Журнал

Накликать

Объемы покупок через Интернет в Удмуртии, по оценкам экспертов,  за год выросли на 20%. Конкуренция между онлайн-магазинами  и торговыми сетями в республике обостряется, однако догнать традиционную розницу виртуальным продавцам в ближайшее время вряд ли удастся.

Активность жителей Удмуртии в приобретении товаров через Интернет, по оценкам экспертов, за последние 2 года выросла на 40%. Для определенной категории потребителей пользоваться услугами веб-магазинов стало такой же обыденной практикой, как покупки в обычном магазине для всех остальных.

Онлайн-корзина

В Ижевске сейчас насчитывается порядка 60 интернет-магазинов, имеющих местную прописку (хотя еще три-четыре года назад их было не более десятка, СД писал об этом — https://svdelo.ru/magazin/zarabotat-ru), и еще больше десятка представительств как крупных розничных сетей, так и интернет-магазинов, поставляющих товар по всей России. Собственно, к услугам покупателей в Ижевске все интернет-магазины мира, готовые осуществить доставку товара в наш город.

Как свидетельствуют игроки рынка, число ижевчан, которые заказывают товары онлайн, постепенно растет. «Многие компании сейчас стараются выйти в Интернет и открыть собственные интернет-магазины, — говорит директор интернет-магазина Wahu.ru Дмитрий Бетских. — Продают уже почти всё. Продавцам этот рынок очень интересен. Что касается потребителей, то я не могу сказать, что спрос на услуги интернет-магазинов увеличивается с такой же высокой скоростью. Но, на мой взгляд, выросло доверие к интернет-покупкам. Всё реже спрашивают: «А точно привезете, а не обманете?» А еще мы заметили интерес бизнеса к закупкам через Сеть, ведь это позволяет серьезно сэкономить время да и деньги».

С этим согласен и директор интернет-магазина iShop18.Ru Максим Поляков. По его словам, в целом идет равномерный рост продаж. Как и в обычных магазинах, здесь наблюдаются сезонность и распределение по нишам. «Конкуренция среди интернет-магазинов в Ижевске уже достаточно высока, — отмечает эксперт. — Есть сайты, которые предлагают крайне обширный ассортимент товаров, однако часто проигрывают в ценах — не успевают отслеживать тенденции. Есть онлайн-площадки, имеющие более узкую специализацию. Они обычно более гибко подходят к формированию цен, активнее предлагают новинки».

В качестве показателя привлекательности использования Интернета как средства поиска нужного товара игроки рынка приводят и конкретные цифры.

«По Ижевску рост запросов в поисковых системах, связанных с интернет-магазинами, за год составил 25%, а за два последних года — 55% (февраль 2012-2013 гг. и 2011-2012 гг. соответственно), — отмечает генеральный директор Корпорации «Центр» Роман Гайдуков. — Но фактически активность жителей Удмуртии в покупках через интернет-магазин изменилась на 20 и 40% соответственно. У нас, в частности, объем продаж через Интернет за последние 3 года вырос в 6 раз. В основном онлай-покупателями в Ижевске являются молодые люди до 30 лет. Но в последнее время всё чаще начинает совершать покупки через Интернет и старшее поколение».

Идут в сеть

Крупные розничные сети, основной оборот которых составляет торговля в традиционных магазинах, также всё активнее продают через Интернет, составляя конкуренцию онлайн-площадкам, не имеющим стационарных точек. Как говорит г-н Гайдуков, одно другому не мешает, а возможность выбрать товар в Интернете даже расширяет аудиторию традиционных магазинов. «Интернет-площадка  — это в первую очередь удобный сервис для покупателей, — поясняет эксперт. — Они могут в домашней обстановке, не вставая с дивана, посмотреть технику на сайте, сравнить разные модели и забронировать ту, что понравилась. При этом забрать ее можно в любое удобное время в ближайшем магазине либо оформить доставку прямо домой».

Преимуществом розничных сетей перед онлайновыми магазинами являются более широкие сервисные и маркетинговые возможности: кредитные и бонусные программы, собственные сервисные центры, службы доставки и, конечно, короткие сроки поставки товара.

«У крупных офлайн-магазинов также часто заключены договоры с дистрибьюторами на поставку эксклюзивных моделей товаров. То есть ту или иную технику, к примеру, можно приобрести только в этом магазине», — отмечает Максим Поляков.

Ассортимент

Как говорят эксперты, больше всего в Интернете в розницу покупают бытовую технику, одежду и разного рода сувениры и украшения из серии «хенд-мейд».

«Покупка бытовой техники — это, как правило, планируемое мероприятие, а не спонтанное действие. Поэтому потребитель подходит к выбору более взвешенно, — поясняет г-н Поляков. — Обычно выбирают модель на странице интернет-магазина, идут в магазин обычный «потрогать», посмотреть, расспросить продавцов и в итоге заказывают понравившуюся модель в интернет-магазине. Товар в Интернете, как правило, стоит дешевле, чем в обычном магазине. Разница может доходить до 10-20%».

