Взять языка

Ижевские школы иностранных языков и разнообразные лингвистические курсы ощущают заметный спрос на свои услуги. Самый большой интерес вызывают курсы английского, однако популярность набирают и другие языки, такие как испанский, финский, китайский, шведский, чешский. Образовательный пыл ижевчан теперь не исчерпывается формулировкой «для общего развития». Изучать иностранный язык заставляют профессиональная необходимость и желание свободно путешествовать по миру.

 Полиглоты в тренде

Растущую популярность изучения иностранных языков подтверждают маркетологи. По данным компании inFOLIO Research Group, отечественный рынок репетиторских услуг в 2013 году подрос на 8 % по сравнению с годом предыдущим — до значения в 9,4 млрд рублей. Стабильный рост на образовательные услуги в пределах 8–10 % наблюдается уже четвертый год подряд. Социологи, в частности Фонд «Общественное мнение», добавляют, что число россиян, знающих другой язык хотя бы на минимальном уровне, приближается к 57 % (правда, всего лишь около 5 % наших соотечественников владеет им свободно). Как правило, это английский (38 %) или немецкий (19 %). Реже — французский (3 %), испанский (1 %) или другие языки (суммарно 6 %). Примечательно, что потенциал рынка далек от насыщения — не знают иностранный язык 43 % россиян, причем половина из них хотят это знание получить.

Сегодня почти в каждом офисном центре Ижевска работает хотя бы одна школа иностранных языков. Местный рынок образовательных услуг данного сегмента не столь развит, как в других городах, что связано, прежде всего, с его относительной молодостью. Поэтому о серьезной конкуренции между компаниями пока и речи быть не может —  более того, существует множество еще не охваченных ниш. Однако в целом рынок может предложить неплохой ассортимент языковых курсов, центров, школ и дополнительного образования для всех категорий населения.

По словам директора одного из крупнейших лицензированных центров «Лингва Сити» Алены Кудрявцевой, за последнее время стал заметным спрос на их услуги. «Наиболее активный рост количества языковых курсов и развитие рынка образовательных услуг началось в последние 2–3 года. Сейчас в Ижевске 2 крупных лицензированных центра, примерно 10–15 небольших языковых школ и огромное количество частных репетиторов, — объясняет эксперт. — Это связано с заметным ростом интереса к языковым курсам — и личного, и со стороны корпоративных заказчиков. Компании сегодня достаточно часто направляют своих сотрудников «подтянуть язык».

Кроме того, как отмечают специалисты, за языки взялись граждане самого разного возраста — не только студенты, желающие увеличить свои шансы на рынке труда, но и люди, уже вполне состоявшиеся.

Не проблема выбора

Основной проблемой для желающего изучить язык является выбор той или иной языковой школы. Здесь важны все критерии: стоимость обучения, методики, опыт работы преподавательского состава, стаж работы компании, качество предоставляемых услуг, наконец, отзывы тех, кто проходил обучение в данной организации.

Подавляющее большинство ижевских языковых центров и курсов («Санта-Лингва», «Лингва Сити», Verbum, Центр иностранных языков, BeEnglish, Master и др.) предлагают множество вариантов и способов изучения иностранного языка: занятия групповые, в парах, индивидуально, в удобное время, удаленное обучение через интернет, подготовка к ЕГЭ школьников, освоение основных языков, начиная от английского, заканчивая арабским. Продолжительность обучения может быть различна и зависит от уровня знаний и составляет от 40 до 160 часов за уровень, в среднем 3-5 месяцев занятий. Стоимость обучения приближена к стандартным рыночным расценкам: от 150 до 400 рублей за академический час в зависимости от индивидуальных или групповых занятий.

Популярный чешский

По популярности изучения на первом месте остается английский язык. Директор центра дополнительного образования ИИЯЛ УдГУ Ирина Войтович рассказала, что популярность английского — сложившийся стереотип и традиция. «Сегодня, например, помимо английского, большой популярностью пользуются китайский язык и чешский язык, — отмечает эксперт. — Вообще, в принципе, все языки востребованы, просто некоторые становятся более модными или востребованными в силу определенных внешних факторов.

В языковом центре Verbum комментируют, что популярность чешского языка является местной особенностью, которая объясняется тем, что все больше ижевских старшеклассников уезжают в Чехию за бесплатным образованием, а в ИжГТУ даже подписано соглашение — оттуда активно привлекают работать на чешские заводы наших студентов. То есть чешский язык имеет точечную популярность именно в Ижевске. Что касается китайского языка, то спрос на него постепенно растет во всем мире, что обусловлено международным экономическим взаимодействием, однако проблемы в том, что язык сложный, и от его изучения в дальнейшем отказываются. Ходит даже такая присказка, что китайские дети в отличие от российских малышей лишены детства — учат иероглифы.

Образовательный парадокс

Парадоксально, но при том, что потребность в знании иностранных языков растет, школьное и вузовское обучение им по-прежнему остается крайне неэффективным. В отечественных средних школах на изучение английского или немецкого языков уходит 300–500 часов, в неязыковом вузе к ним добавляется еще 300 часов против 240 часов аудиторных занятий по европейскому стандарту.

Теоретически российские студенты должны мастерски владеть иностранным языком по окончании обучения, однако на практике большинство из них не владеют и элементарными навыками — не могут общаться, задавать вопросы, получать нужную информацию на иностранном языке. Комментируя ситуацию, доцент кафедры политологии и политического управления УдГУ Лидия Кулябина объясняет, что главная причина неэффективности школьного и вузовского изучения языков — в обязательности, которая не подкреплена настоящей мотивацией. «Учитывая количество часов, которые отводятся в школах на иностранные языки, можно было бы ожидать, что подавляющее большинство россиян моложе тридцати лет свободно владеют, по крайней мере, английским. Но, нет. Дай бог, чтобы из поступивших в вуз на гуманитарную специальность что-нибудь на языке мог сказать хотя бы каждый пятый, — утверждает г-жа Кулябина. — Главная причина столь непродуктивного процесса — всё то же отсутствие мотивации и иноязычной среды. Данная проблема должна решаться на методологическом уровне — как это делается в языковых центрах».

Методическое разнообразие

В настоящее время насчитывается около двадцати основных методик преподавания иностранных языков. 60 % из них относятся к наиболее популярной коммуникативной методике. Каждая из них обладает своими плюсами и минусами. Так, например, «эмоционально-смысловой» метод Игоря Шехтера не подходит для обучения детей до 16 лет, метод «активизации резервных возможностей личности и коллектива» Галины Китайгородской подразумевает только групповое обучение, методика Михаила Шестова SupremeLearning, наоборот, только индивидуальное, некоторые методики требуют хотя бы базового знания языка и непригодны для обучения с «нуля».

Как отмечает Лидия Кулябина, любой взрослый в состоянии оценить скорость своего продвижения в языке от занятий индивидуальных или в группах, методики оксфордской или авторской, от ВВС в машине или Агаты Кристи в оригинале перед сном. «Если нужен бытовой язык, то здесь выбор разнообразен. Если профессиональный — то здесь возможности резко сужаются, и даже если вы занимаетесь с репетитором, будьте готовы к тому, что специфическую лексику вам придется «добирать» либо самому, либо с помощью коллег», — подчеркивает эксперт.

Говоря о наиболее эффективных методах изучения языка, преподаватели и руководители языковых центров отмечают высокую эффективность использования коммуникативных технологий. Они направлены на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. На вопрос о том, какие технологии применяются для быстрого изучения на базовом уровне иностранного языка, Ирина Войтович, директор центра дополнительного образования ИИЯЛ УдГУ, отвечает: «В основном это будут коммуникативные технологии, которые больше направлены на разговорный процесс. Кроме того, мы очень эффективно начали применять информационные технологии, то есть все наши образовательные программы имеют обязательно поддерживающий сайт».

Преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей УдГУ Регина Чермокина рассказывает о другой, давно известной методике — «погружение»: «Это система, которая подразумевает, что необходимо создавать условия, в которых ты максимально начинаешь читать, общаться, а в конечном счете думать на языке. Это комбинация разнообразных воздействий: посещение специальных курсов, интенсивный, пожалуй, наилучший вариант, он подразумевает ежедневные встречи, по три, четыре, пять часов. А еще лучше пригласить к себе в дом иностранца. Ну и чтобы добиться наиболее быстрых результатов в изучении языка, лучше отказаться на время «погружения» от работы и учебы».

Еще об одной методике нам рассказала Лидия Кулябина: «Единственный по-настоящему эффективный способ — утилитарный. Нужна настоящая цель. Если знание языка вам нужно не гипотетически, а для чего-то конкретно — к примеру, через полгода ехать на стажировку или через месяц контактировать с зарубежными партнерами, вести переписку и переговоры. В этих случаях и с мотивацией, и с памятью, и с азартом и драйвом, который испытываешь от того, что еще месяц назад ты не произносил ничего подобного, а теперь всю эту абракадабру в твоем исполнении кто-то еще и понимает, будет полный ok!»

В целом универсальный рецепт языковой подготовки достаточно прост, и в этом нет никакой тайны: курсовая подготовка с хорошим преподавателем, а также чтение литературы на иностранном языке, прослушивание музыки, фильмов и аудиозаписей.

Считается, что по спросу на иностранные языки можно судить об экономической и демографической обстановке в обществе. И судя по тому, что жители нашего региона все охотнее инвестируют свои средства в изучение иностранных языков, Удмуртия находится на подъеме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.