Счет за газ

Предприятия, понесшие убытки в результате аварии на газопроводе около ТЦ «Флагман», намерены взыскать ущерб с подрядчика – ООО «ТоннельСтройСервис». По мнению экспертов, доказать вину ответчика и обосновать размеры возмещения будет несложно. Весь вопрос в платежеспособности виновника ЧП.

Как рассказал СД Николай Мокрушин, управляющий  ТЦ «Флагман», ориентировочный размер убытков в результате ЧП составил более 10 млн рублей. «Сейчас в ситуации разбирается комиссия регионального управления Ростехнадзора совместно с «Удмуртгазом», которая определит, чья эта вина и в какой степени – наша или подрядчиков. На мой взгляд, вина подрядчика здесь очевидна», — сообщил он. В любом случае руководство торгового центра намерено подготовить судебные иски регрессом к ООО «ТоннельСтройСервис».

Деньги на ветер

Напомним, в этом году городская администрация вдруг решила, что посетителям торгового центра «Флагман» не хватает перехода через улицу Удмуртскую. Переход решили сделать наземным, несмотря на то, что его сооружение, очевидно, сокращало бы пропускную способность одной из главных транспортных магистралей города. Совершенно неясно, как руководству «Флагмана» удалось убедить администрацию Ижевска в необходимости этого перехода, но, так или иначе, разрешение на строительство было получено.

По словам управляющего ТЦ «Флагман», строительство светофорного наземного перехода оценивалось в сумму 3 миллиона рублей, тогда как надземный переход обошелся бы, по его словам, в 100 миллионов. Глава Управления благоустройства города Михаил Тарасов в интервью местным СМИ называл другую цифру – 20-40 миллионов рублей. Затраты в любом случае ложились на «Флагман», именно он выступил заказчиком строительства.

Непосредственно устройством перехода занималось ООО «ТоннельСтройСервис». Однако 25 октября в ходе работ по горизонтально направленному бурению сотрудник подрядной организации повредил трубу газопровода диаметром 530 миллиметров. Из-за аварии было перекрыто газоснабжение ряда близлежащих домов и предприятий Ижевска, посетители и персонал ТЦ, жители некоторых домов эвакуированы.

По словам Николая Мокрушина, наибольшие убытки понесли «Удмуртгаз», МЧС, МВД, ИжГЭТ, ИПОПАТ, хлебозаводы № 1 и № 5 и несколько крупных предприятий, в том числе и радиозавод. Завод «Редуктор» пострадал, но в меньшей степени – был отключен от газоснабжения один корпус предприятия. Арендаторы ТЦ также готовят иски в отношении подрядчика. Среди них продовольственный магазин «Экстра», принадлежащий «Ижтрейдингу», — в этот день была проведена эвакуация и вывезены скоропортящиеся продукты, поскольку здание весь день оставалось без электроэнергии.

Как рассказал Дмитрий Мельников, директор по экономике и финансам «Ижтрейдинга», размер убытков в виде недополученной прибыли и расходов, которые понесло предприятие в этот день по управлению магазином, в том числе работа технологического оборудования и персонала, составили 300-400 тыс. рублей. «В обязательном порядке ущерб будет взыскиваться с виновника — скорее всего, с подрядной организации. Ее платежеспособность пока не оценивали. Шансы получить возмещение – 50/50. В случае если это «фирма-пустышка», то понятно, что никаких возможностей взыскать с нее компенсацию нет», — добавил он.

В ИПОПАТ и ИжГЭТ сейчас также подсчитывают убытки. Но вопрос о взыскании еще не решен и оценка платежеспособности виновника не проводилась. По предварительным подсчетам «Удмуртгаза», в атмосферу ушло порядка 420 тысяч кубометров газа стоимостью около 1,5 млн рублей. Однако и там пока не определились с размерами исковых требований.

По словам Николая Мокрушина, комиссия Ростехнадзора выявила множество нарушений, допущенных в ходе работ, которые привели к аварии. «Фактически подрядчик приступил к работам по бурению без оснований. Ему не была предоставлена строительная площадка для проведения работ, не были переданы проектная документация, разрешение на проведение работ, не назначен со стороны нас как заказчика ответственный представитель, а также подрядчик не дождался представителя «Удмуртгаза». Это было самовольное желание исполнителя побыстрее сделать работы во время дождя», — поясняют в руководстве «Флагмана». Николай Мокрушин допускает, что на сегодняшний день на балансе «ТоннельСтройСервиса» нет средств.  Но, по его словам, подрядчик хочет продолжать работать в Удмуртии. «Ему еще согласовывать будущие проекты с теми же газовиками, Управлением ГО и ЧС и т. д. Поэтому я не думаю, что подрядчик будет уходить от ответственности», — полагает он.

В ООО «ТоннельСтройСервис» от комментариев отказались, сообщив, что на данный момент там проводится внутреннее расследование, а всем пострадавшим приносят извинения.  

Найдут «крайнего»

По мнению Вадима Глухова, юриста, председателя общественного объединения по защите прав потребителей и инвалидов, перспективы взыскания возмещения с виновника в данном случае неплохие. «Думаю, специалистам не составит труда определить, кем и какие нормативы и требования, установленные для таких работ, были нарушены. Скорее всего, то, что произошло, просто-напросто обычная безграмотность и непрофессионализм непосредственных исполнителей. Поэтому определить виновных несложно. Было бы желание», — считает он. По словам юриста, граждане, которые не получали газ, как потребители могут подать иски о нарушении прав потребителя исходя из среднесуточного потребления газа. Они также могут требовать возмещения морального вреда. Поэтому подсчет ущерба не является трудной задачей.  Аналогично предприятия могут подсчитать убытки за аренду помещений, а также недополученную прибыль.

Вместе с тем, по словам Вадима Глухова, есть вероятность, что виновная компания найдет рабочего — «стрелочника», который не имеет собственности для покрытия причиненного ущерба.  Дмитрия Мельникова такая перспектива не устраивает. «Работу вела компания, а не частный бульдозерист. Она должна нести ответственность за своих сотрудников в полном объеме. А взыскивать ли потом убытки непосредственно с работника – это уже ее дело», — говорит он.

По словам бизнесменов, возможность наступлений подобных ЧП всегда существует и ее нужно учитывать. Теоретически такие риски предотвращаются или минимизируются установленными регламентами, нормами и системой контроля при проведении работ. Но на практике присутствует человеческий фактор, который, судя по всему, и сыграл в данном случае ключевую роль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.