Итоги 2014: Удмуртия, новая власть

Смена республиканской власти прошла относительно безболезненно. Сказалась «усталость» от многолетнего правления первого и последнего президента Удмуртии Александра Волкова. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что претензий «по существу» к предыдущей власти было немного. Так или иначе, в Удмуртии сегодня новый глава, главная задача которого доказать, что смена руководства пошла региону на пользу.

Сделать это будет непросто — в ближайшие два года в России вообще и в Удмуртии в частности экономическая ситуация не будет очень простой, в связи с муниципальными выборами необходимо решать политические задачи и находить новый язык с общественными движениями, которые теперь добиваются не абстрактных политических свобод, а решения вполне конкретных вопросов.

Что касается экономической ситуации, то с нею всё довольно просто: денег будет меньше во всех смыслах. То есть их и количественно будет меньше оттого, например, что упадут доходы нефтедобывающих компаний, налоги которых составляют до 50 % от доходной части бюджета Удмуртии, и поступления от нефтяников сократятся — по крайней мере, в части налога на прибыль, хотя, очевидно, что и фонды оплаты труда будут уменьшаться. Ну и не только нефтяников ждут тяжелые времена — крупные предприятия машиностроительного комплекса, на которые в Удмуртии традиционно делали ставку, тоже, вероятно, будут испытывать проблемы со сбытом продукции (во всяком случае, той, что изготавливается не в рамках госзаказов). В связи с падением доходов населения и дороговизной кредитных денег спад ожидает торговлю и строительство. Будет очень непросто выживать малому бизнесу, который почувствует на себе всё сразу: и падение потребительского спроса, и стоимость кредитных ресурсов, и отсутствие значимой поддержки государства.

У правительства при всём при этом есть два пути: сократить расходы на развитие и поддержку бизнеса, инвестиционные программы и проч., чтобы обеспечить расходы в социальной сфере. Либо искать дополнительные источники финансирования, чтобы обеспечить бюджет — как в части развития, так и в социальной части. Этими источниками могут быть и кредиты, и межбюджетные трансферты. Впрочем, ни с тем, ни с другим ясности, очевидно, до сих пор нет.

Республика не успела оформить кредиты до повышения ставок — в декабре удалось занять лишь четыре миллиарда из девяти запланированных, и даже эти по ставке 14 % годовых. А сегодня стоимость кредитов такова, что правительству, возможно, придется сократить размер заимствований. Например, на 2 февраля объявлен новый аукцион — уже только на два кредита по 500 млн рублей с начальной ставкой 23 %.

Совершенно неясно, на какой объем помощи из федерального бюджета может рассчитывать республика, — правительство России сегодня также пересчитывает бюджетные возможности, и не стоит сомневаться, что с сокращением расходной части федерального бюджета уменьшатся и объемы перечислений из него в бюджеты субъектов.

Это как раз та ситуация, которая должна будет проверить работоспособность обновленного республиканского правительства и дает ему возможность проявить себя.

Что касается общественно-политической жизни, то уже осенью Удмуртию ждут выборы в представительные органы власти муниципальных образований, в том числе в Гордуму Ижевска, что, несомненно, потребует большой работы от администрации главы республики. Работы важной, поскольку республиканский политэкономический истеблишмент, консолидированный в свое время Александром Волковым, сегодня вновь рассыпался на отдельные группировки, каждая из которых готова отстаивать собственные интересы. Сверхзадача политического руководства республики на ближайшие годы — создать аналогичную консолидацию вокруг нового лидера. Задача на предстоящие выборы — обеспечить убедительную победу представителей партии власти — «Единой России», чему как раз может помешать отсутствие единства в рядах элиты, для которой партийная принадлежность значит не так уж и много. В случае разногласий (не по политическим вопросам, разумеется) единороссы с легкостью становятся элдэпээровцами или эсерами, и наоборот.

Кроме выборов, общественно-политическому блоку республиканской администрации нужно вырабатывать механизм работы с общественностью. Любопытно, что за время относительной политической и экономической стабильности так называемое «гражданское самосознание» изменилось — по крайней мере, это видно на примере Ижевска. Сегодня гражданские активисты отстаивают не абстрактные свободы, а  вполне конкретные права: право на хорошие дороги, сохранение исторических памятников, освобождение от застройки зеленых зон и проч. Еще несколько отличий: разнообразились формы гражданского воздействия на власть, активно используются информационные технологии, для участия привлекается большое количество людей среднего и молодого возраста, предлагаются решения проблем. Фактически произошел качественный рост общественной активности, и сегодня ее проявления уже непозволительно игнорировать, повесив на участников ярлык «маргиналы».

Команда Александра Соловьева

К моменту назначения Александра Соловьева исполняющим обязанности Главы Удмуртской Республики у него фактически не было своей команды, так что ему пришлось создавать ее с нуля. Ключевыми фигурами в ней стали хорошо знакомые в республике люди, которые вместе с тем могут в настоящий момент считаться на 100 % «людьми Соловьева», потому что именно он «перезапустил» их карьеры, — так же, как назначение и.о. Главы перезапустило его собственную — это руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики Андрей Гальцин и Председатель Правительства УР Виктор Савельев.

 Гальцин Андрей Иванович

В его зоне ответственности не только организация работы Администрации Главы и Правительства УР, но и управление общественно-политической жизнью республики, насколько это возможно. Непосредственно ему подчиняется управление по внутренней политике Администрации Главы УР. И это именно то, что Андрей Иванович умеет делать. Все успешные политические кампании Александра Волкова — это во многом и его заслуга.

И, кстати, заслуга, которая не была в свое время отмечена по достоинству, — долгое время возглавляя региональный исполком «Единой России», именно Андрей Гальцин своей работой обеспечивал партии власти приемлемые результаты на региональных выборах. Однако его перевод на работу в Госсовет Удмуртии явно не соответствовал ни его амбициям, ни его опыту.

Очевидно, что Александр Соловьев отметил организаторский талант г-на Гальцина во время совместной работы в Госсовете УР, где будущий Глава Удмуртии был председателем, а Андрей Гальцин — руководил работой постоянной комиссии. И не прогадал — с организацией первой предвыборной кампании Главы Удмуртии Андрей Гальцин справился безукоризненно.

Савельев Виктор Алексеевич

В 2000 году, в возрасте 37 лет, стал одним из самых молодых членов правительства Удмуртии. Проработал заместителем в правительстве Юрия Питкевича шесть лет и уже тогда считался одним из самых профессиональных руководителей в республике, курировал ТЭК и промышленность. В 2006 году был приглашен Михаилом Гуцериевым в компанию «РуссНефть» на должность вице-президента по геологии, после чего исчез с политического небосклона Удмуртии.

Именно поэтому выбор Савельева в качестве председателя правительства Александром Соловьевым был для многих неожиданным решением. Однако вряд ли сегодня найдется человек, который скажет, что этот выбор не был оправданным. Можно сказать, что Савельев сегодня занял ту должность, на которую по своим профессиональным качествам мог претендовать еще будучи в статусе заместителя Юрия Питкевича. С другой стороны, назначение на такой пост после стольких лет отсутствия в республике — это также и в большой степени авансированное доверие, которое нужно оправдать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.