Бизнес-идеиГлавный геройИнтервьюПравила бизнесаСтартапы

Коворкинг — бизнес или нет?

Точка притяжения

По мере того как в России стала распространяться практика удаленной работы, начала набирать популярность такая модель «организации труда» для фрилансеров всех мастей – коворкинг. Чуть меньше года назад подобное пространство было создано в Ижевске. Правда, в отличие от традиционных коворкингов в основе его существования – библиотека профессиональной литературы и регулярные лекции. О принципах создания и перспективах развития коворкингов в регионах рассказал в интервью СД автор проекта коворк-студии «БиблиОтика», творческий руководитель дизайнерского бюро «13 этаж» Сергей Грудцын.

Коворкинг-центры (co-working или coworking, в переводе с англ. яз. – «совместно работающие») — это своего рода альтернатива работы в офисе, дома, в кафе. Идеальное решение для тех, кто только выходит на новый для себя рынок (в незнакомом городе или стране) и не имеет при этом достаточного бюджета для аренды полноценного офиса. Это оборудованные всем необходимым для работы пространства с высокоскоростным интернетом, сдаваемые в аренду отдельными площадями любому желающему. Как правило, на необходимый срок — час, день, неделю, месяц. Это относительно новое, необычное решение для тех, кто хочет, не переплачивая, иметь профессиональное пространство.

Сергей, как и почему родилась идея создания «БиблиОтики»? Ваше предложение было вызвано спросом или все-таки инициатива исходила от авторов проекта?

— За рубежом коворки развиваются давно. Для России это достаточно новый формат. Те из них, которые уже функционируют, выбрали разную направленность. Между тем некоторые из коворкингов, организованных в России, уже закрылись ввиду низкой рентабельности — заработать на подобных проектах сложно. У нас же другой формат — коворк-студия, иные задачи: поделиться образом жизни, поделиться знаниями, поделиться пространством. Как говорит координатор проекта Наталья Костицина: «Есть вещи, которые делаются по необходимости, а есть те, что от избытка, как БиблиОтика».

Примерно полтора года назад мы пришли к пониманию, что нам нужно место, которое бы привлекало близких нам по ценностям людей. Для организации такого пространства у нас, во-первых, был хороший багаж знаний в виде библиотеки профессиональной литературы, собранной за 15 лет творческой работы.

Во-вторых, у «13 этажа» есть много хороших знакомых с богатым жизненным и профессиональным опытом, которые делились им на проекте «Завтрак» (zavtrak.13f.ru) в течение последних пяти лет и могут рассказать интересные и важные вещи аудитории коворк-студии.

В-третьих, часть наших сотрудников со временем переходят на удаленную работу — это те, кто осознал значимость результата своей работы, ценность себя как профессионала и своего собственного времени и не хочет ограниваться рамками офиса. Но дом как место работы имеет свои недостатки, как и кафе, где не так уж и доступно и не всегда удобно. Поэтому нам было важно предоставить всем комфортное место, где можно только работать — над проектами и над собой.

Ну а к срочной организации «БиблиОтики» летом 2014 года нас подтолкнул элементарный переезд. Мы сделали предложение управляющей команде ТЦ «Сити», которая нас поддержала. Спасибо ей и компаниям «КофеЛенд» и «Марк». Три месяца на ремонт и обустройство. Открылись в сентябре.

Чем на деле стала «БиблиОтика», кроме как новым офисом «13 этажа»?

— «БиблиОтика» — это площадка для людей, которые хотят развиваться в профессиональном и личностном плане, ищут партнеров и единомышленников, чтобы изменить мир вокруг себя к лучшему. А как меняется человек? Из правильных книг он получает новые знания, на встречах с интересными людьми обменивается идеями и смыслами.

Рабочие места, переговорные, вкусный кофе, быстрый интернет — у нас созданы все условия для комфортной работы. Коворкинг мобильный и позволяет переделывать пространство под зоны для лекций и мастер-классов.

За время работы центра мы познакомились с ребятами, которые стали нашими партнерами, делаем совместные работы. Стартаперы не только затевают здесь проекты, но и тестируют их на посетителях еще на уровне идеи. Точка притяжения создана.

По какому принципу вы формируете контент пространства, темы для мероприятий, как ведете отбор участников мероприятий?

— Мы идем по пути формирования места притяжения интересных людей, профессионалов, которые могут поделиться знаниями. Для этого и проводим публичные мероприятия. Темы в основном затрагивают личностное и профессиональное развитие, взаимоотношения, психологию, рекламные коммуникации, дизайн, туризм, здоровье, питание и многое другое, что окружает, формирует жизнь активного человека.

У нас нет жесткого отбора лекторов. Они сами себя тестируют. Если человек занимается самообманом в отношении своих личностных и профессиональных качеств, ему у нас будет неинтересно.

Основная аудитория коворк-студии, портрет постоянного посетителя?

— В качестве рабочего пространства «БиблиОтику» используют люди творческих профессий, журналисты, разумеется, дизайнеры по интерьеру, которые посещают Центр дизайна «Сити». Им удобно здесь встречаться с клиентами, обсуждать проекты, вместе выбирать материалы. Фотографы в переговорных часто проводят мастер-классы, регулярно собирает занятия языковая школа, ворк-шопы по handmade. Одна компания на время ремонта своего офиса работала здесь практически всей командой.

