Архив журнала

В одном месте

Правительство Удмуртии выбрало площадку для проведения электронных аукционов. Теперь республиканские предприниматели смогут найти все аукционы на получение государственных (Удмуртская Республика) и муниципальных заказы в одном месте, и многие из них в этом самом месте уже освоились.

Выбрали любую

С 1 июля 2010 года все государственные федеральные заказчики, а с 1 января 2011-го — и заказчики регионального и муниципального уровня обязаны проводить аукционы исключительно в электронной форме. Площадки, где будут проходить торги, отобрали Минрегионразвития и ФАС РФ. Всего их пять, и по идее каждый из государственных и муниципальных заказчиков может выбрать любую из них.

Но, как уже писал СД (№ 2, март 2010 г.), в республиканском Министерстве экономики посчитали, что местным поставщикам будет проще найти местные заказы, если все они будут размещены на одном сайте, и решили выбрать из пяти электронных площадок «наиболее технологичную и удобную». И в октябре правительство Удмуртии одобрило проект соглашения с ЗАО «Сбербанк — АСТ», предметом которого является взаимодействие в процессе размещения заказов для государственных нужд на электронной торговой площадке «Автоматизированная система торгов» (ЭТП «АСТ»).

Как пояснили нашему журналу в Минэкономики УР, ЭТП «АСТ» была выбрана для размещения госзаказов произвольно, без определенных критериев. Соглашение отражает общие принципы взаимодействия государственных заказчиков и оператора ЭТП, которые определены законом о госзакупках: стороны договариваются, что проведение аукционов осуществляется в соответствии с требованиями 94 ФЗ, будет бесплатным для заказчиков, а информация, полученная в процессе взаимодействия, не подлежит разглашению.

По сути, это рамочный документ, который никого ни к чему не обязывает и, подчеркнули в Минэкономики, не ограничивает заказчиков в праве провести аукцион на любой другой площадке. Однако сам факт существования соглашения со «Сбербанк-АСТ» — это уже своего рода подсказка потенциальным участникам торгов из числа подрядчиков, где искать местные государственные и муниципальные заказы.

«Размещать заказ на нашей площадке можно, конечно, и без соглашения, — рассказал СД руководитель направления по работе с государственными заказчиками ЗАО „Сбербанк-АСТ“ Роман Гуселетов, — но процесс перехода региона на электронные аукционы имеет определенные нюансы, решать которые лучше совместно. Основой для их решения и является данное соглашение. Оно создает основу для разработки и подписания других документов (регламентов и т.п.), а также для развития отношений в целом».

www.sberbank-ast.ru

ЭТП «АСТ» располагается в Интернете по адресу: www.sberbank-ast.ru. Реестры аукционов, заказчиков и подрядчиков на сайте могут просмотреть даже незарегистрированные пользователи. При этом в реестры участников размещения заказов можно сортировать по регионам, а реестр аукционов еще и по отраслям.

Чтобы участвовать в торгах, необходимо пройти аккредитацию. Заявка на аккредитацию заполняется в электронной форме, которая есть на сайте. К электронному документу должны быть прикреплены копии выписки из ЕГРЮЛ, учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия руководителя и лица, получающего аккредитации от имени участника, доверенность на совершение действий и решение об одобрении крупной сделки. Каждое из прикреплений заверяется электронной подписью.

Аккредитованные участники получают доступ к торгам сроком на три года. В течение этого времени заказчики могут размещать на сайте извещения о проведении аукционов. По закону они обязаны делать это не менее чем за двадцать дней до даты окончания приема заявок на участие, а если начальная цена контракта не превышает 3 млн руб., этот срок может быть сокращен до семи дней. Одновременно с извещением размещается и документация об открытом аукционе.

Аккредитованные участники-исполнители могут участвовать в любом из проводимых на площадке аукционов. Заявки они подают в электронной форме, в двух частях. В первой части участник торгов дает формальное согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных документацией об аукционе. Ее аукционная комиссия изучает по окончании срока приема заявок, и, если она правильно оформлена, заявитель допускается к торгам.

Доступ ко второй части заявки, где содержится полная информация о поставщике, представитель заказчика получает только после завершения торгов — до этого оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность этих сведений. В этом, по мнению большинства экспертов, и заключается главное преимущество электронных аукционов: не зная о борющихся за заказ исполнителях ничего, кроме порядкового номера их заявки, заказчик никому не может создать преференций, а сами конкуренты, не зная друг друга, не могут заранее договориться о цене, ниже которой не «упадут».

Сам аукцион проводится путем снижения начальной цены на
шаг, величина которого может составлять от 0,5 до 5 процентов. Впрочем, во время аукциона любой участник открытого аукциона также вправе подать предложение о цене контракта независимо от шага. Прием предложений начинается через 10 минут с момента начала проведения аукциона. На подачу каждого следующего предложения дается еще 10 минут. Если за это время никто из участников не заявил об очередном понижении цены, аукцион автоматически завершается.

Трудности привыкания

Признавая обозначенные выше преимущества электронных торгов, министр экономики Удмуртии Михаил Зайцев отмечает, что «о недостатках аукциона в электронной форме объективно можно будет судить только после непосредственного проведения аукционов государственными заказчиками и уполномоченными органами Удмуртской Республики».

В начале ноября в реестре аукционов на ЭТП «АСТ» в регионе Удмуртия значилось порядка 100 завершенных торгов, одни приостановленные, 17 отмененных и еще 10 находилось на стадии анализа первой части заявок. Но все это аукционы, проводимые заказчиками из федеральных ведомств. Региональные и муниципальные структуры не спешат опробовать новую площадку, и даже аккредитацию заказчика к началу ноября получило всего четыре учреждения из Удмуртии, в том числе республиканское Министерство экономики и Республиканский клинико-диагностический центр.

При этом реестр поставщиков из Удмуртии гораздо обширнее — в настоящее время на площадке аккредитовано порядка двухсот республиканских предприятий. И многие из них уже в полной мере оценили и новую площадку, и новую форму госзакупок. К работе операторов электронных площадок участники торгов по госзакупкам претензий не высказывают, и в целом новой формой размещения госзаказа они довольны.

Так, по мнению заместителя гендиректора по работе в регионах ООО «Фармацевтическая Компания «Елена-Фарм» Андрея Субботина, электронные торги открывают новые возможности для участия в госзакупках других регионов, поскольку наработанные местными поставщиками связи уже никак не могут повлиять на результат аукциона. В компании «Радонеж» отмечают, что электронная форма удобна, поскольку избавляет от бумажного документооборота.

С другой стороны, у электронных торгов есть и существенные недостатки. В том же «Радонеже» рассказали, что только лишь из-за проблем с доступом в Интернет проиграли аукцион. В «Елена-Фарм» таким образом остались без 12 контрактов. «Планируешь заявить новую цену, например за 5 минут до окончания, но в это время обрывается доступ в сеть, — рассказывает Андрей Субботин. — Провайдер может устранить проблему даже за 15 минут. Но и это слишком долго — время уже потеряно, аукцион проигран». Эксперты СД назвали это основной проблемой участия в электронных торгах.

«Если из-за некачественных услуг провайдера компания понесла убытки, то можно, по условиям договора, требовать их возмещения у провайдера, — считает директор «Бизнес Консультации „Верное решение“ Ираклий Мачарашвили. — На практике все будет зависеть от того, как вы сможете доказать эти убытки, точнее упущенную выгоду. Надо зафиксировать сбой и подтвердить попытку сделать ставку, которая не прошла в связи с тем, что у провайдера произошел сбой. Если аукцион выиграл участник, сделавший предыдущую ставку, то есть шансы через суд хоть что-то взыскать».

Впрочем, судебная практика по электронным торгам пока ничтожно мала, как, собственно, невелик пока и опыт их проведения. В антимонопольную службу участники интернет-аукционов тоже жалуются редко. За последние 4 месяца в УФАС по УР поступило не более 10 таких жалоб.

Со стороны поставщиков претензии, как правило, возникают к составу заявки, со стороны заказчиков — к информации о поставщиках, которая проверяется после проведения торгов. Но в целом и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказов УФАС по Удмуртии Светлана Пантюхина отмечает, что абсолютно все участники электронных аукционов признают, что эта форма торгов существенно ограничивает возможности для сговора. По ее мнению, возникающие сейчас претензии часто объясняются трудностями привыкания к новой форме госзакупок, и со временем их число будет сокращаться.

С этим согласен и Роман Гуселетов из «Сбербанк-АСТ». «Все новое необходимо осваивать, и это становится основным затруднением для заказчиков и участников, — говорит он. — Как показывает практика, чем больше будет объявляться аукционов и больше будет подаваться на них заявок, тем быстрее произойдет их освоение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *