При нас хоть потоп
С приходом весны ижевчане вновь направили в адрес городских властей общественный запрос — когда на дорогах Ижевска исчезнут ямы и будет наведен порядок с ливневой канализацией. Наиболее решительные от запросов уже переходят к судебным искам – всё чаще автомобилисты обращаются в суд с исками о компенсации за ущерб, причиненный автомобилям плохими дорогами. Есть ли у владельцев авто шансы отсудить у муниципальных служб, ответственных за городские дороги, и их подрядчиков компенсацию?
Только факты
Дороги Ижевска никогда не отличались качеством, но текущая весна, судя по всему, очередной запоминающийся антирекорд. За март и начало апреля — сотни ДТП и аварий, случившихся по причине ненормативного состояния дорог.
Вот только два вопиющих факта. 18 марта на улице 10 лет Октября произошло сразу три аварии с участием нескольких автомобилей: все они попали в яму, которая, как впоследствии выяснилось, образовалась вследствие размыва водопроводных сетей, проходящих под проезжей частью. Однако дорожных знаков возле провала уставлено не было и проезжающие авто просто падали в яму, заполненную водой.
Жертвами подобной ситуации на кольце улиц Ленина и Союзной в начале апреля стали около 50 автовладельцев. Огромную выбоину залило водой, и водители не смогли оценить степень ее опасности. В результате — порванные покрышки и погнутые диски колес.
По словам одного из водителей, Юрия Веденеева, он порвал в этой яме два колеса и сорвал подвеску; ремонт и замена запчастей обошлись ему в 30 тысяч рублей. Такие же, как Юрий, пострадавшие добавили клиентов шиномонтажным мастерским. По словам мастера «Триал-авто» Валерия И., ко времени обеда 2 апреля в мастерскую на ремонт приехали почти 40 автомобилей, пострадавших в яме на кольце улиц Ленина и Союзной.
«К нам приехали и те пострадавшие, у кого колеса не подлежали замене на месте аварии. У них были не только порваны покрышки, но и до основания погнуты диски. Подобные случаи бывают каждую весну и осень, когда после дождей заливает ямы на дорогах или когда автомобили буквально тонут в лужах воды — заливает даже двигатели», — рассказывает Валерий.
По словам пострадавших на улице Ленина водителей, приехавшие на место аварий сотрудники ГИБДД заверили их, что уже предупреждали городские власти о ненормативном состоянии полотна. Однако яма осталась на прежнем месте: в последующие дни – 3 и 4 апреля – в нее угодили еще несколько машин.
В погоде счастье
Четвертого апреля начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации Ижевска Михаил Тарасов сообщил представителям СМИ, что уже с 15 марта все дорожные предприятия занимаются устранением аварийных дефектов на дорогах Ижевска. По словам Михаила Тарасова, погода в этом году «чудит», зима затянулась и резкое таяние снега не позволяло в полной мере оперативно, единовременно в каждом месте города устранять появляющиеся аварийные дефекты.
«Мы построили режим работы так, чтобы максимально соблюсти все технологические процессы, — говорит г-н Тарасов. — СНИП 1985 года предписывает как определенные температурные режимы для укладки асфальта, так и технологии по устранению аварийных дефектов. В марте погода до минус 10 градусов позволяла нам работать с литым асфальтобетоном, с засыпкой ям инертными материалами. Дорожники перешли на круглосуточный режим работы. До 1 мая ставится задача завершить ямочный ремонт на «центральном квадрате», ограниченном улицами Удмуртской, К. Либкнехта, Горького, Пушкинской, Кирова, Холмогорова. А к 1 июня — закончить ямочный ремонт во всём городе, а также в некоторых межквартальных и внутриквартальных проездах».
Михаил Тарасов отмечает, что объем работ в этом году запланирован большой: из бюджетов всех уровней на ремонт ижевских дорог выделена рекордная за последние годы сумма — почти 700 млн рублей. Но ее хватит, чтобы отремонтировать только 5% дорог, нуждающихся в реставрации. По мнению городских чиновников, для того, чтобы привести все дороги Ижевска в нормативное состояние, потребуется лет двадцать.
Пока же половина выделенных средств уходит на ямочный ремонт. Но чтобы залатать все существующие ямы, этих средств не хватает. Поэтому Михаил Тарасов просит автовладельцев войти в положение и со своей стороны обезопасить себя самим. «Водители должны понимать, как и где нужно ездить. Например, многие не соблюдают скоростной режим. Двигаться надо с учетом погодных условий и выбирать безопасную скорость движения. Поэтому если вы видите огромную лужу и у вас есть сомнения, то не надо гнать. Если все остальные машины из тысячи проехавших не оставили на дороге свои колеса, то значит, они ехали с нормальной скоростью», — говорит начальник управления благоустройства.
Кто в ответе?
