Рейтинг рейтингов
Первое, что бросается в глаза при рассмотрении динамики рейтинга инвестиционного потенциала Удмуртии (таблица 1) – за десять лет позиция республики в этом рейтинге снизилась на 10 пунктов. Если в рейтинге 1996 года республика занимала 32 место среди российских регионов, то в 2005 году потенциал Удмуртии заслужил лишь 42 позицию. Снижение потенциала, по оценке «Эксперта», было неравномерным. Буквально на второй год составления рейтингов – в 1997 году инвестиционный потенциал республики был оценен сразу на 7 суммарных пунктов ниже. Именно в тот период инвестиции в Удмуртию были, с точки зрения аналитиков, как никогда рискованы. В первую очередь «благодаря» нестабильной политической обстановке. Так, аналитики рейтингового агентства «Эксперт» оценили политический и законодательный риски как максимальные (таблица 3). Более нестабильной считалась обстановка лишь в ряде кавказских регионов. Впоследствии инвестиционный климат улучшился – и на протяжении многих лет остается стабильным, но вот потенциал постоянно снижается. Очевидно, постепенное понижение Удмуртии в рейтинге происходит не столько за счет того, что потенциал республики снижается, сколько за счет того, что потенциал других регионов растет. То есть по-настоящему эффективных мер для улучшения инвестиционного климата не предпринимается. Как только нам удается снизить одни риски – возрастают другие. Если политическую напряженность в регионе удалось снять, то законодательных гарантий для инвесторов так и не было создано. Законодательный риск оценивается аналитиками по-прежнему как один из наиболее существенных в УР. Кроме того, стоить отметить тот факт, что за последние три года в республике очень сильно вырос социальный риск – с 11 места в 2002 году Удмуртия опустилась до 76 места в 2004 и 2005 гг. (минус 65 позиций!). Республиканским властям не нужно оставлять этот факт без внимания. Публикуя свой последний рейтинг, аналитики «Эксперта» обратили внимание на то, что положение регионов в рейтинге позволяет достаточно точно прогнозировать вероятность переназначения главы региона. По их мнению, наиболее высокой она остается для глав тех регионов, где за последние годы ранг инвестиционного риска не снижался. «Эксперт» иллюстрирует свои выводы следующими цифрами: «В 18 из 24 регионов, где полномочия глав были подтверждены, в последние три года ранг инвестиционного риска не снижался. То есть в 75% случаев назначение можно было объяснить результатами деятельности чиновника. Напротив, ни в одном из восьми регионов, где были назначены новые главы, в последние три года до момента назначения не наблюдалось повышения ранга инвестиционного риска». Удмуртская Республика за последние три года по рангу инвестиционного риска откатилась с двадцать пятой позиции на сорок девятую. Пора делать выводы?
Место Удмуртской Республики в рейтингах инвестиционного потенциала регионов РФ в 1995-2005 гг.
Год | Рейтинг | Доля в общерос- сийском потенциале, % | Рейтинги составляющих инвестиционного потенциала | |||||||
Потреби- тельский потенциал | Трудовой потенциал | Производ- ственный потенциал | Инфраструк- турный потенциал | Финансовый потенциал | Инновационный потенциал | Институци- ональный потенциал | Природно- ресурсный потенциал | |||
1995-1996 | 32 | н/д | 31 | н/д | 36 | 39 | н/д | 22 | 24 | 64 |
1996-1997 | 39 | н/д | 28 | н/д | 32 | 36 | н/д | 37 | 28 | 64 |
1997-1998 | 37 | 0,892 | 28 | 40 | 33 | 33 | 21 | 29 | 33 | 61 |
1998-1999 | 36 | 0,878 | 35 | 34 | 33 | 39 | 26 | 27 | 29 | 64 |
1999-2000 | 39 | 0,793 | 38 | 37 | 28 | 37 | 33 | 29 | 32 | 64 |
2000-2001 | 37 | 0,797 | 51 | 35 | 37 | 26 | 30 | 30 | 32 | 62 |
2001-2002 | 38 | 0,738 | 46 | 33 | 37 | 28 | 40 | 32 | 30 | 62 |
2002-2003 | 39 | 0,765 | 45 | 39 | 27 | 36 | 31 | 36 | 38 | 63 |
2003-2004 | 41 | 0,725 | 32 | 39 | 28 | 37 | 30 | 40 | 41 | 60 |
2004-2005 | 42 | 0,677 | 35 | 41 | 32 | 38 | 35 | 38 | 41 | 60 |
Инвестиционный риск в УР в 1995-2005 гг. (по исследованиям РА «Эксперт»)
Год | Ранг риска | Средне- | Ранги составляющих инвестиционного риска | ||||||
законо- | полити- | эконо-миче- | финан- | социа- | крими- | экологи- | |||
1995-1996 | 33 | н/д | н/д | 46 | 48,5 | н/д | 45 | 50 | 18 |
1996-1997 | 66 | н/д | н/д | 84 | 51 | н/д | 45 | 50 | 18 |
1997-1998 | 77 | 1,46 | 87 | 84 | 62 | 38 | 55 | 58 | 24 |
1998-1999 | 36 | 0,941 | 68 | 61 | 60 | 36 | 57 | 25 | 23 |
1999-2000 | 24 | 0,944 | 71 | 49 | 53 | 8 | 28 | 18 | 23 |
2000-2001 | 44 | 1,019 | 72 | 43 | 74 | 45 | 18 | 11 | 33 |
2001-2002 | 41 | 1,006 | 80 | 41 | 55 | 64 | 11 | 22 | 34 |
2002-2003 | 25 | 0,930 | 23 | 39 | 54 | 17 | 62 | 18 | 61 |
2003-2004 | 44 | 1,121 | 57 | 19 | 65 | 17 | 76 | 30 | 53 |
2004-2005 | 49 | 1,119 | 55 | 24 | 69 | 40 | 76 | 25 | 48 |
Инвестиционный климат Удмуртской Республики (по исследованиям РА «Эксперт» в 1996-2005 гг.)
1995-1996 | Средний потенциал — умеренный риск (2B) |
1996-1997 | Средний потенциал — высокий риск (2C) |
1997-1998 | Пониженный потенциал — высокий риск (3C1) |
1998-1999 | Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |
1999-2000 | Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |
2000-2001 | Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |
2001-2002 | Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |
2002-2003 | Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |
2003-2004 | Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |
2004-2005 | Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |