Слетать до соседей
Удмуртия может войти в список регионов Приволжского федерального округа, в которых запустят новый проект по субсидированию авиаперевозчиков. Программа направлена на развитие регионального воздушного транспорта. Цена вопроса для республики пока не названа.
Пилотный проект
О том, что уже в начале следующего года государство начнет субсидирование внутренних авиаперевозок в регионах, в начале сентября заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. По его словам, начнется программа с Приволжского федерального округа, где уже разработан соответствующий проект, а ее цель – развитие авиасообщения между городами регионов, где есть аэропорты. Программа была подготовлена Центром стратегических разработок в гражданской авиации и представлена на совещании по вопросам развития транспортного комплекса в регионах ПФО в июле 2012 года.
Как отметил Антон Корень, руководитель Центра стратегических разработок в гражданской авиации, их предложения получили поддержку глав 14 регионов и руководства профильных министерств и ведомств. «Важным моментом является то, что помимо создания системы устойчивого развития социально и экономически значимых авиаперевозок между 14 субъектами Российской Федерации реализация программы позволит создать условия для восстановления производства и продаж региональных воздушных судов в Российской Федерации за счет развития внутреннего рынка сбыта», сказал Антон Корень.
В основе программы развития региональной авиации в Приволжском федеральном округе на период до 2025 года лежит соединение высокочастотным авиасообщением всех региональных центров в ПФО как прямыми рейсами, так и с применением трансферно-транзитных схем обслуживания с целью экономии бюджетных средств. Механизм программы предполагает участие в ее реализации федеральных и региональных органов власти, конкурсные условия получения субсидий. Компании должны будут представить свои проекты налаживания авиасообщения, в том числе указать стоимость перелета, парк имеющихся судов и т.д. Субсидии авиаперевозчикам предполагается направлять на условиях софинансирования федерального и региональных бюджетов.
В этом проекте может принять участие и Удмуртия. Однако примет ли и в какой доле, пока неизвестно. Как сообщил заместитель начальника отдела железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта Миндортранса Удмуртии Владимир Котрусов, действительно документы по участию в этом пилотном проекте поступили в министерство и вопрос сейчас рассматривается на уровне руководства республики, о решении которого пока не сообщалось. «В Удмуртии уже разработана собственная программа развития воздушного транспорта. Сейчас она проходит согласования, – пояснил г-н Котрусов. – Однако там нет конкретных цифр по финансовым вложениям в отрасль. Документ скорее декларативного характера. Он прописывает заинтересованность правительства республики в развитии авиасообщения».
Напомним, гендиректор «Ижавиа» Александр Городилов ранее заявлял о желании включиться в федеральную целевую программу по развитию воздушного транспорта, в которой на 2015 год для Удмуртии заложено 1 миллиард 115 миллионов рублей. Это позволит реконструировать взлетно-посадочную полосу и ряд объектов инфраструктуры аэропорта. Однако предварительно компании необходимо обновить парк воздушных судов.
Деловые связи
По мнению руководителя представительства ЗАО «Финам» в Ижевске Сергея Казанцева, программа развития региональных авиаперевозок действительно может помочь отрасли и восстановить воздушное сообщение между соседними городами, которое существовало в советские времена.
«На самом деле, если будут налажены регулярные авиарейсы из Ижевска в Казань, Пермь, Уфу, некоторые другие города Приволжского округа, это благоприятно отразится на деловой активности столицы Удмуртии. С этими городами хоть и налажено наземное сообщение, однако дорога занимает довольно много времени. Самолет, безусловно, упростит поездки по делам. Собственно, у бизнесменов из Удмуртии будет дополнительная возможность завязать связи с партнерами из соседних регионов, если на решение вопросов будет уходить меньше времени. Авиасообщение даст оперативность в проведении переговоров. Однако тут во многом будет играть роль стоимость перелетов».
Если в настоящее время, к примеру, путь в Пермь на автомобиле занимает порядка 4-5 часов, то на самолете это расстояние преодолевается за полчаса. Однако тут же встает вопрос цены. На существующий с недавнего времени рейс «Ижавиа» до Перми билеты стоят от 490 до 1500 рублей, что, в принципе, немного, но улететь можно только раз в месяц.
Сергей Казанцев считает, что цена билета на самолет должна быть сопоставима со стоимостью купе в поезде. Пока, например, на рейсы Ижевск – Москва она выше в среднем в полтора-два раза. Впрочем, если покупать заранее, то можно приобрести билеты и всего за 2950 рублей, это при том, что сегодня конкурентов у «Ижавиа» нет. До недавнего времени данный маршрут также обслуживала частная авиакомпания «Руслайн». Однако, возобновив полеты это весной, 20 июня эта компания отменила рейсы из Ижевска без объяснения причин.
Руководство «Ижавиа» и Миндортранса Удмуртии не раз заявляли об открытости аэропорта столицы Удмуртии для других перевозчиков. «Авиакомпании приходят и уходят, – сетует Владимир Котрусов. – Почему не остаются? Наверное, потому что нерентабельно. Возможно, наш район находится в своеобразной «яме» между несколькими более крупными городами, так что нас все облетают стороной. Наиболее перспективное направление – это, конечно, Ижевск – Москва. Однако у кого-то получается, у кого-то нет».
Самолеты помельче
Если часть затрат авиакомпаний будут покрывать бюджетные деньги, это может действительно побудить компании открывать рейсы в соседние города и удешевлять билеты. Однако для налаживания более или менее рентабельного авиасообщения между регионами ПФО необходимы самолеты небольшой вместимости, считает Сергей Казанцев. Суда на 20 мест будет легче заполнить, чем огромные авиалайнеры. «Ижавиа» совершает практически все рейсы на самолетах Як-42 (102 места).
Вообще, в парке, по официальным данным авиакомпании на февраль 2012 года, числилось пять воздушных судов Як-42 (четыре из них арендованных), три воздушных судна Ан-24 (вместимость 48 пассажиров), три воздушных судна Ту-134, одно воздушное судно Ан-26 (вместимость 38 пассажиров).
Случающиеся время от времени в России крушения самолетов советской сборки уже послужили поводом говорить о необходимости обновления парков российских авиакомпаний, отказе от некоторых моделей, в том числе серий «Як» и «Ту». Пока что решений по этому поводу не принято. Однако не исключено, что в ближайшие годы самолеты, которые использует в том числе и «Ижавиа», могут быть запрещены к эксплуатации. На приобретение новых судов у авиакомпании своих средств нет. По словам Владимира Котрусова, республика выделять под эти цели деньги тоже не в состоянии. В среднем самолеты стоят 40-45 млн долларов.
Раздвоение
Как отмечают эксперты, приходу новых компаний в небо Ижевска препятствует то, что аэропорт фактически принадлежит авиакомпании «Ижавиа». Несмотря на заверения руководства перевозчика предоставить равные условия конкурентам, некоторые аналитики склонны считать, что, пока авиакомпанию и аэропорт не разделят, реальной свободы для прихода других игроков на этот рынок не предвидится. Правда, вопрос разделения «Ижавиа» на авиакомпанию и аэропорт уже решен. На эту процедуру руководством республики отдан год. При этом обе компании будут принадлежать Удмуртии. Пока неясно, будут ли в дальнейшем они приватизированы.
В настоящее же время «Ижавиа» сложно считать привлекательной для инвесторов компанией. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте авиаперевозчика, по итогам 2011 года предприятие имело чистый убыток в 129 миллионов рублей. 2010 год «Ижавиа» также закончила в минусе, правда, в меньшем – 15 миллионов рублей. Сравнивая показатели этих двух лет, можно увидеть, что в 2011 году выручка компании выросла более чем на 100 миллионов и составила 1 млрд 97 млн рублей. В 2011 году «Ижавиа» перевезла 168 177 пассажиров, а в 2010-м – 153 885 человек.
Председатель постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова неоднократно заявляла, что финансовых возможностей у республики покупать самолеты для «Ижавиа» нет. Скорее всего, по ее словам, парк авиакомпании будет обновляться за счет лизинга. Она подчеркнула, что авиаперевозки являются социально значимым направлением, которое будет развиваться, и в целом республика заинтересована в поддержке этой отрасли, поэтому республиканские власти расценивают проект по субсидированию авиаперевозчиков как стимул к развитию отрасли и возлагают на него большие надежды.