали собираться налоги, чтобы были изъяты сверхдоходы у тех, кто завладел государственными ресурсами. Это тоже была часть плана. Сегодня много говорят о Стабилизационном фонде. Кто мешал нашим оппонентам в прежние годы создать этот фонд, сформировать ресурсы, которые раньше уходили в карманы олигархам и нефтяным магнатам?

Идея фонда была предложена президентом, а осуществлена «Единой Россией». Мы пополнили бюджет, и в результате появились национальные проекты, которые тоже являются частью «Плана Путина». И этот этап плана также реализован при участии «Единой России».

«Единая Россия» — единственная партия, которая изначально сплотилась вокруг президента, вокруг его плана развития страны. Другие этого не сделали, хотя у них была возможность подставить плечо президенту.

Вячеслав Никонов, член Общественной палаты РФ, президент Фонда «Политика»:

– Стоит вспомнить статью, которую Путин опубликовал в конце декабря 1999 года, еще будучи премьер-министром. Он говорил о том, что впервые за всю историю Россия столкнулась с проблемой собственного выживания. Тогда российская экономика составляла менее 1% от мировой экономики, наш ВВП составлял 200 млрд долларов, это было меньше, чем бюджет среднего города в США. Россия терпела геополитическое поражение.

Россия вступила в XXI век без современной инфраструктуры –
транспортной, информационной и т.д. Нам надо строить скоростные дороги, аэропорты, оптоволоконную связь.

В основе «Плана Путина» лежит идея модернизационного рывка, который позволит России вновь вернуться в качестве полноправного члена в клуб великих держав. Вернуться в качестве страны, которая обеспечивает достойный уровень жизни своим гражданам.

Сегодня преемственность политики Путина в значительной степени уже обеспечена.

В трехлетний бюджет заложены основные параметры, которые не будут пересмотрены. Определены стержневые приоритеты развития страны. Так что не будет преувеличением сказать, что Путин — один из самых успешных лидеров в истории нашей страны. Никогда за последние годы не предпринималось такого масштабного модернизационного рывка, который при этом осуществлялся бы без переламывания нации через колено.

Поэтому Россия, безусловно, заинтересована в продолжении этого курса, в реализации «Плана Путина». Одним из главнейших условий реализации этого плана является то, что политическая сила, которая берется его реализовывать, была бы максимально политически весомой. В этом качестве в наших условиях выступает партия «Единая Россия», которая станет инструментом реализации «Плана Путина» и в законодательной области, и как контролирующий орган.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *