На чем еще зарабатывают и будут зарабатывать телекоммуникационные компании?
Крупнейшие телекоммуникационные компании в современном мире уже не просто операторы связи — это гигантские корпорации, делающие бизнес в тех отраслях, где еще десять лет назад им не было места. Они уже завоевали телерынок и активно расширяют свое присутствие в сфере не просто трансляции, а продажи и производства медиаконтента. Они идут в финансы, они строят центры обработки данных, позволяющие им становиться партнерами бизнесов любой направленности и в перспективе монетизировать огромные объемы данных, получаемых от пользователей. Вот самые перспективные направления их дейтельности в ближайшем будущем.
Продажа товаров. Новые Aliexpress
Успех крупнейших интернет-площадок для продажи товаров, таких как Amazon или Alibaba, не оставил равнодушным рынок телекоммуникаций. Завидовать есть чему. Оборот Amazon в 2015 году превысил 100 млрд долларов, активы компании выросли до 54,5 млрд долларов, чистая прибыль составила почти 600 млн долларов. Оборот торговых площадок Alibaba Group в том же году составил свыше 12 млрд долларов. В России крупнейшей торговой интернет-площадкой является «Яндекс.Маркет» (месячная аудитория — более 26 млн пользователей), который с недавних пор перестал быть просто посредником между пользователями и продавцами, а реализовал возможность выбрать и оплатить товар прямо на сайте. Важно, что крупнейшие мировые маркетплейсы ежегодно демонстрируют значительный прирост выручки и объемов продаж, что говорит о продолжающемся росте рынка.
Обладая огромными ресурсами для хранения и передачи данных, а самое главное — весомой клиентской базой, крупные телеком-операторы, без сомнения, могли бы получить на этом рынке значительную долю. И им следует торопиться — конкуренцию им могут составить крупные компании из других отраслей, имеющие значительную клиентскую базу, финансовые ресурсы и технологии, необходимые в таких проектах. Например, Сбербанк уже заявил о намерении построить в России аналог Alibaba Group либо запустиь совместный с Aliexpress проект.
Однако, пока Сбербанк лишь озвучил намерение, «Ростелеком» уже объявил тендер на создание и поддержку платформы e-commerce. Компания рассчитывает, что через пять лет месячная аудитория созданного ею маркетплейса превысит 10 млн человек. При этом не исключено, что две компании с государственным участием (имеются в виду «Ростелеком» и Сбербанк) смогут объединить усилия в этом проекте.
Платежные карты и сервисы
Стремление максимально монетизировать клиентскую базу при помощи современных технологий довольно быстро привело телекоммуникационные компании к мысли поучаствовать в рынке электронных платежей. Сначала они занялись вполне очевидными вещами: разрешили оплачивать средствами с лицевого счета товары и услуги самого оператора. Теперь выпускают платежные пластиковые карты с привязкой к лицевому счету — этот продукт недавно анонсировала компания «Мегафон». Причем его условия значительно привлекательнее аналогичных банковских продуктов: начисление процентов (ставка выше, чем у большинства банков) на остаток выше по счету, бесплатное облу-живание (на некоторых тарифах — и выпуск карты), кэшбэк. Правда, вследствие того, что своих банкоматов у «Мегафона» нет, довольно высокая комиссия за снятие наличных (учитывая, что речь идет не о кредитных, а о собственных деньгах клиента) — 2,5%. Ну и еще один значительный вопрос — гарантия сохранности средств. У банков он решен. В случае с «Мегафоном» остается открытым. Банк по договору с клиентом принимает его деньги и гарантирует их сохранность. «Мегафон» с клиентом имеет договор оказания услуг связи и только. Именно поэтому, например, компания «МТС» схожий сервис реализует с помощью дочернего банка.
Впрочем, кажется, карта «Мегафона» пытается нагнать вчерашний день. После того как Apple и Samsung реализовали на своих телефонах аппаратно-программную возможность проведения платежей без карты как физического объекта, эксперты предсказали скорую смерть платежных карт в принципе. Действительно, как только первопроходцы набьют шишек, технологию повторят на своих устройствах китайские, в первую очередь, производители, а вслед за ними и операторы, заказывающие у них брендированные смартфоны. Они же наверняка попробуют адаптировать схему, примененную «Мегафоном», попутно решив сопутствующие юридические проблемы. В стратегии компании «Ростелеком» развитие финансовых сервисов стоит в ряду приоритетных для сектора В2С. И это сервисы, которыми до сих пор занимались только банки и финансовые компании: выдача наличных, кредиты и депозиты, денежные переводы и платежи.
Хранение данных и Big Data
Компания Amazon презентовала Snowmobile — автомобиль для перевозки больших объемов данных. Вместимость такого диска на колесах — 100 петабайт (1 пета-байт — около 1 млн гигабайт). Компания намерена использовать его для перевозки данных своих клиентов в дата-центры Amazon. Специалисты компании подсчитали, что таким образом данные удастся доставить быстрее, чем перекачивать их через существующие сети: десять грузовиков со Snowmobile смогут перевезти один экса-байт (1 млрд гигабайт) данных из локальных в облачные хранилища чуть меньше чем за полгода, а тот же объем данных по высокоскоростному интернету будет передаваться примерно 26 лет.
Этот факт, во-первых, показывает, что человечество успело накопить за недолгое время применения компьютеров огромные объемы оцифрованной информации. И эти объемы растут все быстрее и быстрее. А во-вторых, что границы между бизнесами стираются. Само слово «отрасль» становится условным. Интернет-магазины занимаются облачными технологиями и выпускают электронные устройства, как тот же Аmazon. Телеком-операторы открывают торговые площадки и предоставляют финансовые услуги.
Огромные объемы данных, которые генерируют как частные лица, так и бизнес и госструктуры, необходимо: а) хранить, б) монетизировать. Если говорить о хранении, то все крупные игроки ИТ-индустрии видят это направление сверхперспективным и серьезно вкладываются в его развитие. В США рынок строительства дата-центров к 2020 году, по оценке Microsoft, достигнет 18 млрд долларов. Российские компании движутся в том же направлении. В 2014 году президент компании «Ростелеком» объявил о том, что компания инвестирует 40 млрд рублей в строительство сети дата-центров на территории России. Компания «МТС» еще в начале 2000-х начала строить сеть из ЦОДов по всей стране. Собственные дата-центры есть не только у телеком-операторов, но и у многих других крупных клиентских компаний — например, у «Яндекса» и Сбербанка. Тем компаниям, у которых нет денег на строительство, а объем хранимых данных уже превышает возможности имеющегося оборудования, прямая дорога в «облака» операторов.
Еще одной бизнес-возможностью для телекоммуникационных компаний, прокачивающих через себя большие объемы данных, является монетизация этих данных — создание продуктов, использующих Big Data. Исследования показывают, что в этой части именно у телеком-операторов огромный потенциал, потому что они всерьез монетизацией данных еще и не занимались. Эксперты считают, что ценность данных, получаемых телеком-компаниями, очень высока: совсем немного уступает ценности данных финансовых компаний и намного превосходит ценность данных, получаемых операторами электронной торговли, социальных сетей или поисковых сервисов. Что касается их монетизации, то тут дело обстоит ровно наоборот: монетизация данных у Google оценивается выше 90%, у Facebook — более 50%, а у телеком-операторов — менее 5%. Они пока не научились обрабатывать эти данные так, чтобы получать от этого выгоду. Но можно не сомневаться, что совсем скоро научатся.