Архив журнала

У Вас есть план?

Еще пять лет назад начинающие предприниматели жаловались: «Невозможно начать свой бизнес, потому как поддержки от государства никакой, а в банке, кроме прочих сложностей, еще и процент слишком высок». Сегодня же лишь 10% предпринимателей, обратившихся за помощью в получении кредита под свой бизнес, его не получают. Причиной снижения количества отказов в поддержке начинающего или расширяющего свое дело бизнесмена кредитные эксперты называют возросшую грамотность в составлении бизнес-планов.

Что же такого знают эти 90% счастливчиков?

Скажите своими словами

Написать бизнес-план не проблема. На рынке существует множество «специалистов», которые примерно за 300-500 у.е. напишут идеальный план по всей науке. Но эти специалисты в основной массе своей обычные экономисты, не имеющие никакого отношения к вашему бизнесу.

Они не знают реального положения дел на конкретном рынке, не разбираются в производстве, и их профессионализм заключается в умелом манипулировании цифрами и терминологией. Кредитные инспекторы научились распознавать такие «филькины грамоты». Обычно после нескольких вопросов потенциальному заемщику проект летит в корзину.

Алексей Жуйков, начальник кредитного отдела Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства: «Когда я вижу, что человек пришел ко мне с очень красивым бизнес-планом, в котором он сам ничего не понимает, то сразу же начинаются подозрения. На мой взгляд, лучше бы он написал на простом листке от руки, чего хочет и как это будет выглядеть на самом деле».

Еще один простой способ проверить, жизнеспособен проект или нет: поделить уровень планируемых доходов на два и «дописать» расходную часть, а потом подвести баланс. Обычно он оказывается минусовым. Почему? В своем стремлении показать проект максимально прибыльным для инспектора или же просто обманывая себя, предприниматель часто забывает о таких «маленьких» издержках, как электричество, тепло, амортизация, канцелярские расходы и т.п. Доходы же рассчитываются при условии полной загрузки оборудования, проходимости магазина, объемов оказываемых услуг. Очевидно, что это невозможно.

Специалисты фонда поддержки малого предпринимательства советуют учитывать следующие факторы: в лучшем случае можно загрузить 90% производственных мощностей. Да и то только в долгосрочной перспективе. На раннем этапе новый завод или магазин будет работать «в минус» — пока вы отладите оборудование и сумеете организовать покупательский поток. Возможно также, что первые партии готовой продукции придется списывать в брак. В магазине обязательно будет что-то портиться или пропадать. Попытки расширить, модернизировать производство не заканчиваются вливанием денег только в оборудование. На самом деле придется инвестировать еще и во вспомогательный инструмент, стоимость которого составляет от 20 до 80% от стоимости основного оборудования. Плюсом может идти плата за обучение сотрудников работе на новом оборудовании и создание специальных условий в цехах. Если не учесть эти моменты, то проект не пройдет дальше второго этапа рассмотрения.

Сапожник — не ювелир

Наверное, основное правило, которому следуют при решении вопроса об инвестировании того или иного проекта малого бизнеса: «Не кредитовать сапожника под ювелирный магазин». Но если он 10 лет водил грузовик, то на собственную фуру он деньги, скорее всего, получит.

То есть деньги доверяют тем, кто знает, чем занимается, и может адекватно оценить свои шансы на успех. Ведь кредитный инспектор — это не водитель, не строитель, не продавец и не парикмахер. Это человек, который оценивает риски, исходя из своего опыта выдачи кредитов, и склонен доверять людям, знающим свое дело. В данном случае на второй план отступают результаты даже самых глубоких маркетинговых исследований, аналитика, рейтинги и прочее.

Кстати, о маркетинге. Очень часто начинающий предприниматель не имеет средств и времени провести полный грамотный анализ ситуации на рынке того или иного продукта, услуги. Или же, основываясь на данных различных исследований, открытых для массового просмотра, делает неправильные выводы. Например, в Африке спиртные напитки стоят очень дорого, а плетеная мебель продается за сущие копейки. Так почему же не организовать бизнес по продаже российского дешевого алкоголя в Африке, а оттуда контейнерами привозить красивую мебель из экологически чистого материала? На первый взгляд все очень просто, но если присмотреться, то можно заметить, что африканцы почти не покупают спиртные напитки. Они варят самогон! Ну и мебель оттуда вывозить, конечно, не так-то просто.

Мелочей не бывает

Наиболее часто встречающаяся ошибка: не в полном объеме определяется налоговая нагрузка проекта. В частности, не учитывается НДС, принимаемый к расчету с партнерами. Крупные организации работают только с НДС и потому вполне могут отказаться с вами сотрудничать, если вы плательщиком НДС не являетесь.

Часто в бизнес-плане неправильно определяется размер льгот по налогу на прибыль при формировании финансовых результатов. Согласно действующему законодательству РФ, в качестве льготы по налогу засчитывается сумма прибыли, направленная на погашение кредитов, привлеченных на инвестиционные цели, и выплату процентов по ним, после полного расходования амортизационного фонда на указанные цели. Авторы проектов пренебрегают последним обстоятельством и независимо от наличия амортизационного фонда уменьшают налогооблагаемую прибыль на размер погашения кредитов и выплаты процентов по ним.

Некоторые предприниматели в качестве «плюса» указывают в своих проектах возможность обналичивания средств с целью ухода от уплаты налогов на зарплату. Такие серые схемы являются дополнительным риском для инвестора, поэтому он вряд ли пойдет на это. Какие бы привлекательные доходы это ни сулило.

Часто автор «красивого» бизнес-плана не учитывает временные издержки в реализации проекта. Может возникнуть сложная ситуация, когда «план производства» рассогласован по времени с «планом сбыта» производимой продукции. Проще говоря, возникнет дефицит средств. И что тогда? Не стоит забывать, что потребность в оборотном капитале может быть на порядок больше, чем стоимость самого технологического оборудования.

Надо понимать также, что в производственном бизнес-плане отпускная цена на производимую продукцию должна быть меньше розничной не менее чем на 15-20%. Иначе ее просто никто не купит, если вы рассчитываете заполучить крупнооптовых покупателей, которые в свою очередь делают для постоянных клиентов скидки в 10-15%.

Важным показателем жизнеспособности проекта является «правильное» с юридической точки зрения его описание. Не стоит пренебрегать приложением к нему типовых договоров, планируемых к использованию в деятельности предприятия. И, кроме того, эксперты советуют сразу подготовить должностные инструкции для сотрудников, а также описать взаимоотношения сотрудников, подразделений, контр-агентов организации в специальных регламентах. Это придаст вес бизнес-плану, да и потом работать будет легче.

Не обманывайте и не обманывайтесь

В целом рекомендации можно свести к простому правилу — не обманывайте себя и не пытайтесь обмануть кредитного эксперта. Он-то фантазировать не станет и точно знает, что не будет над новым предприятием безоблачного неба и конфет под ногами. Осознайте цели и задачи проекта, реально оцените его перспективы и грамотно все это опишите. Лучше таким языком, чтобы вас без труда мог понять сосед. В этом случае кредитному инспектору суть бизнес-плана будет объяснить проще простого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *