Секреты выживания и развития в условиях кризиса

Финансовые трудности все переживают по-разному, но главным образом успех выживания в условиях кризиса зависит от отношения к нему. Секретами и рецептами того, как с успехом преодолеть трудные времена, делится кандидат экономических наук, председатель совета директоров ОАО «МРСК» Елизавета Ивановна Семенова.

1. Сформируйте правильное отношение к кризису. Правильное отношение — это принятие кризиса как явления положительного, оздоравливающего. Особенно это касается предприятий, которые уже отметили свой 10-летний юбилей. Для них кризис — это отличный шанс заняться переосмыслением своего пути, чтобы взять все самое лучшее из существующего и избавиться от того, что уже неактуально и тянет назад.

2. Оптимизируйте организационную структуру предприятия и найдите кадровые резервы. К примеру, в МРСК благодаря изменению структуры удалось на четверть уменьшить численность кадрового состава компании без ущерба для качества обслуживания клиентов. Как правило, руководители подразделений и направлений всегда знают «слабые места» в кадровой структуре и могут самостоятельно изыскать кадровый резерв, в случае если это потребуется ради общего блага. В ОАО «МРСК» вследствие изменения структуры большинство сотрудников компании смогли расширить сферу своих компетенций и в итоге стать профессионалами более высокого уровня.

3. Обратите внимание на возможности аутсорсинга. К примеру, IT-подразделение компании образовало собственное предприятие — ООО, которое по-прежнему обслуживает все запросы МРСК, но при этом имеет возможность развиваться и привлекать заказы от других клиентов. Аналогичным образом в отдельную организацию выделились наши аварийные комиссары. Таким образом, часть нужд компании и клиентов сейчас удовлетворяется благодаря аутсорсингу, при этом сокращаются расходы на содержание собственного персонала компании.

4. Снижайте непроизводительные затраты. Оставьте среди статей затрат только самые необходимые. МРСК, следуя этому принципу, существенно сократила затраты на рекламу, аренду помещений и транспортные расходы.

5. Поставьте свой бизнес на рельсы альтернативного менеджмента. Если работа в вашей фирме уже построена на принципах процессного подхода и самоуправления, то она готова к кризису. Например, МРСК удалось быстро перестроить бизнес-процессы и организовать качественную работу компании даже при снижении численности персонала на четверть. Если бизнес-процессы, управление качеством и система лидерства для вас лишь малознакомые термины, то кризис — это самый подходящий момент для того, чтобы взять в руки и внимательно изучить книги Эдварда Деминга, основоположника системы альтернативного менеджмента. После этого полезно посоветоваться и перенять опыт у тех, кто уже использует альтернативный менеджмент в ежедневной работе, и начать построение процессной модели в собственной фирме.

6. Поддерживайте оптимальный психологический климат в компании. В МРСК это реализуется благодаря двум инструментам — внутреннему корпоративному сайту и эффективной управленческой команде.

Для всех сотрудников у нас работает такой инструмент, как интрасайт — корпоративный внутренний сайт. И он на самом деле работает: информирует персонал о ключевых событиях и новостях, вдохновляет на успех, поздравляет с днями рождения, содержит полную корпоративную документацию, формирует корпоративную культуру. Особенно он актуален для крупных организаций.

Управленческая команда — это команда топ-менеджеров и руководителей подразделений, которые являются опорой и поддерживают информированность коллектива об организационных изменениях и политике компании. Управленческая команда в МРСК, к примеру, собирается раз в неделю, чтобы обменяться информацией, почувствовать опору и плечо единомышленников, получить настрой на эффективную работу. Управленческая команда — это основа самонастраивающейся и самоорганизующейся фирмы, какой и является МРСК. Благодаря этому компания может эффективно работать и в благоприятное время, и в кризис, и даже в условиях смены высшего руководства. Искусство топ-менеджера в альтернативном управлении — как раз создать такую команду, которая сможет работать в любых условиях, и даже при отсутствии руководителя.

7. Постоянно стремитесь к совершенству, учитесь и узнавайте новое. Топ-менеджер — это «вечный двигатель», двигатель прогресса, который вдохновляет на новые достижения и успехи. Топ-менеджер призван жить, следуя принципу: «Минута прожита зря, если ты не познал что-то новое». И мы постоянно учимся, много читаем и занимаемся саморазвитием, чтобы иметь право с гордостью называться самодостаточной, саморазвивающейся и самонастраивающейся Командой.

Кризис — это лишь новая возможность, возможность стать сильнее, быстрее, сообразительнее, возможность отказаться от старых стереотипов и начать мыслить иначе. Я искренне желаю всем из этого кризиса вынести все самое хорошее, научиться новым методам работы и сформировать ту команду, с которой любой кризис и любая трудность будут по плечу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.