Вы не просто сдаете в аренду места, как это традиционно делается в коворках. В большинстве коворкингов Москвы, Питера, Красноярска, Екатеринбурга это основное предназначение пространства. Более того, при условии оплаты на месяц вперед арендатор может переформатировать свой уголок под себя…

— Мы изначально отказались от такого формата и решили действовать по принципу свободных мест — если есть свободное пространство, человек его занимает. Бронировать заранее можно переговорные и посещение мероприятий. Вы можете сделать запрос на лектора и организовать с ним встречу самостоятельно или нашими силами. Во время семинаров мы трансформируем пространство таким образом, что оно вмещает до 60 слушателей.

Коворкинг у нас пока бесплатный, плата взимается лишь за аренду «переговорок». Мы приучаем людей к новому формату, знакомимся, показываем все его возможности, чтобы в дальнейшем извлекать и коммерческую выгоду из этого. Выражение «социальная ответственность бизнеса» не совсем подходит к тому, что мы делаем, хотя мы, действительно, сейчас занимаемся некой благотворительностью, но это нам самим нужно. Это интересно.

Справка СД

Как появились коворкинги

В 2005 году молодой программист Бред Ньюберг в процессе своего карьерного роста столкнулся с проблемой выбора модели организации своей работы. Арендовав большое помещение в офисном здании, он предложил использовать его для работы таким же «свободным художникам», как он сам. Новую схему организации рабочих мест он назвал коворкингом (совместная работа).

Как правило, совместные офисы представляют собой большие помещения с кухней, одной или несколькими переговорными и оборудованы необходимой офисной инфраструктурой — от интернета до принтеров и сканеров. Каждый, кто использует такую территорию на постоянной основе, ежемесячно платит определённую сумму, размер которой зависит от того, закреплено ли за ним рабочее место, стол целиком или же он использует стол или диван, которые в данный момент свободны. Многие коворкинг-офисы предоставляют бесплатный пробный день работы. Коворкинг-центры удобны для фрилансеров и стартап-команд, а также компаний, сотрудники которых разбросаны по разным городам или странам.

Если проект станет успешным и с коммерческой точки зрения, какие планы вы будете воплощать?

— Возможно, через какое-то время все это пространство — и офис студии, и «БиблиОтика» — будет коворкингом — мы распустим штат студии и скажем: «Ребята, кому интересно работать, приходите сюда». А мы можем, потому что умеем работать удаленно, всегда быть на связи, и это тоже наше будущее.

Тем не менее новые, необычные форматы, в том числе и организации творческого, делового партнерства, поначалу всегда вызывают большую заинтересованность, но нередко потребитель насыщается первой парой порций. Как вы намерены удержать интерес к «БиблиОтике»?

— Развивать сервисы на сайте bibliotika.ru. Недавно сделали два раздела: книги и мероприятия. Появилась возможность познакомиться, подписаться, сделать заявку на книгу или участие в мероприятии. В ближайшее время проведем первую в Ижевске «Печа-кучу». Позже — серию платных мастер-классов и ворк-шопов со специалистами разных сфер из других городов, но непременно практических. И, говоря об удержании аудитории, мы не случайно всю информацию выдаем дозированно, таким образом мы формируем заинтересованность.

В сентябре вы будете подводить промежуточные итоги и решать дальнейшую судьбу проекта, что должно подвигнуть на дальнейшее развитие, независимо от результатов?

— В студии «13 этаж» существует правило: мы берёмся за тот проект, который нам интересен, принесет известность и деньги. В «БиблиОтике» есть всё, просто деньги придут позднее.

Сколько людей сегодня задействованы в проекте?

— На сегодняшний день активно в проекте задействованы три человека. Главное действующее лицо — Наталья Костицина, координатор проекта.

Коворк-студия фактически выросла из вашей библиотеки, и эта его часть по-прежнему одна из основных в проекте. Каковы планы по работе «читального зала»?

— Наши книги сами по себе специфические, большой плюс «БиблиОтики» в том, что новые экземпляры появляются у нас уже через пару недель после выхода в издательстве. Пока мы даем возможность читать литературу только здесь, прежде всего потому, что книга в любой момент может понадобиться нам для работы. Мы даем «на дом» книги только сотрудникам и клиентам студии, это своего рода программа лояльности, опять же продиктованная тем, что нам важно, чтобы мы с клиентами разговаривали на одном языке. Мы взаимно обучаемы.

Из ближайших планов — организация Клуба любителей хороших книг. Стоимость проката книги будет очень номинальной, только для того, чтобы сформировать кассу для покупки новой литературы, в ответ мы хотим получить краткие рецензии, чтобы у будущих читателей этих книг был выбор и они могли бы ориентироваться в предложениях.

По вашим прогнозам, рынок коворкингов в нашем регионе будет развиваться? Конкуренция на нем усилится?

— Коворки должны появляться, потребность в них будет только расти. В России люди все меньше хотят работать в офисе, но при этом им недостаточно работать дома, вне коммуникаций, простого человеческого общения, необходимого людям. Компании сокращают сотрудников, целые отделы, отдавая их функции на аутсорсинг, у ряда специалистов в силу сложившейся экономической ситуации сокращаются доходы, что вынуждает их сокращать расходы, в том числе и на офис. Для них коворкинги — хороший выход из ситуации.

В Ижевске же все это только зарождается, но молодежь уже ищет иные форматы для работы и саморазвития. Начавшие свое развитие несколько лет назад антикафе можно поставить рядом с коворкингом, но там ставка на развлечения, которых у нас принципиально нет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *