Розница в ассортименте: рейтинг покупательской привлекательности
Новый рейтинг Sm посвящен выявлению покупательской привлекательности торговых сетей Ижевска. В анкету были включены розничные сети, которые, по нашему мнению, а) действительно соответствуют этому названию: то есть стремятся работать в едином формате, соблюдают фирменный стиль в оформлении мест продаж, ведут единую маркетинговую политику и т.д. и б) сумели привлечь в свои магазины действительно большой поток покупателей.
Выборка
На этот раз нам пришлось отказаться от идеи получить итоговый результат только за счет опроса членов Ассоциации «Деловая Удмуртия» — большинство из них, как оказалось, просто не имеют времени бывать в ижевских магазинах и даже не представляют, чем отличаются магазины, например, сети «Ижтрейдинг» от магазинов сети «Столичный». Это был первый, хотя и совершенно неожиданный результат нашего опроса. Тем не менее полезный — розничным сетям точно не стоит ориентироваться на элиту, и, может быть, предпринимателям уже стоит задумать об открытии в городе бутиков не только одежных и парфюмерных, но и гастрономических, бутиков мобильной и бытовой электроники, которые элита предпочитала бы посещать лично.
В итоге мы пришли к выводу, что экспертами в данном случае могут стать люди активного возраста, со стабильным доходом среднего уровня (и выше), как раз и составляющие наибольший процент среди покупателей сетей, вошедших в анкету.
Критерии
Для оценки мы выбрали пять критериев, по которым можно в основном оценить комфорт потребителя при совершении покупки в том или ином месте. На наш взгляд, эти критерии универсальны для большинства розничных сетей и мало зависят от их товарной специализации.
Критерий 1: «Ассортимент». Оценка удовлетворенности ассортиментом товаров в магазинах указанной розничной сети.
Критерий 2: «Близость к транспортным потокам, наличие парковки». Предлагалось оценить удобство расположения магазинов сети, приспособленность торговых точек к приему необходимого количества покупателей.
Критерий 3: «Персонал». Оценивались подготовленность персонала, коммуникативные навыки, внешний вид.
Критерий 4: «Наличие дополнительных сервисов». Применяются ли в магазинах сети платежные терминалы для оплаты с помощью пластиковых карт, кредитные программы, дисконтные программы, доставка товара, насколько отлажен послепродажный сервис (в случае необходимости) и т.д.
Критерий 5: «Интерьер и экстерьер магазинов». Респондентам предлагалось оценить внешний вид и внутреннее устройство магазинов. В том числе — с точки зрения удобства совершения покупок — информативность витрин, удобство выкладки, возможность комфортного перемещения по магазину (для супермаркетов), чистота, наличие посторонних шумов и т.д.
Оценка по каждому из критериев выставлялась по 10-бальной шкале.
Результат
По итогам опроса выяснилось, что для покупателей ключевыми характеристиками привлекательности той или иной торговой сети являются наличие в магазинах обученного, коммуникабельного и (немаловажно) тактичного персонала, а также сервис и интерьер (экстерьер) магазинов. Аутсайдером нашего рейтинга по этим критериям оказалась торговая сеть «Айкай» (являющаяся, в то же время крупнейшей по числу магазинов), и не трудно предположить, что заложенный в них негатив уже не позволил нашим респондентам объективно оценить сеть по другим критериям. Например, «Айкай» имеет большое количество магазинов, расположенных в удобных и оживленных местах, однако по критерию «Близость к транспортным потокам, наличие парковки» сеть получила одну из самых низких оценок. Негатив наложился фоном.
Объективно говоря, по удобству расположения магазинов представленные в рейтинге сети примерно равны, однако разброс в оценках говорит о том, что даже удобно расположенный магазин с хорошим ассортиментом покупатели будут обходить стороной, если в нем неряшливый, хамоватый персонал и обшарпанные прилавки.
Рейтинг покупательской привлекательности торговых сетей Ижевска
Место в рейтинге | Ассортимент (средний балл) | Близость к транспортным потокам, наличие парковки (средний балл) | Персонал (средний балл) | Наличие дополнительных сервисов (средний балл) | Интерьер и экстерьер магазинов (средний балл) | Суммарный средний балл | |
1. | «Оптима» | 8 | 7,8 | 7,6 | 6 | 8,2 | 7,52 |
2. | «Центр» | 8 | 7 | 7,6 | 7 | 7 | 7,32 |
3. | «Ваш Дом» | 6,8 | 6,2 | 6,75 | 7 | 7,4 | 6,83 |
4. | «Ижтрейдинг» | 7,4 | 7,2 | 6 | 6,25 | 6,8 | 6,73 |
5. | «Винный клуб» | 7,4 | 6,6 | 6,6 | 6,2 | 6,6 | 6,68 |
6. | «Цифроград» | 7 | 6,2 | 7 | 4,5 | 7,6 | 6,46 |
7. | «Столичный» | 7,2 | 6,8 | 5,6 | 6 | 6,4 | 6,4 |
8. | «Евросеть» | 6 | 7,5 | 6 | 4,25 | 5,4 | 5,83 |
9. | «Домашние друзья» | 5,6 | 5,6 | 5,4 | 4,6 | 7,6 | 5,76 |
10. | «Эльдорадо» | 5 | 5,4 | 5,4 | 4,25 | 6 | 5,21 |
11. | «Эконом» | 4,6 | 4,2 | 4,5 | 3,25 | 4,2 | 4,15 |
12.. | «2х2» | 4,8 | 5,8 | 3,4 | 2,5 | 3,6 | 4,02 |
13. | «Айкай» | 3,8 | 4,6 | 2 | 2,5 | 2,4 | 3,06 |