Вот щит. Реклама на щитах в Ижевске может стать дешевле штендеров.

Реклама на щитах в Ижевске может стать дешевле штендеров

Городское Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города взялось за малые рекламные формы. Владельцам штендеров, установленных без согласования и оплаты, — а таких в Ижевске большинство — грозят нешуточные штрафы. Как быть тем, кто не готов платить за маленький штендер столько же, сколько за большой баннер?

Никогда не было и вот опять

Историю о том, как рекламный штендер, указывающий на размещение маленького магазина в большом торговом центре, привлек внимание вовсе не покупателей, а проверяющих, рассказал СД предприниматель, пожелавший остаться неизвестным. Следуя указаниям штендера, его магазин нашли сотрудники городского управления по наружной рекламе и потребовали предъявить документы, разрешающие установку рекламной конструкции.

Поскольку таких документов у нашего собеседника не оказалось, ему выдали предписание об устранении нарушения правил размещения наружной рекламы в Ижевске и предупредили о штрафах, которыми грозит его неисполнение.

Штрафы оказались нешуточными: от 1,5 тысячи для физического лица до 80 тысяч для юридического. Штендеров у нашего предпринимателя несколько — чтобы магазин легко было найти, он поставил их у каждого входа в торговый центр. После проверки убрал и теперь думает, как поступить дальше: рискнуть снова выставить несогласованные конструкции или узаконить их по всем правилам.

В республиканском Управлении ФАС считают, что места для сомнений в этой ситуации быть не должно: штендеры по всем параметрам соответствуют понятию «рекламная конструкция», а значит, используя их для привлечения клиентов, необходимо соблюдать и закон «О рекламе», и городские правила размещения рекламных конструкций. С этим соглашаются и рекламисты.

Ижевские рекламные агентства предлагают предпринимателям не только изготовить штендер, но и провести все необходимые согласования и получить официальное разрешение на его размещение. Правда, большинство клиентов от полного пакета услуг отказываются.

«Из 100% заказчиков, которые приходят к нам за штендерами, только 20% соглашаются на услугу согласования, остальные ставят конструкции на свой страх и риск», — говорит специалист по рекламе рекламного агентства SDM Вера Трефилова. При этом в SDM говорят, что до недавнего времени реклама на щитах в Ижевске была делом довольно не хлопотным – проверяющие их клиентов не беспокоили, и лишь в этом году рекламисты впервые услышали от заказчиков о том, что администрация города взялась наводить порядок в размещении малых рекламных конструкций.

Дорогое удовольствие

В городской администрации нам подтвердили: летом этого года Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города организовало системный мониторинг размещения малых рекламных конструкций. За каждым районом города закреплен сотрудник, который еженедельно инспектирует вверенную ему территорию, проверяет состояние рекламных конструкций, в случае выявления нарушений, выписывает собственникам предписания об их устранении. Если предписание не выполнено в срок, предприниматель может быть оштрафован. В ходе такой системной работы, специалисты Управления выяснили, что многие штендеры у дверей магазинов и офисов установлены незаконно.

«Никакого „особого“ внимания к штендерам нет, — поясняет Людмила Чулкина, начальник административного отдела Управления по наружной рекламе Администрации г. Ижевска. — Работу по выявлению незаконно установленных конструкций мы ведем с момента образования управления в 2008 году. В городе появляется все больше магазинов и офисов, многие расположены на первых этажах жилых домов, и обилие штендеров, которые владельцы бизнеса выставляют на улицу для привлечения клиентов, может отразиться на внешнем облике как отдельной улицы, так и всего города. Поэтому мы и требуем согласования установки таких конструкций».

В листе согласований установки временных рекламных конструкций (есть на сайте www.izh.ru) обозначено пять инстанций, которые должны дать свое согласие на размещение рекламы на щитах в Ижевске. Три из них — балансодержатель (собственник) имущества, к которому присоединяется конструкция, администрация района и Главное управление архитектуры и градостроительства — обязательны для всех. Еще две — Управление ГИБДД МВД УР и Министерство культуры — нужно пройти, если штендер планируется установить в пределах дороги, полосы отвода, придорожной полосы или на объекте культурного наследия и в его охранной зоне.

К листу согласования прилагается эскиз рекламной конструкции, отражающий ее восприятие в окружающей застройке, и ее проект, отражающий занимаемую площадь, габариты, материалы, элементы крепления, площадь информационного поля и даже срок эксплуатации. А при необходимости ГУАиГ может запросить еще и топографическую съемку территории в масштабе 1:500 с указанием точного места размещения.

Подготовка этих документов, по словам рекламистов, сказывается на стоимости изготовления штендера. Если эскиз рекламное агентство сделает в любом случае, то за профессиональный чертеж изделия заказчику придется доплатить. Плюс вознаграждение за беготню по инстанциям. Если само изготовление конструкции в рекламных агентствах стоит порядка 2,5 тысячи рублей, то с согласованием тот же штендер может обойтись максимум в 9 тысяч.

Кроме рекламного агентства заплатить придется и в муниципальный бюджет. Госпошлина за выдачу разрешения на установку конструкции для рекламы на щитах в Ижевске составляет 3 тыс. руб. А стоимость размещения на муниципальной земле, в зависимости от района города, типа конструкции и рекламной площади, составляет от 50 до 150 руб. в месяц, то есть за год — стандартный срок договора — придется заплатить от 600 до 1800 руб.

9 тысяч за изготовление, 3 — за разрешение и 0,6-1,8 —за размещение — итого законный штендер обойдется предпринимателю в 12,6 −13,8 тыс. рублей, и 25-30%этой суммы пойдет в муниципальный бюджет.12

Закрыть брешь?

Доходы от размещения наружной рекламы — тема для города весьма актуальная. Дело в том, что внесенные в прошлом году изменения в ГОСТ, регулирующий размещение рекламы на щитах в Ижевске, могут их серьезно сократить. Согласно обновленному ГОСТу, запрещается устанавливать рекламные конструкции в пределах границ разноуровневых транспортных развязок, на разделительных полосах, над проезжей частью и обочинами дорог без существовавшего ранее исключения для растяжек. От пешеходных переходов и перекрестков, а также от края проезжей части рекламу отодвинули еще дальше: уточнено, что ранее установленное расстояние в 5 метров нужно отмерять не от самой зебры, а от пределов ее границ и не от основания биллборда, а от его ближайшего к дороге края.

Согласно разъяснениям Ростехрегулирования, новые правила распространяются только на вновь устанавливаемые рекламные конструкции. Уже существующих рекламных мест они коснутся только по истечении срока действующих разрешений. Для большинства ижевских рекламных конструкций «час Х» наступит в 2012-13 годах. После этого растяжек над улицами не станет вообще, и многие биллборды (по самым пессимистичным оценкам рекламистов — до 95%!!!) тоже придется сносить. А значит, город может лишиться части доходов от этих форм рекламы.

Продажа рекламных мест с аукционов, разовые пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции и ежемесячные платежи по договорам на установку и эксплуатацию — в общей сложности доходы городского бюджета от наружной рекламы в 2008-09годах составляли порядка20-27млн руб.

Оценить предстоящие потери пока сложно: согласно толкованию большинства российских экспертов, в отсутствие технического регламента для рекламных конструкций, ГОСТ носит лишь рекомендательный характер, и многое будет зависеть от того, насколько строго его будет придерживаться ГИБДД. Поэтому с пессимистичными прогнозами участников рекламного рынка в городском Управлении по наружной рекламе не согласны. Руководитель Управления Константин Левый признает, что после ужесточения ГОСТа согласовывать новые рекламные места в ГИБДД стало сложнее, но, по его мнению, ранее установленных конструкций это коснуться не должно, поскольку паспорта на эти рекламные места уже оформлены. Впрочем, он также признает, что не знает, удастся ли сохранить все имеющиеся на сегодняшний день в городе растяжки и баннеры.

Не исключено, что именно неопределенными перспективами крупных рекламных форм и объясняется организация системного контроля за размещением штендеров: учитывая вероятное сокращение доходов от «большой» наружки, логично искать способы восполнить потери.

Поиск альтернативы

По словам Людмилы Чулкиной, доходы городской казны от малых форм рекламы не так уж велики по сравнению с суммами, которые город зарабатывает на крупных рекламных конструкциях. Стоимость размещения штендера — максимум 150 рублей в месяц, а растяжки над дорогой — максимум 2080 руб. в месяц. Так что закрыть финансовую брешь, которую в скором времени может образовать в «рекламном» бюджете Ижевска запрет на растяжки, штендеры вряд ли смогут.

Зато, по мнению рекламистов, под пристальным вниманием городских властей они вполне способны пробить брешь в рекламных бюджетах предпринимателей. Штендер — это самый первый вид наружной рекламы, который заказывают начинающие бизнесмены, и теперь он может стать им не по карману.

«Недавно к нам пришла молодая супружеская пара, — рассказывает Вера Трефилова из SDM. — Они недавно открыли свой бизнес и решили заказать штендер. Но когда узнали, что помимо 2,5 тысячи рублей за саму конструкцию придется выложить еще три тысячи рублей госпошлины плюс доплачивать специалисту для подготовки чертежей для согласования в архитектуре, они от заказа отказались, потому что решили — для них это дорого».

В Управлении по наружной рекламе считают ежемесячную плату за размещение штендера в 50-150 руб.— вполне подъемной для любого, даже начинающего предпринимателя. Что касается расходов на изготовление конструкции и необходимых для ее согласования документов, то их, по мнению Константина Левого, можно сократить: металлический каркас, обратившись напрямую к изготовителю, можно купить всего за несколько сотен рублей. Стоимость же проектного чертежа у рекламных агентств он и вовсе считает неоправданной — конструкция типовая и почему за копию ее чертежа с предпринимателей берут деньги, г-н Левый не понимает.

Впрочем, в чем бы не заключалась причина подорожания штендеров, предпринимателям с ограниченным рекламным бюджетом приходится всерьез задумываться над нетрадиционными формами информирования о себе. Например, в Ижевске совсем не распространена реклама на асфальте. Правда, это, во-первых, сезонный вид рекламы, а во-вторых, как показывает практика других городов, муниципальные власти на нее тоже могут неоднозначно отреагировать. В Москве, например, рекламные надписи на асфальте запретили, не найдя способа отрегулировать их размещение и превратить их в источник доходов бюджета. Столичные рекламисты быстро предложили своим клиентам замену запрещенной рекламе на асфальте — так называемую геоконтекстную рекламу. Она может быть размещена в поисковых системах на электронных картах города и выводиться на экраны мобильных телефонов, коммуникаторов и навигаторов в зависимости от места нахождения пользователя.

Для Ижевска подобные высокотехнологичные способы распространения информации неактуальны: сначала сами технологии должны получить достаточное распространение, чтобы обеспечивать достаточное число контактов с потенциальными клиентами. Так что местным начинающим предпринимателям остается что попроще: зимой рекламу вытаптывать на снегу возле входа в магазин, а летом выстригать на газонах или высаживать цветами на клумбах.

«В нашем городе и заказчики, и производители рекламы предпочитают традиционные виды наружной рекламы, — говорит директор рекламного агентства „Гарант-Реги“ Станислав Лысков. — Граффити, рисунки на асфальте — не для Ижевска. Скорее всего, лишившись возможности заказать штендер, люди просто начнут уделять больше внимания своей вывеске, тому, что и как на ней написано и изображено. Возможно, повысится спрос на баннеры, расположенные близко к крупным магазинам и торговым центрам, там, где они стоят поблизости от конкретного магазина или офиса».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.