«Ростелеком» строит цифровую Россию
90-летний юбилей отрасли связи в Удмуртии филиал ПАО «Ростелеком» отметил запуском услуг мобильной связи. Директор филиала Андрей Шперлинг рассказал в интервью журналу «Свое дело» о том, почему раньше связь развивалась вслед за экономикой, а сегодня тянет ее за собой и как «Ростелеком» перестал быть «предприятием связи» и стал компанией, которая строит «цифровую Россию».
— Андрей Алексеевич, 90 лет в этом году отмечает предприятие связи в Удмуртской Республике, правопреемником которого стал филиал «Ростелекома». За это время отрасль изменилась до неузнаваемости, хотя и сейчас, и прежде развитие телекоммуникаций было очень точным индикатором развития экономики и общества.
— Соглашусь, но с небольшой оговоркой: в последние годы телекоммуникации, пожалуй, опережают другие отрасли экономики, тянут их за собой, что неудивительно в цифровой век. Но в целом да — если мы посмотрим историю развития связи в Удмуртской Республике, то увидим, что качественные изменения в отрасли на территории региона сопровождали масштабные экономические или социальные процессы. Например, отправная точка истории развития связи в Удмуртии приходится на 1926 год — такая дата фигурирует в наших архивах. Она связана с началом эпохи масштабной индустриализации в СССР. Потребовалось связывать крупные региональные промышленные центры Воткинск, Ижевск, Сарапул с другими городами страны. Именно в этот период проложены линии из Казани в Ижевск и Сарапул, а позже в Воткинск. Второй значительный этап пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда потребовалось обеспечить связью заводы, эвакуированные в Удмуртию, — тогда были построены первые декадно-шаговые станции. В 60-х, когда начался второй период советской индустриализации, когда строились новые заводы, расширялись существующие производства, а вместе с ними росли и города, начался и один из самых значительных периодов в истории отрасли связи в Удмуртии: строятся автоматические междугородние телефонные станции, связь уходит с воздушных линий в кабельные, прокладываются кабельные линии связи нового на тот момент поколения, которые пропускали многоканальные соединения.
— А своей новейшей историей, как можно предположить, связь уже обязана в большей степени не экономическим процессам, а техническому прогрессу?
— Прогрессу, который, замечу, меняет экономический уклад во всем мире. Все взаимосвязано. Еще в конце 90-х сотрудники компании осуществили в Удмуртии действительно новаторский проект — построили внутризоновую магистральную сеть на основе волоконно-оптических линий связи. Благодаря этому мы были достаточно хорошо готовы к нагрузкам, которые легли на связь с наступлением цифровой эпохи. При этом, конечно, процесс модернизации сетей и строительства новых ведется в филиале постоянно. Объем инвестиций в строительство сетей в Удмуртии сравним с показателями крупнейших городов ПФО, таких как Нижний Новгород или Самара. Мы обеспечили связью по волоконно-оптическим линиям 164 населенных пункта. В республике порядка 140 тысяч абонентов пользуются интернетом от «Ростелекома» и почти 56 тысяч — интерактивным телевидением.
— Вот вы сказали, что сегодня телекоммуникации опережают развитие экономики и даже тянут ее за собой. В чем это выражается на примере вашей компании?
— В том, что «Ростелеком» предлагает бизнесу продукты, благодаря которым наши корпоративные клиенты могут удовлетворить практически любые потребности в телеком-услугах. По моим наблюдениям, еще 4-5 лет назад представителя малого бизнеса довольно трудно было уговорить пользоваться интернетом и другими сервисами, завязанными на сети. Сегодня никого уговаривать уже нет необходимости — все понимают, что бизнес невозможно вести без телеком-технологий.
Наши предложения для бизнеса очень разнообразны: от облачных АТС до услуг центров обработки данных. Не менее важно, что все эти услуги и сервисы комбинируются между собой в какие угодно конфигурации, потому что разработаны с пониманием того, что клиент приходит к нам за решением своей индивидуальной проблемы, а не за стандартным пакетом. «Ростелеком» ориентирован на клиента —нужно просто прийти и рассказать, что нужно, а мы поможем.
— Известно, что недоверие бизнеса к сервисам и продуктам на облачной платформе основывалось в основном на сомнении в их безопасности…
— Некоторое время назад представители крупных клиентов, для которых этот вопрос особенно важен, высказывали такие опасения. Но практика показала, что облачные решения «Ростелекома» как раз более безопасны для клиентов — как с точки зрения надежности, отказоустойчивости, так и с точки зрения защиты от утечек информации, и, что немаловажно, они соответствуют требованиям законодательства, обязывающего, в частности, хранить персональные данные на территории России. Компания инвестировала серьезные средства в строительство собственных центров обработки данных, которые имеют все не обходимые сертификаты и аттестации. Лишним доказательством тому служит тот факт, что ЦОДы «Ростелекома» используются для размещения государственных информационных систем. И конечно, нужно принимать в расчет, что, выбрав в качестве облачного провайдера «Ростелеком», клиенты автоматически получают опытную команду IT-специалистов, способных на решение любых задач.
— Кстати, получить эту команду специалистов — это дорого?
— Наше ценообразование учитывает конкурентные предложения на рынке. Не только аналогичные предложения других операторов, но и альтернативные варианты. Уже множество клиентов убедилось, что выбор в пользу облачных сервисов оправдан с экономической точки зрения. Стоимость покупки и обслуживания собственного оборудования, мер безопасности, обучения и содержания персонала выше стоимости облачных услуг «Ростелекома». Не говоря уже об экономии времени — услуга подключается за считанные минуты или часы, а сколько времени понадобится на закупку, установку и наладку оборудования? Еще один аргумент: при работе с нами всегда есть возможность гибкого управления мощностями, арендуемыми у «Ростелекома», — сокращать или наращивать их при необходимости и в любой момент в зависимости от потребностей.
— То есть сегодня вы не просто обеспечиваете надежную связь, а становитесь провайдером множества услуг, без которых современный человек уже не может обойтись?
— Действительно, традиционное понимание «Ростелекома» как предприятия связи осталось в прошлом. Миссия нашей компании — дать людям качественные и удобные цифровые сервисы для комфортной жизни и эффективного бизнеса — объективно отражает все многообразие нашей современной деятельности. У нас множество проектов, направленных на улучшение жизни горожан, повышение степени комфорта и безопасности жизни в городе. «Ростелеком» в Удмуртии оснастил 1433 социальных объекта, в том числе 720 школ, системами видеонаблюдения. Мы сегодня работаем в Ижевске над проектом по организации информационно-транспортной сети, участвуем в реализации проекта «Система 112», работаем в сфере энергосервисных контрактов с применением инновационных систем управления энергоснабжением, недавно вышли в правительство региона с предложениями в сфере утилизации твердых бытовых отходов. Что касается розничного рынка, то в октябре у нас произошло большое событие — «Ростелеком» начал предоставлять услуги мобильной связи. Теперь мобильная связь от «Ростелекома» — это реальность. Все услуги связи можно получить у одного оператора — это удобно и выгодно для клиентов, поскольку предусмотрено, в частности, объединение стационарных и мобильных телефонов «Ростелекома» в одну сеть, а на мобильном устройстве можно будет смотреть тот же набор телеканалов, что и дома, и много еще чего. Для нас, в свою очередь, это означает большой объем новой работы, поскольку предстоит не только совершенствовать эту новую для нас услугу и интегрировать ее с другими сервисами и продуктами, но и обеспечить пользователей тем высоким уровнем сервиса, к которому уже привыкли клиенты компании «Ростелеком».