Архив журнала

Всё по карточкам

Пластиковые карты и эквайринг – это как раз тот сегмент финансово­кредитной сферы, для которого мировой экономический кризис оказался временем не столько опасностей, сколько новых возможностей. В 2009 году он продолжал стабильно расти, а 2010­й начал с новых рекордов. СД проанализировал причины этих тенденций и оценил перспективы, которые они открывают.

По общему мнению российских и мировых экспертов, рынок пластиковых карт и эквайринга в нашей стране далек от насыщения. Об этом можно будет говорить лишь тогда, когда карточка будет у каждого. Одним из главных факторов, сдерживающих развитие рынка, до кризиса называли экспресс-кредитование в магазинах: зачем оформлять кредитную карту, если кредит на покупку можно получить буквально не отходя от прилавка. В конце 2008-09 гг. ситуация изменилась, и покупатели, наконец, обратили на «кредитки» внимание, которым до той поры его обделяли.

Тенденция, характерная для российского рынка в целом, четко прослеживается и в Удмуртии. Только Сбербанком России на территории республики за последние 4 месяца выпущено вдвое больше кредитных карт, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, пока кредитные карты опередили зарплатные карты только по темпам эмиссии, в абсолютных же цифрах последних по-прежнему больше: 40 тыс. из 52 тыс. карт, выпущенных Сбербанком в Удмуртии с начала года. Но увеличение количества и объема безналичных платежей характерно и для зарплатного пластика.

«Раньше человек, получив зарплату на карту, тут же шел в банкомат ее снимать, – комментирует и. о. начальника отдела эмиссии и эквайринга Управления банковских карт Удмуртского отделения №8618 Сбербанка России ОАО Станислав Безруких. Сейчас такого уже нет. Это результат работы по продвижению безналичных расчетов, которую на протяжении последних лет ведут и торговые сети, проводя призовые рекламные акции, предоставляя скидки при оплате картами, и банки, внедряя кобрендинговые продукты и предлагая дополнительные бонусы при покупке определенных товаров или услуг за безналичный расчет. Определенную роль в развитии безналичных расчетов сыграло появление возможностей для проведения платежей за жилищно-коммунальные услуги, мобильную связь и т.п. с использованием пластиковых карт. В результате, по нашим оценкам, среднестатистический держатель карты обналичивает  только порядка половины карточного счета, и около 10% тратит на безналичную оплату товаров и услуг. Хотя у некоторых наших партнеров в области торгового эквайринга продажи по картам достигают 30-40% от наличного оборота».

Параллельно с ростом безналичного оборота по картам наметилась  и тенденция к увеличению спроса на установку терминалов для их приема со стороны торговых и сервисных предприятий. Как показывает статистика Национального банка Удмуртской Республики, 2009 год по сравнению с предыдущими четырьмя годами был рекордным по темпам оборудования торгово-сервисной сети этими устройствами. А по свидетельству участников рынка, в 2010 году уже ставятся новые рекорды. Так, Удмуртское отделение Сбербанка России установило в первую неделю июня 31 новый терминал, тогда как в предыдущие годы недельный максимум составлял 20-22 новых устройства. Общее же число терминалов Сбербанка в торгово-сервисной сети Удмуртии увеличилось с начала года более чем на треть и в июне приблизилось к 4300.

Наиболее активными игроками рынка эквайринга в Удмуртии являются Сбербанк, АкБарс Банк, ВТБ, Альфа Банк и Банк УралСиб. Часть из них обслуживает только международные карты, в то время как существенная часть находящегося в республиканском обороте зарплатного пластика выпущена в рамках локальных платежных систем. Поэтому доли рынка распределяются между игроками неравномерно – владельцы торговых и сервисных предприятий отдают предпочтение терминалам, способным работать с максимальным набором карт. Но в целом по Удмуртии, по оценкам участников рынка, терминалами уже оборудовано порядка 70% магазинов и сервисных предприятий.

Самые интересные для эквайеров партнеры – крупные торговые сети, способные обеспечить большой оборот. Освоение этого сегмента рынка уже завершено: супермаркеты, АЗС, кафе, рестораны, развлекательные комплексы давно оснащены терминалами. Дальнейшие перспективы эксперты связывают с малыми и средними предприятиями. «Мы сейчас работаем с теми клиентами, у которых 1-2 магазина, которые открывают новые филиалы – в этом сегменте происходит порядка 80% установок, – говорит Станислав Безруких. – Экономически терминал интересен банку при обороте 30 тыс. руб. в месяц, но в первую очередь банк заинтересован в развитии инфраструктуры обслуживания карт, поэтому при наличии спроса оборудование может быть установлено и в торговых точках с меньшими оборотами. Поэтому потенциал для развития рынка эквайринга остается достаточно высоким».

Уже сейчас о развитии эквайринга можно судить не только по статистическим данным, но и по бытовым наблюдениям. Расплатиться по карте можно и в магазине формата «у дома», и в химчистке, и в турагентстве. При этом, если несколько лет назад покупателям и продавцам приходилось довольно часто сталкиваться с техническими проблемами вроде отсутствия связи или неполадок в работе оборудования, сейчас эквайеры обеспечивают гораздо более качественный сервис. А современный уровень технологического и программного обеспечения открывает новые возможности для развития рынка. Мобильные беспроводные терминалы, которые заряжаются от 12 В, можно установить и в такси, и на уличных торговых точках, и в службах доставки. По мнению специалистов, с учетом нынешних тенденций развития рынка, это перспектива ближайших полутора лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *