Журнал

Счет в пользу банков

Банки Удмуртии следуют тренду, который сложился на рынке банковских услуг России — повышению комиссионных доходов, львиную долю которых приносит расчетно-кассовое обслуживание. Умение зарабатывать не только не кредитовании, но и на обслуживании в банковском деле не новость – в большинстве развитых экономик именно комиссии — главный источник прибыли банков. Российские же банки до сих пор рассматривали РКО как возможность расширения клиентской базы для продажи других услуг — прежде всего кредитования. Но ситуация меняется и СД попросил представителей банков рассказать о том, как они привлекают клиентов и на что клиентам стоит обращать внимание при выборе продукта.

Рост спроса

Объемы вырученной комиссии по расчетно-кассовому обслуживанию становятся предметом гордости некоторых банков, представленных в Удмуртии. Растущие показатели демонстрирует лояльность клиентов и надежность банка. Поле деятельности обширно — в отличие от кредитования, РКО требуется всем юридическим лицам, количество которых постоянно растет.

В РКО, как правило, входят услуги по открытию и ведению счета в рублях и/или валюте (в том числе, при помощи систем удаленного доступа), прием и выдача наличных, проведение операций по переводу денежных средств, предоставление справок по оборотам и остаткам на счетах, оформление чековой книжки по счету клиента.

По данным РА «Эксперт» за 2013 год российские банки заработали на комиссиях на 40% больше, чем в 2012 году. Как отмечают эксперты СД, если в Удмуртии тренд тот же — это заметно по ужесточению конкуренции на рынке РКО. Динамика рост рынка кредитования МСБ снизилась и банки нацелились на повышение комиссионных доходов, важнейшими из которых являются доходы от РКО.

«Мы предполагаем, что в ближайшей перспективе станут очевидны усилия всех банков именно в этом направлении, это будет заметно и в рекламе (в интернете фокус рекламы для МСБ уже сместился в сторону РКО), и в «продуктовых наборах», касающихся комиссионных услуг для бизнеса, — считает директор департамента развития МСБ «БыстроБанка» Виолетта Булгакова. — С большой вероятностью в скором времени будут появляться новые услуги, ранее нехарактерные для банков, а в конкурентной борьбе усилится роль организованных и поддерживаемых банками сообществ, причем как виртуальных, так и реальных. Высшим пилотажем в конкурентной борьбе за клиента станет формирование отдельными банками самостоятельного спроса на совершенно новые услуги для бизнеса».

Вопрос надежности

Сами банки отмечают растущий спрос на РКО со стороны бизнеса. При этом более крупные и известные явно выигрывают от потока отозванных лицензий своих конкурентов.

«На сегодняшний день в нашем банке сегмент РКО развивается очень интенсивно, — рассказывает директор сети операционных офисов Райффайзенбанка в Ижевске Петр Сычугов. — Расчетно-кассовое обслуживание — базовый продукт, и к расчетному банку предъявляются совсем иные требования, чем к кредитору: он должен быть, в первую очередь, надежным и удобным. Это показали и недавние события с отзывом лицензий ряда банков, в результате чего малые и средние компании достаточно активно открывали расчетные счета в наших отделениях. Думаю, что сейчас для клиентов МСБ важной задачей становится найти банк, которому они смогут доверять и с которым смогут выстраивать долгосрочные отношения».

Действительно, для компаний совсем не страшно, если банк-кредитор обанкротится. Однако если лишится лицензии банк, ведущий их счет, то проблем будет гораздо больше: вывести большие объемы средств в этом случае крайне сложно, платежи как самой компании со стороны контрагентов, так и наоборот, зависнут, сотрудники не смогут снять зарплату, перестанут действовать банковские карты. После отзыва лицензий у целого ряда разнокалиберных банков — в том числе и достаточно крупных, компании особенно трепетно подходят к выбору банка для РКО. В любом случае часто они заводят резервный счет в другом банке.

«Сегодня при выборе банка-партнера в сегменте расчетно-кассового обслуживания на первый план выходит уровень надежности финансовой организации, — отмечает директор оперофиса «Удмуртский» Приволжской дирекции Росбанка Александра Шилина. — Помимо этого при выборе банка для РКО клиенты оценивают качество работы, скорость обслуживания, удобство интернет-банкинга, количество отделений и банкоматов и другие факторы. И только на третьем месте стоит вопрос цены, так как разницы между «дорогим» и «дешевым» обслуживанием сегодня в условиях жесткой конкуренции, практически не существует. Выбирая банк для РКО, разумно также оценить и другие предложения финансовой организации, поскольку наиболее удобно и выгодно пользоваться всеми видами услуг в одном банке».

Разложить по полочкам

В действительности привлечение клиентов в целом выгодными предложениями по ведению счета служит заодно хорошей возможностью для банка заинтересовать их другими своими услугами.

«Тот, кто сегодня пришел к нам открыть счет для своей компании и остался доволен сервисом, завтра обратится за кредитом на развитие бизнеса, услугами эквайринга или захочет стать нашим партнером по зарплатному проекту», — поясняет г-н Сычугов.

Развитие расчетно-кассового обслуживания, разработка новых сервисов, расширение возможностей в данном направлении позволяет банкам создавать более комфортные условия для клиентов и укреплять с ними взаимовыгодные отношения. Сама услуга РКО пока не становится ключевым источником прибыли для банка, но косвенно сегодня является драйвером роста в том числе и для самого сегмента малого и микробизнеса, свидетельствуют эксперты.

Разработке предложений по РКО банки уделяют много внимания. Они понимают, что это стратегически важный продукт, состоящий из целого комплекса услуг. В то же время у разных клиентов могут быть разные потребности. Очевидно, что бизнесмен не будет платить за услуги в пакете, которые ему совсем не нужны. Он лучше поищет более удобное для него предложение в другом банке.

«Отметим, однако, что разнообразие тарифных планов иногда оставляет клиента в недоумении, — а, будет ли использоваться оплаченный «продуктовый набор» на 100% и не придется доплачивать за что-то нужное, но не вошедшее в приобретенный пакет, — поясняет Виолетта Булгакова. — Иногда клиент, так же как при покупке продуктов в магазине, начинает ориентироваться исключительно по узкому кругу «ценников», например, тариф за снятие наличности или тариф за ежемесячное обслуживание, не оценивая в комплексе свои затраты».

По мнению г-жи Булгаковой, значимым фактором при выборе банка являются неценовые условия, включенные в предложение по РКО: скорость исполнения платежей, адекватность технической поддержки и call-центра банка, возможности дистанционных каналов обслуживания, длина операционного дня, проведение платежей во внеоперационное время — правда, большинство из этих характеристик можно оценить лишь в процессе использования.

«Стоимость часто РКО зависит от того, пользуетесь ли вы базовыми тарифами банка или покупаете пакет банковских услуг, — поясняет и.о. управляющего ВТБ24 в Удмуртии Екатерина Шумкова. — К примеру, и банку, и клиенту выгодно заранее знать о каком объеме операций идет речь. Если клиент сообщает нам, что в месяц проведет 200 платежей, исходя из этих данных, банк дат ему скидку — нам выгодно прогнозировать свою деятельность, и за это мы готовы предоставить дисконт. Клиент знает свой бизнес и за счет этого знания может экономить».

Чаще всего, специальные предложения банки разрабатывают для микро и малых предприятий. Им не нужен такой обширный набор услуг, как компаниям с большим оборотом средств. Некоторые банки конкретно нацелены на таких клиентов, в том числе только начинающих ведение бизнеса. Предпочтением пользуются предприятия из реального сектора экономики.

«Клиентам этого сегмента расчетный счет нужен для безналичных расчетов со своими поставщиками, с государством и своими сотрудниками по зарплате, — поясняет г-жа Булгакова. — Да, мы понимаем, что объемы деятельности клиентов этого сегмента невелики, также его нельзя назвать привлекательным с точки зрения кредитования, но мы рассчитываем, что эти клиенты будут расти в нашем банке, и, по мере роста, расширять спектр своих потребностей и одновременно наших возможностей. И, кроме того, этот сегмент очень активно принимает участие в коммуникациях с банком, подсказывая нам интересные решения».

Станет ли РКО дороже?

Между тем, некоторые эксперты ожидают в ближайшем будущем изменения комиссий по РКО в сторону увеличения. Это опять же связано со снижением кредитной активности бизнеса.

«Часть банков в краткосрочной перспективе снижает стоимость РКО и проводит акции по бесплатному открытию и обслуживанию расчетных счетов, привлекая, таким образом. новых клиентов на обслуживание. Но при этом существуют предпосылки к удорожанию расчетно-кассового обслуживания», — отмечает г-жа Булгакова.

По ее словам, это связано с двумя основными причинами. Первая — существенное ужесточение требований законодательства в части идентификации клиентов и подтверждении их реальной деятельности. «В частности, у банков появилась обязанность собирать, а у клиентов — предоставлять, налоговую отчетность, сведения о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях. Выполнение этих требований повышает операционные затраты банков и снижает рентабельность комиссионных услуг. Компенсировать снижение рентабельности банки будут, в том числе, за счет повышения стоимости услуг», — говорит эксперт.

Второй причиной возможного удорожания РКО может послужить снижение объемов кредитования, и как следствие — снижение доходов от этого направления бизнеса. Компенсировать снижение доходов от кредитования банки будут стремиться за счет наращивания объемов комиссионных доходов, в том числе, путем повышения части тарифов РКО, считает г-жа Булгакова: «Повышение стоимости РКО будет происходить в фоновом режиме, точно так же, как постепенно, но повсеместно повышаются цены на продукты питания. Игроки — банки — внимательно следят за изменениями в своих тарифных сетках и не отстают от конкурентов, причем игра идет на повышение».

С представителем БыстроБанка не согласен ее коллега из Райффайзенбанка: «Рынок РКО развивается, в основном, за счет совершенствования пакетного обслуживания, при котором клиенту предлагается полный спектр требующихся ему услуг и продуктов по «оптовой» цене. Кроме того, за счет активного развития дистанционных сервисов снижается себестоимость базовых продуктов. Сложно предположить, какой будет цена в ближайшее время, все зависит от конъюнктуры рынка и ситуации в экономике в целом. Но однозначно можно сказать, что конкуренция в данном сегменте будет только расти, и скорее всего не приведет к  повышению стоимости услуг РКО», — считает г-н Сычугов.

В любом случае опрошенные эксперты отмечают большие перспективы роста рынка расчетно-кассового обслуживания. В отличие от кредитов, без РКО юрлица вести свою деятельность не могут. При этом банки и дальше готовы прорабатывать продукты, более удобные и привлекательные для своих клиентов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *