Песенка спета
Серьезнейшие изменения произошла на рынке продуктового ритейла Удмуртии. Фактически прекратила свое существование одна из крупнейших и старейших продуктовых сетей — «Айкай» (в переводе с удмуртского — «Песня»), а большинство ее торговых площадей занимают супермаркеты «Вкусный дом», которая до сих пор росла не слишком активно. Более того, как сообщили СД представители торговой сети «Вкусный дом», уже в ближайшие полгода произойдет ее слияние с другим довольно крупным ижевским ритейлером, работающим под торговой маркой «Столичный».
Уступили торговлю
В ООО «Айкай» комментировать закрытие магазинов для СМИ отказываются. Один из топ-менеджеров компании в телефонном разговоре с журналистом СД сообщил, что на эту тему никто из представителей сети со СМИ говорить не может. Официальный сайт «Айкая» также прекратил работу.
Между тем, еще в марте, выступая на спартакиаде работников «Комос-групп» (фактически — это материнская компания сети «Вкусный дом») гендиректор холдинга Андрей Шутов, заявил своим работникам, что сеть «Вкусный дом» в этом году значительно вырастет – с 21 магазина по республики до 80. Комментируя это заявление СД, г-н Шутов пояснил, что «Вкусный дом» не совершал каких-либо сделок по приобретению ООО «Айкай»: «Мы вели переговоры с арендодателями помещений, сроки договоров с которыми истекали. Переговоры со многими закончились успешно, и теперь там открываются наши магазины».
«Мы планируем активно расширять сеть и составить конкуренцию нашим федеральным коллегам, — сообщил директор сети «Вкусный дом» Александр Балобанов на открытии одного из новых магазинов. — У нас в планах создать логистический центр с многоярусным высотным хранением, с применением хорошей складской техники, и, соответственно, с увеличением доли товаров, которые мы привезем из-за пределов Удмуртской Республики».
Потеряло лицо
ООО «Айкай» как юрлицо пока не ликвидировано. Между тем, за последние три месяца уже около трех десятков различных компаний-поставщиков подали в Арбитражный суд Удмуртии иски о взыскании с торговой сети средств, которая она не заплатила за поставленный товар. Размеры требований в среднем составляют 1-2 миллиона рублей. Пик количества поданных заявлений приходится на март-апрель.
Участники рынка признают, что «Айкай» уходит с рынка «не очень чисто» и некоторые поставщики могут в результате его ликвидации понести убытки за неоплаченный товар. Претензии к руководству сети возникли и у Государственной инспекции труда в Удмуртии. Как рассказал на пресс-конференции и.о. руководителя инспекции Олег Троянский, работники «Айкая» оказались выставленными за дверь без положенных по закону выплат: «Там с людьми расставались, мягко выражаясь, некорректно. Просто выставляли за ворота. Хотя организация пошла под ликвидацию, а потому расставаться с людьми необходимо было по всем пунктам соответствующих статей: либо по сокращению штата, если ликвидация не произошла, либо в связи с ликвидацией. Увольнение по инициативе работодателя процесс дорогостоящий, поэтому, видимо, они и стараются избежать этих затрат».
Сфера влияния
Большую часть наследия «Айкая» в виде аренды торговых площадей — порядка 50 магазинов получил «Вкусный дом». Как минимум два магазина перейдут к «Гастроному». Их перезапуск планируется к концу мая. Некоторые торговые помещения также предлагались «Ижтрейдингу».
Сами региональные сети не ожидают особых перемен на рынке с уходом «Айкая» и усилением «Вкусного дома». Поведение местных игроков легче спрогнозировать, а вот крупные федеральные ритейлеры, представленные в Удмуртии, – «Магнит» и X5 Retail (магазины «Карусель», «Пятерочка») для местной розницы куда более серьезные конкуренты.
«Это нормальная практика, когда местные сети объединяются, чтобы составить более серьезную конкуренцию на рынке федеральным игрокам, — отмечает генеральный директор сети «Гастроном» Михаил Королев. — Фактически же магазинов больше не становится, просто меняются вывески».
Здесь стоит напомнить, что до 2008 года «Айкай» и «Гастроном» являлись одной сетью, однако позднее собственники сетей решили разделить бизнес. «Гастроном» начал развивать направление супермаркетов для покупателей с более высоким уровнем дохода, «Айкай» остался в сегменте бюджетных продуктовых магазинов.
Не видит угроз рынку министр торговли и бытовых услуг Удмуртии Петр Пономарев. По его словам, смена собственника торговых площадей не может сказаться на насыщенности рынка товарами или изменении цены. «Для нас не важно, кто именно теперь собственник. Магазины сохранятся, хоть и под другими вывесками. Мы встречались с представителями «Вкусного дома». В любом случае в результате перемен магазины будут работать только лучше. Будет закупаться новое оборудование. Что касается магазинов «Ветеран», которые работали в структуре «Айкая», представитель «Вкусного дома» нас заверил, что ветеранам будут раздавать специальные карточки для льготных покупок. То есть систему эту мы сохраним».
Суперсеть
Фактически «Вкусный дом» станет самой крупной продуктовой сетью в Удмуртии. Особенно если прибавить к ней магазины, работающие под брендами предприятий-производителей, входящих в «Комос-групп»: «Восточный», «Глазовская птица» и другие.
«Получается, появился достаточно большой игрок на рынке, особенно если прибавить к «Вкусному дому» сеть «Столичный», которая фактически тоже принадлежит «Комосу», — говорит заместитель директора по экономике и развитию ТГ «Ижтрейдинг» Дмитрий Мельников. — Вполне возможно, что в ближайшее время состоится их объединение, хотя бренды могут сохранить прежние. Такой взрывной рост сети иногда приводит и к ее разрушению. Посмотрим, как удастся с этим управиться «Вкусный дом».
В действительности, магазинами сети «Столичный» сейчас управляет ООО «Региональная торговая сеть», возглавляет которое Игорь Балобанов. По утверждению участников рынка, она афиллирована с «Комос-групп». Операционной компанией «Столичного» «Региональная торговая сеть» является с сентября 2013 года.
В отношении ЗАО «Юлена», которой раньше принадлежала сеть «Столичный», в мае 2012 года была начата процедура наблюдения. Недвижимость сети по-прежнему находится на балансе этого ЗАО. Распродавать ее в ходе процедуры наблюдения компания не может. Проблемы у «Юлены» начались 3 года назад. Тогда ряд поставщиков предъявлял претензии на отсутствие оплаты за поставленный товар, а владелец «Столичного» Сергей Рябов заявлял о попытках рейдерского захвата сети. Компания «Комос-групп», которая была на тот момент одним из крупнейших кредиторов ЗАО «Юлена», при этом заявляла о готовности выкупить все долговые обязательства своего должника. В итоге, судя, по всему, купила его целиком и как только закончится процедура банкротства, вступил в полное право владения.
Расклад сил
В целом обстановку на рынке основные игроки называют вполне спокойной. Массовая экспансия «Магнита» и «Пятерочки» пока приостановилась. Запуск единственного гипермаркета федеральной сети «Лента» в ижевские ритейлеры практически не почувствовали. Конкретных планов по развитию бизнеса в Удмуртии «Лента» пока не озвучивает. Переформатирование «Реала» в «Ашан» тоже в целом прошло спокойно. Появлялась информация о возможном открытии гипермаркета московской сети «Окей» в одном из строящихся торговых центрах — «Италмас» на ул. 40 лет Победы, «Счастье» в Ленинском районе или в микрорайоне «Восток» — однако «Окей» также планов по Ижевску пока не раскрывает.
При этом, как отмечают некоторые эксперты, насыщение рынка продуктового ритейла в Ижевске повлияло на смену настроений покупателей. Сейчас они уже не столь падки на объявления о низких ценах на какие-то товары в том или ином магазине.
«Сейчас главным параметром для покупателя становится близость магазина, — говорит г-н Мельников. — Ему уже совсем не важно название, потому как у всех торговых сетей в Ижевске примерно одинаковый ассортимент, схожий уровень обслуживания и не сильно отличающиеся цены. Уже сложно представить человека, который поедет в другой конец города, потому что там какой-то продукт чуть дешевле. По данным одного исследования, в целом лояльность покупателей к сетям снижается. Для них название отходит на второй план».
Лучшим решением он видит появление на прилавках эксклюзивных товаров и расширение собственного производства продуктов. Местным сетям легче подстраиваться под запросы покупателей, поэтому он считает, что «свои» по-прежнему будут составлять серьезную конкуренцию федеральным компаниям.