Поставили на счетчик
Однажды уже отказавшись от регулирования перевозок в такси, государство делает второй заход. Основных целей лицензирования такси две: усилить меры безопасности и вывести из тени доходы таксоперевозок. Второе, судя по всему, наиболее правительству ценно – пока государство не трогало такси, рыночная ниша стала целой отраслью с огромным оборотом наличных денег, большая часть которого не отражается ни в какой официальной отчетности. С 1 сентября вступают в силу поправки в федеральное законодательство, которые, во-первых, очевидно, загонят обратно в тень огромную часть водителей, промышляющих на личных автомобилях, а во-вторых, дадут наконец государству возможность пересчитать такси – хотя бы легальные.
Антибомбильный закон
Когда в апреле этого года в Госдуме обсуждались изменения в закон о такси, депутаты были единогласны: да, перемены назрели и пора призвать таксистов к порядку – хотя в общем таксисты к тому времени научились самоорганизовываться.
Тем не менее главным официальным аргументов в пользу ужесточения правил перевозки в такси стало желание избавить рынок от так называемых «бомбил» – частников. И законодатели своего добьются – просто за счет того, что сегодня все таксисты по сути «бомбилы», а с момента вступления в силу закона часть из них просто уйдет из профессии.
Потому что далеко не каждый водитель согласится выполнить все требования закона, а колесить по городу в поисках случайного пассажира – это совсем не тот расклад и заработок, что работать с диспетчером в крупной фирме.
Что же требует ФЗ №69? Закон запрещает использование личных автомобилей граждан в такси, обязывает выкрасить все автомобили в единый цвет, нанести «шахматы» на кузов и оборудовать таксометром каждый автомобиль. Каждый таксист будет обязан получить в региональном органе (в Удмуртии – в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства) разрешение на этот вид деятельности.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии уже разработало проект постановления, где прописаны правила получения разрешения на перевозку пассажиров. Согласно зтим правилам владелец автомобиля должен предоставить в минтранс всего 3 документа: заявление с указанием необходимых сведений (от юридического лица или от ИП), квитанцию об уплате пошлины за выдачу разрешения и документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, предназначенное к использованию в качестве такси (здесь, понятно, потребуются какие-то еще документы, чтобы доказать, что у вас именно такси, но непонятно какие), либо право пользования им на условиях лизинга.
Стоимость разрешения – 3 тысячи рублей (1000 рублей дубликат в случае утери), а действовать оно будет не менее 5 лет.
Проект постановления Правительства Удмуртской Республики и приложения к нему не подтверждают того, что количество разрешений на такси будет ограничено, хотя федеральный закон дает субъектам такое право, но на первых порах.
Тем не менее и уже озвученных ограничений и требований было достаточно, чтобы поднять волну негодования среди таксистов. Их главный аргумент – цены: «Не отмените поправки в закон – вырастут цены, народ будет недоволен». Однако предупреждения в форме прошедших по всей стране акций протеста водителей такси не возымели действия. Поэтому компании-перевозчики в Ижевске и других удмуртских городах просто повысили тарифы – накопить жирок перед переменами и заработать на разрешения.
Плавали – знаем
Вячеслав Чухланцев, директор компании «Такси «Слава», воспринял новый закон неоднозначно. Говорит, что его компании новые требования не страшны: 10 лет назад у него были и медработники, и штат механиков, и свой таксопарк. То есть опыт имеется. Так что принять на работу медика, как того требует новый закон, для компании «Такси «Слава» не проблема. Другой вопрос: захотят ли работать по новым правилам сами водители? По прогнозам Вячеслава Чухланцева, уже в начале осени, когда закон вступит в силу, с рынка уйдет процентов 80 таксистов.
– Расходы водителя на осуществление своей деятельности вырастут более существенно, чем расходы фирм, – они часть их просто переложат на тех же водителей. Например, медосмотр обойдется ему в 100 рублей в день; разрешение на работу еще деньги. Таксистов обяжут перекрасить машины в один цвет, купить и установить таксометр, купить более дорогую страховку ОСАГО, техосмотр чаще в два раза. Если пересчитать, то дополнительные расходы водителей возрастут не менее чем на 5 тысяч в месяц. Правда, какие-то из них будут разовыми – тот же таксометр или перекраска машины, – говорит Вячеслав Чухланцев.
Таксист Алексей Танеев возит пассажиров уже 8 лет. Эта работа – его основной источник доходов. Говорит, что новые требования будут ему не по карману. А сам закон он называет «навороченным» – в том смысле, что наворотили сверх меры.
– Взять хотя бы тот пункт, что машины заставят выкрасить в единый цвет и нанести на борт черные «шашечки». Ну а если я, допустим, поехал с друзьями, например на отдых, и тут на дороге проверка – инспекторы ГИБДД заставят показать, включен ли счетчик. И как я докажу, что в салоне у меня не пассажиры, а мои друзья и что в данный момент я не таксую, а еду на отдых. Или, допустим, взял я пассажиров до Казани. А разрешение у меня на перевозку только по одному региону – по Удмуртии. Значит, в Татарстане меня остановят и оштрафуют на 5 тысяч рублей.
По мнению Алексея Танеева, реформа направлена, по сути, не на ликвидацию с улиц «бомбил», а на ужесточение работы легальных таксистов.
Согласен с водителем и директор «Такси «Слава».
– По сути, эта реформа направлена против легального таксиста – его начнут останавливать и проверять, есть ли у него счетчик, прошел ли он медосмотр и так далее. За нарушение каждого пункта – штраф 5 тысяч рублей. Легального таксиста легко оштрафовать – его видно сразу, тем более что по новому закону он должен иметь «шашечки». Совсем другое дело – поймать «бомбилу». Для этого надо проводить «контрольную закупку», записывать на видео. Таким образом, легальный таксист оказывается в проигрыше перед нелегальным, – считает Вячеслав Чухланцев.
По его словам, вывести нелегалов из «тени» государство могло бы, предоставив легальным таксистам ряд преимуществ – например, льготные кредиты на покупку машины, возможность ездить по выделенным полосам и так далее. Однако по новому закону легальный таксист не получает никаких прав, а получает только дополнительные обязанности.
Кроме того, если сейчас водители-таксисты в штате компании не числятся и работают с ней по договору оказания информационных услуг, то есть налоги не платят, то с 1 сентября они должны будут стать индивидуальными предпринимателями, со всеми вытекающими последствиями – налоговым обременением и ежеквартальной отчетностью.
По мнению многих участников рынка, следствием всех этих нововведений станет рост тарифов на перевозки.
Рублем по пассажиру
Рост тарифов неизбежен, считает директор одной из ижевских компаний по перевозкам, который пожелал остаться анонимом. У себя в компании он уже повысил тарифы на 20 процентов. Хотя закон в силу еще не вступил и затраты компании и самих таксистов остались на прежнем уровне.
– Я поднял тарифы для того, чтобы приучить пассажиров к росту тарифа постепенно, поскольку повышать расценки однозначно придется – надо же как-то окупать растущие затраты, – говорит директор. – Ведь рост расходов ощутят и сами компании, и водители. Компаниям придется принимать на работу хотя бы одного медика для проведения ежедневного медосмотра, то есть платить ему зарплату и за него налоги. Плюс нанять механика, а лучше двух, поскольку новый закон требует, чтобы автомобиль перед выездом был осмотрен. К тому же будет не хватать водителей – примерно половина уйдет. И чтобы получать прежний уровень прибыли, руководство компаний будет вынуждено компенсировать выпадающие доходы повышением тарифов. Я думаю, что уже осенью они повысятся минимум на 50 процентов.
Как предполагает собеседник СД, один таксометр обойдется компании в 1500 рублей и еще столько же придется платить ежемесячно за его обслуживание… Еще потребуется оплатить медицинскую страховку, ремонт, обслуживание, предрейсовый осмотр и ГСМ. Но это грозит лишь тем компаниям, которые имеют свой парк машин. В Ижевске таких нет, поэтому все эти тяготы лягут на плечи самих водителей. Так что оставшиеся на рынке водители будут стараться выжать из пассажира как можно больше денег. Для этого у них, кроме официального повышения тарифов, есть не один способ получить максимальный барыш. Об одном таком способе СД рассказал таксист Олег Ш.
– Садясь в такси, вы думаете, что едете по официальному тарифу, утвержденному в компании? Ничего подобного! Обратите внимание, какие счетчики стоят в автомобилях. Это не те стандартные счетчики, которые стояли в советские годы на всех такси, а это навигаторы GPS. Любой специалист-электронщик может «забить» в такой счетчик 12 разных ценовых режимов, в которых пассажир никогда не разберется и не поймет, что и как ему насчитали, – поделился секретом Олег.
Озвучил таксист со стажем и свой прогноз. По его словам, напуганные предстоящими облавами, «бомбилы» в начале сентября могут ненадолго затаиться, однако затем снова появятся на улицах. Пассажиры же, недовольные ростом цен на легальное такси, перестанут их заказывать и пойдут на дорогу «ловить» машины. Таким образом, в проигрыше окажутся все, кроме инспекторов ГИБДД, – у них появится еще один источник дохода.
Справка
Окраска
Кстати, с окраской такси в единый цвет все не так однозначно. Как видно из документа, приведенного ниже (пункт 1-в), такое требование может быть установлено субъектом РФ. В проекте постановления Правительства УР об этом ничего не сказано. Там вообще требования к такси не конкретизируются, хотя понятно, что соискателю разрешения придется как-то доказать, что у него именно такси.
ФЗ №69 Статья 9. Часть 16.
В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:
1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:
а) легковое такси должно проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев;
б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
в) легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром;
2) водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет, подтвержденный документами, предусмотренными трудовым или гражданским законодательством, либо общий водительский стаж не менее пяти лет;
3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Мимикрируем
На одном из форумов, где обсуждался 69-й закон, мы обнаружили любопытное сообщение, которое вкратце описывает, по какой именно форме собираются работать большинство провинциальных фирм такси. Эта форма, по большому счету, мало чем отличается от той, что практикуется сегодня: «Водители, работающие на частном авто, должны будут зарегистрировать ИД, оформить подобающе авто (информация в салоне, таксометр, шашки, наклейка), получить разрешение в Департаменте дорожного хозяйства и заключить договор с диспетчерским пунктом (фирмой такси)».
Действительно, ведь сегодня все таксисты – даже те, кто работает на крупные фирмы «нас много и мы профи», – по сути, те же «бомбилы», только работают с диспетчерской, а не ловят пассажира на дороге.