Впрочем, чиновник вину на водителей не перекладывает, он не отрицает, что причина многих аварий — неудовлетворительное состояние дорожного полотна. Михаил Тарасов советует всем пострадавшим в авариях предъявлять свои претензии в судебном порядке. С ним согласны и адвокаты юридического агентства «Журавлев и партнеры». Как поясняет адвокат Михаил Журавлев, прежде чем подавать иск в суд, необходимо выяснить, в чьем ведении находится дорога, на которой произошло повреждение автомобиля. Ведь в Ижевске — 1070 километров дорог, и все они распределены по категориям. За каждую отвечает либо федерация, либо региональная власть, либо муниципалитет, либо управляющая компания (придомовые, межквартальные проезды). Узнать название организации можно в администрации района. Впрочем, выплачивать пострадавшим компенсацию будут не те, в чьем ведении находится дорога, а те, кто ее ремонтировал. «По закону ответственность за безопасность движения лежит на подрядных организациях, которые ремонтируют конкретную дорогу, — говорит Михаил Тарасов. Если суд признает, что повреждения автомобиля произошли по причине ненормативного состояния дороги, то владелец этой дороги выставит счет подрядчику. Для потерпевшего этот факт важен лишь потому, что добавит лишние месяцы в судебной волоките».
Шансы на удачу
Впрочем, по словам господина Журавлева, обращений к адвокатам по поводу получения компенсаций за поврежденные автомобили пока очень мало. Эксперт считает, что людей отпугивает длительность процедуры и неверие в то, что судебное дело завершится в их пользу.
Начинается волокита на месте аварии. Сначала необходимо собрать доказательную базу. Делается это с участием инспекторов ГИБДД: в акте о дорожных условиях они должны указать длину, ширину и глубину ямы, в которой пострадал автомобиль. А сам потерпевший должен сфотографировать место аварии и записать данные очевидцев.
«В том случае, если ГИБДД на место аварии не приехала, а такое случается нередко, то сделать замеры должен сам потерпевший. При этом заручиться свидетельскими показаниями двух понятых. Затем он должен отправиться с этими данными в ГИБДД и в отделе дознания получить справку о ДТП», — говорит юрист.
После ГИБДД потерпевшего ждет еще организация независимой оценки причиненного ущерба, составление искового заявления с приложением к нему справки о ДТП и результатов оценки. И еще один нюанс: если сумма ущерба составила менее 50 тысяч рублей, то иск подается в мировой суд, если сумма больше, то в районный суд.
Михаил Журавлев уверяет, что шанс на получение компенсации за поврежденное авто — стопроцентный. Один из последних случаев успешного завершения судебной тяжбы: к юристу обратился ижевчанин, чей автомобиль пострадал при въезде в залитую водой яму. Причиненный ущерб составил 45 тысяч рублей. Ответчиком по делу выступал муниципалитет — Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска. Потерпевший и адвокат добились выплаты компенсации в полном объеме. Правда, затратили на всю процедуру полгода. Потерпевшего на кольце улиц Ленина и Союзной Юрия Веденеева такой срок не пугает. Вместе с другими пострадавшими автовладельцами он составил иск в суд о возмещении ущерба. «Я это сделаю из принципа, чтобы в администрации знали, что терпеть такое состояние дорог мы, водители, больше не намерены», — говорит водитель.
Бесхозная ливневка
Но если отсудить ущерб, причиненный авто по причине ям и трещин на дорогах вполне реально, то ущерб, нанесенный подтоплениями проезжей части, отсудить уже сложнее. Ведь требовать выплаты компенсации, по сути, не с кого: ливневая канализация до сих пор не передана в управление.
Единой структуры, которая бы отвечала за состояние ливневки, в городе не существует. По словам Михаила Тарасова, система ливневой канализации разбита на участки, каждый из которых закреплен за той или иной подрядной организацией. УБиТ заключает с этими организациями договоры на очистку и ремонт конкретного участка ливневки. Начав разбираться в проблеме, городские власти обнаружили, что десятки участков ливневой канализации остались без присмотра: их бывших хозяев «смыло» в 90-е годы. А раз нет владельца, то и спрашивать не с кого.
С прошлого года городские власти обещают, что скоро ситуация должна измениться: муниципальная власть намерена создать единую структуру, которая бы несла ответственность за состояние всех гидротехнических сооружений, ливневой и дренажной канализации в городе. Данная структура будет обязана содержать эти системы, искать средства на реконструкцию и выплачивать компенсации по судебным искам.
Впрочем, когда это произойдет, не знает никто. Предложение о создании «ливневой службы» УБиТ представил в Городскую думу Ижевска еще год назад. Депутаты вернули проект на доработку, попросив усовершенствовать структуру будущей службы и вопросы ее финансирования.
Справка
Средняя цена капитального ремонта подвески в автосалонах Ижевска
Задняя подвеска:
ВАЗ — от 8 тысяч рублей,
«Нива» — от 10 тысяч рублей,
иномарки (легковые, среднего класса) — от 13 тысяч рублей.
Передняя подвеска:
ВАЗ — от 9 тысяч рублей,
«Нива» — от 9,5 тысячи рублей,
иномарки (легковые, среднего класса) — от 12 тысяч рублей.
Средняя цена на зимние шины в магазинах Ижевска (руб.)
175/70 R13 — от 1750; 185/60 R14 — от 1900; 195/65 R15 — от 2300; 205/55 R16 — от 2700; 215/40 R17 от — 4000; 235/40 R18 — от 5500.
Средняя цена за ремонт шин и дисков в шиномонтажных мастерских Ижевска (руб.)
Ремонт шин:
ВАЗ, Нива — от 300; иномарки (легковые, среднего класса) — 350–900.
Замена шин:
ВАЗ, Нива — от 300; иномарки (легковые, среднего класса) — 350–600.
Ремонт дисков:
ВАЗ, Нива — литые от 200, от 100; иномарки (легковые, среднего класса) — литые от 250, стальные — от 150.