Дмитрий Бетских добавляет, что подобная модель позволяет покупателю выбрать именно тот товар, который ему нужен, а не тот, который должен навязать продавец в магазине, чтобы получить премию. В интернет-магазине, по словам эксперта, делается осознанный выбор, и не приходится потом хвататься за голову — Господи, зачем я это купил!?

Сами игроки рынка по-разному оценивают уровень конкуренции в категории бытовой техники, отмечая, что зачастую она скатывается к ценовой борьбе, что на развитии рынка сказывается отрицательно.

Своя специфика есть у интернет-магазинов одежды. Как рассказали СД в онлайн-ателье «Рубашка на заказ», покупатель здесь обращает внимание не только на модель, важно также правильно подобрать размер. Для этого такие площадки предлагают специальные конструкторы, помогающие точнее разобраться со всеми параметрами фигуры. Интересно, что такие фирмы, территориально располагаясь в Ижевске, основную свою потребительскую аудиторию могут иметь совсем в других регионах. В данном случае, предлагая рубашки гарантированного качества по достаточно высоким ценам, заказы магазин получает чаще всего из Москвы и Санкт-Петербурга, а шьют их в Ижевске.

Ставшие популярными в последнее время поделки своими руками — сувениры, открытки, бижутерия — активнее продаются через Интернет. Тут всё дело в специфике ручного труда — продукция изготавливается на дому под конкретный заказ. Причем нередко авторы даже не тратятся на создание сайта — просто заводят странички в социальных сетях.

Мебель, сантехнику, запчасти для автомобилей, экипировку для туризма в Интернете предлагают, как правило, магазины, имеющие стационарные точки. Глобальная сеть для них служит в качестве возможности выхода в другие города республики и за ее пределы.

Не на равных

Между тем эксперты считают, что торговле через Интернет по объемам пока еще очень далеко до обычных магазинов.

«В настоящее время о равенстве объемов продаж через Интернет и офлайн-продаж можно говорить лишь относительно потребителей столичных регионов, — отмечает Роман Гайдуков. — Далеки от этой пропорции города-миллионники, хотя и имеют динамику роста из-за большого количества пробок на дорогах. Занятым людям проще заказать технику именно через Интернет. В Удмуртии же такой ситуации нет. Покупатель может добраться, например, до ближайшего нашего магазина максимум за 20 минут из любой точки города. Доставка из Москвы, Питера в Ижевск, нежели в пределах МКАД, существенно удорожает товар. Именно поэтому покупатели в Удмуртии выбирают в большей степени офлайн-магазины, где можно всё посмотреть своими глазами, «потрогать» и сразу купить».

Дмитрий Бетских также считает, что интернет-торговле пока традиционные магазины не одолеть. «Обороты интернет-магазинов на порядок меньше оборотов крупных розничных сетей. Соответственно, и финансовые возможности для проведения маркетинговых кампаний меньше. В Ижевске сложился определенный пласт покупателей, предпочитающих обычным магазинам покупки в Интернете. Этот пласт, несомненно, растет, но растет гораздо медленнее, чем число онлайн-продавцов. Я надеюсь, что интернет-торговля будет развиваться в сторону качества сервиса, а потенциальный потребитель это оценит и проголосует рублём».

По мнению эксперта, в ближайшие годы обороты интернет-торговли вряд ли смогут приблизиться к традиционной рознице. Для многих поход в магазины — это досуг и способ познакомиться с новинками рынка. «Но подвижки в сторону роста точно будут, ведь доступность Интернета и число пользователей растут, а коллапсы на дорогах сковывают передвижения по городу в поисках нужного товара», — добавляет г-н Бетских.

Кроме того, эксперты полагают, что число интернет-магазинов будет расти в силу того, что затраты на открытие онлайн-магазина существенно ниже, чем стационарной торговой точки, да и сам процесс быстрее и проще. Правда, при этом предложение в Сети ближайшие годы будет всё же превосходить спрос, особенно в категории бытовой техники. Ассортимент у таких магазинов во многом схож, и дело будет сводиться к цене и качеству сервиса, в том числе скорости доставки. У интернет-магазинов, специализирующихся на украшениях, одежде, больше возможностей представить оригинальную подборку моделей, однако приблизиться по объемам продаж к традиционной торговле в ближайшее время им явно не удастся — слишком много значит примерка и просто любовь к шопингу.

Справка

Объем российской интернет-торговли в 2012 году составил 12 миллиардов долларов, что соответствует 1,9% от 670 миллиардов, приходящихся на оффлайн-розницу, подсчитали аналитики американского инвестиционного банка Morgan Stanley. По их прогнозам, к 2015 году продажи товаров в онлайне вырастут в России до 36 миллиардов долларов, достигнув 4,5% от всех розничных продаж. Для сравнения, аналогичный показатель в Китае и Бразилии уже сегодня оценивается в 5%.
Положительными факторами Morgan Stanley называет рост проникновения широкополосного доступа в интернет и популярности кредитных карт. Главным барьером является инфраструктура, отмечают аналитики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *