Переменный ток

Строительная отрасль в Удмуртии переживает сегодня небывалый подъем, который, тем не менее, никак не перейдет в настоящий строительный бум. Одним из барьеров на пути строительного бизнеса стала устаревшая инфраструктура города. Причем решение этой проблемы, как показывает практика, ложится на плечи исключительно самих строительных организаций и в конечном итоге закладывается в стоимость объектов — то есть прямо ведет к увеличению стоимости жилья. В то же время основные балансодержатели этой инфраструктуры — например, «Удмуртэнерго» — не только пытаются решить проблемы развития сетей за счет строителей, но еще и заработать на этом, используя свое монопольное положение на рынке.

Последние несколько лет строительный рынок Удмуртии переживает подъем, в строительство удалось привлечь частные инвестиции и денежные средства населения. Заинтересованы в доступном жилье и население и государство, последнее с подачи Президента РФ уже реализует приоритетный нацпроект «Доступное жилье». Но, к сожалению, жилье не так доступно, как хотелось бы строителям и населению. Для населения роль гордиева узла играет цена за квадратный метр, уже преодолевшая порог в 30 тысяч рублей.

Для строительных организаций высокая стоимость квартир также является больным вопросом, который вытекает из многих других проблем, которые строители вынуждены решать задолго до закладки фундамента здания. Мало построить дом, нужно еще сделать его пригодным для проживания. Для этого все новые объекты должны быть подключены к системе коммуникаций города. Но так как инфраструктура не только серьезно изношена, но и просто изначально не была рассчитана на современные объемы потребления, то ее в ряде районов фактически приходится строить заново. В частности, это касается проблемы обеспечения новых объектов электроэнергией.

Вливания в энергию

Как выражаются строители, «объект необходимо запитать», то есть подключить к электрическим мощностям. Но последняя подстанция была построена в республике больше десяти лет назад, в 1992 году. И проблема нехватки мощностей сегодня встала очень остро. Уже сейчас существующие электросетевые объекты 110 кВт схемы внешнего электроснабжения города не всегда способны покрыть перспективные нагрузки и обеспечить запланированные объемы строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры.

«Основная проблема электросетей в том, что их не развивают на перспективу. Нет опережающего строительства сетей», — объясняет директор службы заказчика управляющей компании «Ассо-Строй» Анна Андреева. По словам Анны Германовны, строительство новых объектов может быть затруднено как раз по вышеобозначенным причинам.

Все коммуникации устарели давным-давно. И нехватка мощностей существенно тормозит строительство. Говорить о скорой реализации национального проекта «Доступное жилье» в таких условиях не приходится. Долгое время монополист на рынке энергетики ОАО «Удмуртэнерго» не занималось строительством сетей, хотя инвестиционная составляющая включена в тариф на электроэнергию. Заинтересовались этой проблемой совсем недавно — причем после настойчивых просьб строителей. Именно с их подачи ОАО «Удмуртэнерго» приняло в этом году план строительства новых подстанций.

Теперь встал вопрос о том, кто будет финансировать прокладку электросетей и строительство подстанций. ОАО «Удмуртэнерго» не готово самостоятельно в полном объеме финансировать строительство этих объектов. Тем более что у энергетиков есть инструменты для привлечения средств строителей. Последние, не имея альтернативы, просто вынуждены заключать с энергетиками договора, в той или иной форме предусматривающие финансирование строительства новых мощностей.

Вне конкуренции

Как было отмечено, ОАО «Удмуртэнерго» является естественным монополистом по передаче электрической энергии в Удмуртской Республике, и в настоящий момент конкурентов у компании в Удмуртской Республике по этому виду бизнеса нет. Осуществляя транспортировку и распределение электрической энергии в Удмуртии, компания извлекает прибыль. Об этом упоминается и на персональном сайте компании — «Миссия Общества заключается в качественном и бесперебойном снабжении электрической энергией потребителей Удмуртской Республики для достижения основной цели деятельности — достижения баланса между экономическими интересами компании и решением социальных вопросов внутри предприятия и за его пределами, учитывая потребности региона».

Однако в данный момент получается, что позиция, занятая энергетиками в Удмуртии по вопросу развития инфраструктуры, не столько способствует сколько затрудняет решение этих самых социальных проблем. Они, конечно, не против, чтобы инфраструктура развивалась, и «Удмуртэнерго» даже приняло инвестиционную программу технического перевооружения и ввода новых объектов электрических сетей. До 2015 года компания планирует построить 8 новых подстанций и более 1000 км линий электропередачи. Однако реализовывать эту программу они намерены не только на собственные средства. Очевидно, что часть объектов будет сооружаться с привлечением как бюджетных денег, так и денег частных застройщиков.

Здесь однако есть одна небольшая проблема. Дело в том, что сегодня брать деньги именно на финансирование строительства подстанций или сетей «Удмуртэнерго» не может, потому что в таком случае оно должно отдать построенное на эти деньги имущество заказчику. Поэтому сегодня деньги с застройщиков собирают под видом так называемой «выдачи техусловий». В том числе — из бюджетных организаций. Правительство УР, например, тоже является заказчиком многих строек и тоже платит за техусловия.

Поэтому сегодня энергетики делают попытки узаконить установление платы за технологическое присоединение к электросетям. То есть за строительство тех самых подстанций и прокладку коммуникаций, по которым потом и потечет электричество в дома. Плата взимается не только за непосредственное потребление электроэнергии, но и за строительство тех коммуникаций, посредством которых электроэнергия будет доставлена потребителю.

За что платить

Объясняя свою позицию по данной проблеме, руководство «Удмуртэнерго» ссылается на Постановление Правительства России от 27.12.2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям». Правила регламентируют процедуру присоединения, структуру платы, взимаемой с потребителя, требования по выдаче технических условий. Этот документ устанавливает единые требования, которые предъявляются к потребителям, желающим получить доступ к услугам.

Плата за технологическое присоединение устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).

Для получения доступа к электроэнергии новым абонентом (в данном случае строительной компанией) и энергоснабжающей организацией заключается соглашение, по которому энергокомпания берет на себя все работы по обеспечению энергоснабжения — разработку проектной документации, строительство подстанций и линий электропередачи, сдачу их потребителю «под ключ», а потребитель оплачивает эти услуги. Плата за подключение будет взиматься с потребителей, электросетевых организаций и владельцев генерирующих установок, которые вновь подключаются к электрическим сетям или расширяют уже имеющиеся мощности. Сумма платежа зависит от заявленного объема присоединяемой мощности, от того, насколько большой объект необходимо запитать, и от категории надежности энергоснабжения.

В настоящее время в РЭК УР будут переданы материалы для утверждения платы на технологическое присоединение к сети ОАО «Удмуртэнерго» на 2007 г. И после утверждения платы все новые объекты будут подключаться к электросетям по экономически обоснованному тарифу, который устанавливает государство, а именно — региональная энергетическая комиссия.

По мнению энергетиков, введение таких платежей — единственный выход из ситуации крайней нехватки энергетических мощностей. Они считают, что без этого немыслимо решение вопроса энергобезопасности и развития экономики и инфраструктуры региона. Плюс такой системы «Удмуртэнерго» видит в том, что потребитель получает возможность на равных для всех условиях подключиться к электрическим сетям, освобождается от несвойственной ему функции по строительству электросетевых объектов и их дальнейшему обслуживанию.

Заметим, что все эти плюсы потребитель должен оплатить в дополнение к существующей плате за пользование электроэнергией (с включенной в нее инвестиционной составляющей). Именно этот факт и возмущает строителей.

Точка преткновения

Конечно, застройщики рады возможности уйти от существующей сегодня непрозрачной и предвзятой системы выдачи техусловий. Но, по их мнению, введение платы за подключение не снимет этот барьер на пути развития строительного бизнеса, а наоборот, сделает его почти непреодолимым. Они почти уверены, что тариф на подключение обойдется им еще дороже, чем сегодняшние техусловия.

Как объяснил генеральный директор МУП «Трест „Дормостстрой“ Алексей Гарипов, при таких условиях строить жилье неперспективно и невыгодно: «Стоимость жилья складывается из множества факторов. Сначала это подготовка участка к застройке: расселение жителей, если таковые были, согласование всех коммуникаций и технических условий. Далее — стоимость самого здания, а также оплата труда всех участников стройки. Учитывая, что уже на этапе подготовки участка к строительным работам в среднем квартира тянет на полтора-два миллиона, то после постройки дома и подсчета всех расходов это жилье вряд ли можно будет назвать доступным».

Его слова подтверждает и Анна Андреева: «На сегодняшний день затраты на прокладку инфраструктуры и технические согласования составляют от 10 до 30% всей себестоимости строительных работ, так что любой рост стоимости этих работ очень существенно сказывается на конечной стоимости жилья».

Кроме того, в себестоимость можно смело включать так называемые обременения, которые накладываются на строителей при подключении дома к сетям. Своеобразный оброк, когда строители вынуждены оплатить, к примеру, прокладку кабеля или озаботиться освещением микрорайона. Казалось бы, это прекрасно, но в итоге все эти расходы войдут в стоимость квадратного метра.

По мнению Алексея Гарипова, вся проблема платежей за подключение состоит в том, что, пользуясь своим положением монополиста на энергетическом рынке республики, ОАО «Удмуртэнерго» занимается полузаконными поборами со строителей. Выделяя деньги на строительство электросетей, строительные компании фактически финансируют объекты энергетиков, ничего не получая взамен. Это позволяет «Удмуртэнерго» зарабатывать не только на продаже электроэнергии, но еще и на строительстве объектов для доставки этой энергии. Алексей Гарипов считает, что это в корне неверно, потому что все затраты на строительство электросетей изначально включены в тарифы на энергию.

«Сохраняя монополию на энергетическом рынке республики, «Удмуртэнерго» работает по принципу: конкуренция — это прекрасно, пока она не касается тебя», — отмечает Алексей Владимирович.

Такого же мнения придерживается и генеральный директор компании «Ассо-Строй» Рустам Хабибуллин: «Оплата застройщиками проектирования и строительства подстанций, а затем оплата по тарифам на общих условиях существенно поднимает себестоимость строительства. В данный момент постановка вопроса о подключении неверна. В качестве примера возьмем такси. Оплачивая проезд таксисту, мы не покупаем машину — ее стоимость и все остальные издержки уже включены в тариф. В ситуации с «Удмуртэнерго» мы вынуждены оплачивать долевое строительство подстанции, которая нам принадлежать не будет», — обрисовал сложившуюся ситуацию Рустам Махмутович.

Для решения этой проблемы потребуется, как минимум, участие государства в урегулировании отношений между энергетиками и строителями. Один из ключевых моментов, по мнению Алексея Гарипова, — контроль за сверхприбылью монополий. Вливания из бюджета в сферу энергетики, строительство государством новых электросетей и станций не позволило бы монополии навязывать строителям договора на подключение к сетям.

Второй вариант он видит в появлении здоровой конкуренции на энергорынке Удмуртии. Приход других игроков позволил бы сформировать наиболее выгодные условия на рынке электроэнергии как для строителей, так и для населения. Например, в качестве альтернативных источников энергии и тепла можно использовать автономные генераторы и котельные. В тот момент, когда такие системы перестанут быть единичными примерами, в республике наступит переломный момент. «Вообще у человека должно быть право выбора — где лучше, где дешевле. На рынке энергетики в Удмуртии пока такого выбора нет», — завершил свою мысль Алексей Гарипов.

Личное мнение

Управляющий Ассоциации «Хозяйственная база» Алексей Титов. (В настоящее время Ассоциацией ведется строительство на шести площадках. Это высотные жилые дома и торговый центр «Петровский».)

– Какие основные проблемы возникают при строительстве новых объектов?

– В основном проблемы на данный момент возникают с подводом энергетических сетей: теплосетей, электросетей, воды, канализации, газа. Сейчас строится достаточно много объектов на уплотнение в уже застроенных районах. В свое время для этих объектов не были предусмотрены энергетические мощности, поэтому в ходе строительства приходится искать альтернативные пути для обеспечения новых зданий энергией. У каждой из подобных ситуаций свое, индивидуальное решение. Оно принимается после того, как собирается вся информация о технических условиях строительства. Иногда удается высвободить резервы энергии. В некоторых случаях совместно с организациями, обеспечивающими ту или иную энергетическую инфраструктуру, приходится модернизировать существующие энергокоммуникации.

– Какое влияние в данной ситуации оказывает на строительный бизнес ОАО «Удмуртэнерго»?

– Конечно, «Удмуртэнерго» влияет на развитие и темпы строительства в Удмуртии. Любому объекту, будь то многоквартирный жилой дом, многофункциональное общественное здание или небольшая автостоянка, необходима электроэнергия. Сложности возникают именно с выделением мощностей. Существует Восточная подстанция, которая загружена полностью. Дополнительные мощности должны появиться только после ввода в эксплуатацию Западной подстанции. До сих пор на всех объектах мы вместе со специалистами «Удмуртэнерго» находили оптимальное решение. Иногда происходит модернизация существующей энергосистемы, дополнительных трансформаторов или строительство новых подстанций на возводимых нами объектах. Решение находим всегда. Другое дело, что по мере развития строительного рынка этот вопрос будет стоять более остро. Создание новых энергетических мощностей будет требовать все больших затрат со стороны строителей. Это будет отражаться на стоимости квадратного метра жилья, торговых площадей и в конечном итоге ляжет дополнительным бременем на потребителя.

– Какое оптимальное решение возможно в этом вопросе в будущем, чтобы бизнес не страдал и город строился?

– Запуск новой подстанции — это оптимальное решение для развития строительного бизнеса. И это уже задача «Удмуртэнерго» — развивать свою структуру, чтобы дать строителям нагрузку. Причем строить нужно с опережением, чтобы новые энергетические мощности позволяли осуществлять запланированное строительство. Сколько именно нужно энергии, просчитать не сложно, так как с принятием Генплана перспектива строительства в Ижевске была определена до 2025 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.