Потратить или инвестировать
Пока специалисты думают, как создать Удмуртии инвестиционно-привлекательный имидж, правительство нашло довольно простой способ привлечь инвестиционные ресурсы в экономику региона.
Способ этот основывается на том простом правиле, что инвесторам нужны, прежде всего, гарантии возврата вложенных денег. Имидж, конечно, важен, но бюджетные гарантии – это, оказывается, более весомый аргумент. Поэтому сегодня у регионов появился такой инструмент привлечения денег, как облигационные займы, и они довольно успешно им пользуются.
Хотя практика показывает, что регионам легче привлечь деньги, чем разумно ими распорядиться. С этим вопросом столкнулись и республиканские власти, которые буквально на днях должны получить миллиард рублей от размещения первого в истории республики ипотечного займа.
Для начала нужно сказать о том, что в любом случае первый облигационный займ не может быть дешевым. Даже если деньги занимают структуры госвласти, которые считаются более надежными заемщиками, чем частные предприятия (в этом случае возврат средств инвесторам гарантирован бюджетными деньгами). В случае с облигациями Удмуртской Республики, андеррайтером по выпуску которых выступил банк «Союз», итоговая стоимость привлеченных денег составит около 9% (с учетом затрат на обслуживание займа). Организатор займа определялся на конкурсной основе, и, кстати, по нашим сведениям, были и более выгодные условия размещения, нежели те, что предложил «Союз». Но, так или иначе, выбранный банк гарантировал 100-процентное размещение займа и обязательства свои выполнил. Еще одной отличительной особенностью заимствований госструктур от аналогичных заимствований частного бизнеса является то, что госструктуры, как правило, не имеют четкого инвестиционного плана по вложению заимствованных средств. Собственно говоря, еще неизвестно ни одного примера успешного инвестпроекта, осуществленного региональными властями на деньги, полученные от размещения облигаций. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что рынок госзаимствований в России пока еще молод. Тем не менее, пример Удмуртии подтверждает, что у власти совершенно иная, нежели у бизнеса логика инвестирования. Если бизнес ищет проект с понятными сроками окупаемости и максимальной прибылью при минимальных рисках, то власть ищет проекты, которые, так или иначе, имеют социальную направленность. При этом, естественно, их прибыльность не рассматривается среди ключевых показателей. Алгоритм распределения миллиарда рублей, который получит Удмуртская Республика в результате размещения облигаций, иллюстрирует это правило как нельзя лучше. В целом получается, что республиканские власти решили распределить деньги 50 на 50. Половина из полученных денег будет инвестирована фактически безвозвратно – в АПК и энергосберегающие технологии. Экономическую эффективность таких инвестиций практически невозможно просчитать. Другая половина облигационного миллиарда будет направлена на проекты с гарантированным возвратом средств – на кредитование малого бизнеса и развитие жилищного строительства. На поддержку АПК планируется выделить 300 миллионов рублей. Это инвестиции, так сказать, «в никуда». По нашей информации, это даже не будут кредиты для сельхозпроизводителей, как ранее предполагалось. Большую часть средств направят на дотации для производителей молока, комбикормов и т.д. То есть фактически на безвозвратной основе – соответственно выплаты по облигациям будут производиться впоследствии за счет бюджета. Еще 200 миллионов предполагается направить на реализацию проектов в области энергосбережения. Под этим подразумевается в основном перевод котельных, находящихся в ведении муниципальных и республиканских властей, с твердого топлива на газ. Здесь, безусловно, отдача будет, но не скоро, и расчет с покупателями облигаций опять же ложится на республиканский бюджет. 50 миллионов будет направлено на поддержку малого бизнеса. Очевидно, под этой поддержкой нужно понимать льготное кредитование малых предприятий. Впрочем, и это только предположение – ни условия, на которых такие льготные кредиты будут выделяться, ни параметры кредитования пока неизвестны. Можно предположить, что при стоимости займа около 9%, фонд поддержки малого бизнеса будет давать кредит, как минимум, под 12-13% годовых, чтобы окупить собственные затраты и вернуть долг правительству. Сумма невелика и сильно на развитие малых предприятий не повлияет. Одно хорошо – здесь средства вкладываются на возвратной основе и даже с возможной прибылью. И, наконец, последняя часть миллиарда – 450 миллионов рублей будет направлено на развитие жилищного строительства. Цель благая, но как ее достичь, до сих пор не ясно. Журналу «Свое дело» стало известно, что в правительстве рассматривается, по меньшей мере, три варианта инвестирования этих денег. И то, что происходит это уже накануне того момента, когда деньги должны поступить на счета Удмуртской Республики, свидетельствует о том, что у правительства фактически отсутствует какое-либо концептуальное понимание цели такого инвестирования. А это соответственно заставляет предположить, что о системе контроля за расходованием денег подумать, как всегда, было некогда и некому. Это не очень приятный факт, но тем не менее – это факт. Пока же вернемся к возможным схемам инвестирования денег в развитие строительства. Вариант первый: распределить деньги между правительственными организациями – Министерством строительства, Инвестиционной корпорацией Удмуртской Республики (ИКУР) и собственно строительными компаниями. Тут много непонятного. В частности, не удается замкнуть в одну целую цепочку все три составляющих. Минстрой, например, честно признается, что не готов освоить сразу всю сумму. Если направить деньги на ипотечное кредитование, то почему именно через ИКУР? Ведь это коммерческая организация, хотя и созданная при государственном участии. Она точно так же, как и банки, зарабатывает на выдаче кредитов. Кроме того, в этом случае у нее появится и дополнительная возможность – кредитование строительных организаций, с которыми у ИКУР заключены договора об ипотечном кредитовании покупателей квартир. Схема не новая – так работают многие банки, занимающиеся ипотечным кредитованием. Одной рукой они кредитуют строителей, чтобы быстрее строили. Другой – выдают кредиты гражданам, чтобы они покупали квартиры у строителей. И все довольны. Строители получают необходимые оборотные средства, банк зарабатывает на процентах, граждане получают деньги на покупку жилья. Но вариант с конкретными действующими лицами имеет один существенный недостаток – пока он абсолютно непрозрачен. Вариант N№2 рожден в недрах Министерства экономики. Если первая схема сводится к простому – «взять все и поделить», то эта – более сложная. Хотя и не сказать, что более эффективная. Здесь предполагается участие сразу нескольких видов финансовых организаций: негосударственного Пенсионного фонда, управляющей компании (имеющей право управлять пенсионными накоплениями граждан), ипотечного ПИФа (паевого инвестиционного фонда), а также ипотечных банков или той же ипотечной корпорации. Кроме того, в схеме, несомненно, должны участвовать граждане, приобретающие жилье с помощью ипотечных кредитов, а также строительные организации, которые это жилье будут строить. Работать это все должно следующим образом: правительство выдает негосударственному Пенсионному фонду, отобранному на конкурсной основе, займ на развитие дополнительного пенсионного обеспечения. НПФ передает эти деньги управляющей компании, которая, в свою очередь, покупает на них паи специально созданного ипотечного ПИФа (как правило, принадлежащего этой же компании). ПИФ, в свою очередь, выкупает у банков и ИКУР ипотечные закладные, чем обеспечивает себе стабильный доход на уровне, как минимум, 14% годовых (минус издержки по обслуживанию закладных). Банки на вырученные деньги выдают новые ипотечные кредиты и кредиты для строительных организаций, и схема на этом замыкается. В правительстве эта схема обсуждается под названием «Социальная ипотечная программа Удмуртской Республики». Уже из названия следует, что в этом проекте должны участвовать исключительно удмуртские финансовые организации. Ведь нет никакого смысла загонять деньги в НПФ, в котором нет накоплений граждан республики, или передавать их в ПИФ, который будет работать с закладными, например московских ипотечных банков, поскольку это, понятно, никак не скажется на объемах строительства жилья в УР. В этом достоинство и одновременно недостаток схемы, поскольку надо понимать, что никакого конкурса не между НПФ не получится. В Удмуртии существует всего один региональный негосударственный Пенсионный фонд, учрежденный, естественно, Правительством УР наряду с рядом крупным промышленных предприятий – НПФ «Время». Нет большого выбора и среди ПИФов. Удмуртских ПИФов как таковых вообще нет, а тот, который по замыслу должен участвовать в проекте Минэкономики, еще находится в стадии учреждения. Его создает, по нашим сведениям, управляющая компания «НВК», входящая в группу предприятий, контролируемых владельцем НК «РуссНефть» Михаилом Гуцериевым. То есть схема страдает тем же недостатком, что и предыдущая – она непрозрачна и, в принципе, дает возможность заработать определенным структурам в ущерб остальным. При этом, безусловно, увеличивается количество посредников, через которых проходят деньги, прежде чем будут вложены в реальное строительство. Выигрыш же, которым апеллирует Минэкономики, лоббируя свой проект, на самом деле не очень велик – небольшой заработок Пенсионного фонда, который пойдет на увеличение пенсионного обеспечения граждан, добровольно участвующих в программах НПФ. Но это уже совсем другая история, и строительство здесь, в принципе, ни при чем. И, наконец, третий вариант – самый простой и, как ни парадоксально, по сведениям SM, имеющий наименьшие шансы быть реализованным. Эта схема предполагает проведение конкурса среди банков, работающих на рынке ипотечного кредитования, на выдачу бюджетного займа под какую-то конкретную ипотечную программу или несколько программ (в том числе для работников бюджетных организаций). В этом случае количество посредников сводится к минимуму – деньги сразу после того, как попадают к банку, выдаются в виде кредитов. При этом обеспечиваются минимальные сроки возврата займа и максимальный целевой эффект – люди покупают квартиры, строители получают деньги и строят жилье. По словам банкиров, никаких проблем с возвратом кредитов банки испытывать не будут. Сегодня ипотечные закладные – один из самых ликвидных товаров на финансовом рынке, и этот факт гарантирует правительству возврат вложенных средств в оговоренные сроки и с установленной доходностью. Впрочем, правительство, кажется, не слишком озабочено скорейшим возвратом инвестируемых денег, и это немудрено. По нашей информации, уже через год будет организован второй выпуск облигаций Удмуртской Республики, которые будут уже дешевле, чем нынешние, и часть денег из этого нового займа пойдет на рефинансирование первого.