Архив журнала

Страхование автотранспорта: маленькие уйдут с рынка

По оценкам аналитиков, на страховом рынке и, в частности, в таком его секторе, как автострахование, господствуют две основные тенденции: растет страховая культура населения и вместе с ней количество заключаемых договоров, но одновременно растет и количество выплат, что приводит к массовому прекращению деятельности небольших страховых компаний (преимущественно региональных). В связи с этим аналитики прогнозируют, что уже к 2010 году весь российский рынок автострахования будет поделен между десятком крупнейших страховых компаний. В Удмуртии, возможно, эта ситуация возникнет еще раньше. В Ижевске уже сегодня, например, более 70% рынка ОСАГО контролируется всего двумя компаниями.

Рынок страхования в РФ в настоящее время переживает стадию бурного роста. В последние три года Россия показывает один из самых высоких в мире темпов роста сборов. За это время объем российского страхового рынка вырос на 80-85%, что, по мнению экспертов, связано, прежде всего, с развитием автострахования. Так, введение в 2002 году ОСАГО создало новый рынок емкостью порядка 1,6 млрд долларов и дополнительно привело на него свыше 10 миллионов новых клиентов.

Удмуртия выдает неплохие в сравнении со среднероссийскими показатели: рынок ОСАГО в 2005 году оценивался в 386 млн 546 тыс. рублей (по сравнению с 2004 годом рост составил 9%), поступления по другим видам страхования (кроме ОМС) составили более 1,5 млрд рублей. Однако по сравнению со страховщиками из соседних регионов мы отстаем, и очень значительно: страховые поступления (без ОМС) в Татарстане в прошлом году составили 10 554 061 тыс. рублей, в Башкортостане — 3 990 566 тыс. рублей. В обеих республиках поступления только по ОСАГО перевалили за 1 млрд рублей. При этом тот факт, что страховых компаний в Удмуртии меньше, особой роли играть не должен — в частности, рынок ОСАГО должен попросту перераспределяться между существующими игроками.

Более того, количество страховых компаний, работающих в Удмуртии, в дальнейшем уже будет не расти, а только сокращаться, и это уже происходит. В 2004 году на страховом рынке Удмуртии было зарегистрировано 85 страховых компаний, а в 2005 году количество страховщиков снизилось до 82. Однако на самом деле полноценных страховых компаний еще меньше, так как нередки случаи, когда несколько компаний, не имеющих собственных лицензий, собираются под крылом одной и работают по договору перепоручения (то есть это не столько страховщики, сколько конторы по заключению договоров).

Среди основных факторов, приводящих к сокращению количества страховых компаний, — рост убыточности договоров страхования (и в первую очередь, опять же — в секторе автострахования, особенно ОСАГО) и ужесточение законодательных требований к страховым компаниям. В частности, к 1 июля 2007 года уставной капитал российских страховых компаний должен быть приведен к новому нормативному показателю -не ниже 30 миллионов рублей.

Директор филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье» — Главного управления по Удмуртской Республике Евгений Костенков: «Повышение уставного капитала — это притча во языцех. К 1 июля российский рынок станет меньше почти на треть из-за того, что, по нашим оценкам, примерно 230 российских страховых компаний не смогут увеличить свой уставной капитал. Кроме того, на мой взгляд, банкротство, из-за высокой вероятности всплеска убыточности, грозит тем компаниям, в страховом портфеле которых ОСАГО занимает около 100%. Такие примеры уже есть. Скажем, в Ханты-Мансийске и Сургуте убыточность по этому виду страхования составляет 120%, и в этих городах другим компаниям, кроме „Росгосстраха“, пришлось уйти с рынка. В Ижевске тоже есть масса компаний — потенциальных кандидатов на банкротство, имеющих в своем портфеле от 60 до 100% ОСАГО. Для сохранения финансовой устойчивости любой страховщик не должен допускать в своем портфеле более 40% ОСАГО. Остальную часть должны занимать менее убыточные виды: страхование имущества, людей и т.п.».

Светлана Александрова, директор по маркетингу ОАО МРСК: «Прибыльность страховой компании зависит от того, насколько выборочно она подходит к рискам. Отсеять риски — основная задача маркетолога и андеррайтера компании. Например, мы осознанно отказываемся от страхования некоторых автомобилей (в частности, от машин такси в связи с их повышенной вероятностью попадания в ДТП). Это превентивные меры, чтобы потом не нести убытков».

Требования Федеральной службы страхового надзора об увеличении уставного капитала приведут к укрупнению страхового рынка. Сейчас в регионах (в частности, и в Удмуртии) небольшие компании соседствуют с крупными федеральными страховщиками, но в новых условиях страховой рынок будет состоять в основном из крупных игроков -как правило, региональных филиалов транснациональных страховых компаний. Уже в ближайшее время специалисты прогнозируют на страховом рынке Удмуртии как слияние мелких страховых компаний, так и поглощение крупными федеральными компаниями региональных.

ОСАГО

Тот факт, что в Удмуртии сегодня работают представительства практически всех крупнейших российских страховых компаний, очевидно, означает, что рынок автострахования как наиболее привлекательный будет прежде других подвержен переменам. Ведь даже в самых сбалансированных портфелях российских страховщиков доля договоров по страхованию транспорта составляет около 50% (30-40% ОСАГО и 10-20% — добровольное автострахование).

В 2005 году 85% республиканского рынка ОСАГО контролировали семь наиболее крупных страховых компаний: «Росгосстрах» (51%), МРСК (20%), ВСК (3%), Иж-АСКО (3%), НАСТА (3%), Согласие (3%), РОСНО (2%), оставшиеся 15% разделены между компаниями, занимающими меньше 2% рынка. Причем еще в 2004 году НАСТА и Иж-АСКО были за чертой «счастливой семерки», а мелкие участники рынка занимали 19%.

Последний факт показывает, насколько динамичен рынок ОСАГО. Этот вид страхования (при том, что является одним из самых массовых и прибыльных) дает возможность выживать множеству небольших компаний и одновременно таит для них большую опасность.

Дело в том, что рост выплат в сегменте ОСАГО происходит значительно быстрее увеличения объема страховых сборов. Так, в 2005 году, по данным Российского союза автостраховщиков, выплаты выросли по сравнению с 2004 годом на 42%, в то время как премий собрано всего на 9,7% больше. Это не удивляет аналитиков — они прогнозировали рост количества ДТП и выплат по ним (опыт показывает, что на застрахованных автомобилях ездят менее аккуратно), а вот рост сборов в этом секторе в настоящее время определяется лишь динамикой роста автопарка.

Евгений Костенков: «Жители России, и частности Удмуртии, оказались самыми законопослушными автомобилистами, так как, по статистике, во многих странах мира, где действует ОСАГО, охват населения не превышает 70-75%. А рынок ОСАГО в Удмуртии близок уже к стопроцентному насыщению».

Аналитики рынка оценивают прибыльность этого сектора в 2005 году в среднем по России в 25%. Это — за вычетом взносов в РСА и 20% от сборов «на ведение дел», но без учета прибыли от инвестирования средств. С этой оценкой в целом согласны и удмуртские страховщики. Впрочем, наиболее крупные компании подчеркивают, что хорошая маржа на ОСАГО достигается за счет привлечения большого количества клиентов, а для этого необходимы мощные финансовые вложения на организацию инфраструктуры.

Евгений Костенков: «Если говорить о прибыльности ОСАГО, то на сегодняшний день для нашей компании он пока прибылен. Тут мы берем массовостью, 50% застрахованных ОСАГО в Удмуртии — наши клиенты».

Светлана Александрова отмечает, что МРСК тоже успешно работает по полисам обязательного страхования за счет большого объема застрахованных: «Значительное увеличение выплат по ОСАГО и рост убыточности „автогражданки“ во многих страховых компаниях провоцирует разговоры о необходимости пересмотра тарифов. Они совершенно справедливо опасаются за свое будущее — для многих этот бизнес скоро окажется малорентабельным, и компании исчезнут со страхового рынка».

Техническая неготовность компаний, довольно большие затраты на организацию системы и урегулирования страховых случаев увеличивают убыточность ОСАГО. Так, например, в Удмуртии пока нет единой базы данных по выданным полисам ОСАГО и выплатам по ним. Таким образом, заложенная в законе система повышающих коэффициентов для виновников ДТП легко обходится — человек просто идет в другую компанию, где не знают, происходили ли по его вине аварии. Соответственно это увеличивает риски страховщиков, но не увеличивает страховые сборы.

Компании, сумевшие правильно распорядиться всеми преимуществами, которые им предоставила «автогражданка», кроме прибыльности, отмечают еще одно важное следствие введения ОСАГО. Введение обязательного страхования автогражданской ответственности сыграло серьезную просветительскую роль, повысив страховую культуру населения и пробудив интерес к другим видам страхования — в частности, к добровольному страхованию транспорта.

Журнал

 

 

 

 

 

 

КАСКО

Рынок КАСКО ежегодно растет на 10-12%. Однако его прибыльность пока значительно уступает ОСАГО. По мнению местных страховщиков, КАСКО выгодно в том случае, если есть возможность обеспечивать страхование по всей республике — не только в Ижевске, но и в малых городах и районных центрах, где страховые случаи наступают значительно реже.

Евгений Костенков: «КАСКО в Ижевске — убыточный вид страхования. Мы выдерживаем только благодаря сбалансированности портфеля, а компании, которые работают только с городскими автомобилистами, проигрывают. Очень многие иногородние компании пытались открыть в Ижевске свои филиалы, начинали активно бороться с нами в этом секторе, снижали расценки, но буквально через полгода-год сворачивали программы автострахования, потому что те оказывались убыточны».

Действительно, рынок КАСКО значительно отличается от рынка ОСАГО. Портрет среднего клиента здесь выглядит иначе — в основном это владельцы новых автомобилей или машин с небольшим сроком эксплуатации, с соответствующим уровнем доходов (только тариф в 8-10% от стоимости автомобиля выливается в сумму около 20 тысяч рублей ежегодно), знанием законов и страховой культурой.

Светлана Александрова: «Стра-ховая культура клиентов растет, все больше людей предъявляют свои требования страховщикам, а при добровольном страховании таких возможностей, конечно, больше. На выбор влияет увеличение плотности транспортных потоков, рост числа ДТП и повышение тяжести убытков. Основные клиенты по КАСКО -владельцы иномарок. Ведь, как известно, ОСАГО не покрывает убытков свыше суммы, указанной в законе, и не компенсирует убытки при потере товарной стоимости. Для нас владельцы „иномарок“ тоже интересны как клиенты, так как эти машины с меньшими страховыми рисками, а готовность их владельцев застраховаться в два раза выше, нежели у владельцев отечественных авто. Сейчас мы даже готовим специальную программу для владельцев подержанных иномарок, так как надеемся, что рано или поздно они приобретут новое авто и придут страховаться в нашу компанию».

Снижение маржи на добровольных видах страхования заставляет страховые компании проводить тарифную политику, при которой страховать старые автомобили становится невыгодно. Страховщики ссылаются на дорогое обслуживание старых авто, высокие риски и неаккуратную езду владельцев на старых машинах.

Тем не менее, основные надежды на рост в секторе автострахования специалисты возлагают именно на добровольные виды. Основными факторами роста здесь будут обновление автопарка и развитие автокредитования.

Сейчас в России около 20% машин покупается в кредит. На развитие рынка автокредитования влияет рост доходов населения (ежегодный рост 10-15%) и понижающиеся процентные ставки по кредитам. Сегодня банки уже предлагают кредиты с процентными ставками порядка 8-12. При этом все автомобили, приобретаемые в кредит, обязательно должны быть застрахованы по программе КАСКО.

При этом тариф, как правило, оказывается выше, чем при полностью добровольном страховании. Ведь получить полис клиент сможет не в любой страховой компании, а только в той, с которой работает банк и автосалон. Это, безусловно, наиболее выгодно страховщикам, которые работают с банками в рамках одного холдинга (например, финансовый холдинг «Уралсиб»). Такие банки при оформлении автокредита обязывают своих клиентов застраховаться в «своей» страховой компании, что может быть не всегда выгодно.

Однако, как подчеркивают страховщики, ход конкурентной борьбы в секторе автострахования сегодня уже не определяется величиной тарифов — это пройденный этап, и отличаются они ненамного. В борьбе за клиента все большее значение начинает приобретать уровень сервиса и быстрота урегулирования страховых случаев.

При этом преимущество вновь оказывается у крупных игроков: у них развита не только сеть продаж, но и система урегулирования убытков. В то же время инфраструктура мелких компаний позволяет им лишь продавать полисы, а для урегулирования убытков они часто прибегают к услугам более крупных партнеров. Очевидно, это наводит клиентов на мысль о том, что проще работать с компанией, которая самостоятельно может решать их проблемы. С ростом количества страховых случаев переток клиентов к более крупным страховым компаниям будет лишь увеличиваться, что в итоге приведет к разделу рынка автострахования между 5-10 компаниями, которые смогут обеспечить страхователям максимальный комфорт при минимальных затратах времени и денег.

Журнал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *