Переклинило
Клининговые услуги становятся бизнес-трендом, догоняя по динамике развития популярные парикмахерские. Рост рынка был предопределен переходом на аутсорсинг бюджетных заведений — им предписано от самостоятельной уборки отказаться и наводить «шик-блеск» с помощью аутсорсинговых схем. Госденьги сделали свое дело —желающих получить их оказалось немало, так что сейчас на рынке отмечается рост конкуренции, что всегда на руку потребителю.
Динамичный бизнес
Рынок клининговых услуг в Ижевске активно растет. Как сообщил на днях заместитель начальника Управления потребительского рынка Администрации г. Ижевска Вячеслав Нестерович, клининговые компании находятся на втором месте после парикмахерских по динамичности развития. Сейчас в Ижевске насчитывается около 40 специализированных предприятий. Их число постоянно меняется — открываются новые, закрываются старые. Каждый пытается найти свою нишу.
При этом, как отмечают специалисты, компаний, предоставляющих полный набор клининговых услуг, в Ижевске не так много. Не каждая фирма способна держать большой штат по-настоящему квалифицированных работников. Чаще компания имеет специализацию. Так, некоторые предоставляют услуги только по чистке ковров и других поверхностей — кресел, диванов, автомобильных сидений. Другие занимаются мойкой окон, уборкой после ремонта, промышленной уборкой. Среди популярных услуг, конечно, комплексная уборка офисных, торговых помещений. Отдельные компании занимаются и облуживанием частных квартир и коттеджей. В любом случае количество клиентов растет, и это подвигает к росту и профессиональных уборщиков.
«По нынешнему федеральному законодательству бюджетные учреждения теперь должны нанимать фирмы для уборки помещений по принципу аутсорсинга. Поэтому все они заключают контракты с клининговыми компаниями. Так что в казначействе, Роспотребнадзоре, МЧС, в судах, в администрации уборкой занимаются не штатные технички, а сотрудники клининговых компаний», — поясняет директор компании «Клининг Сервис» Александр Мартынов.
Меняется, по его словам, и мышление самих заказчиков, однако многие по-прежнему нанимают клининговые компании по минимуму, не понимая необходимость комплексного, более серьезного подхода к наведению чистоты в офисе.
«Комплексный подход подразумевает не просто помыть полы тряпкой, а применение специальных средств, оборудование, которое может повысить качество уборки и ускорить сам процесс, — поясняет заместитель директора по общим вопросам компании «Ижклининг» Юрий Ощепков. — Кроме того, сюда включается уход в целом за помещением — за состоянием стен, интерьера, окон, чтобы не накапливался снег на крышах, чтобы были чистыми всегда ковры. При комплексном подходе заказчику уже не надо вообще ни о чем заботиться. Необходимость того или иного действия прорабатывает клининговая компания».
На полноценную уборку сверх обычного мытья полов и протирания пыли идут, как правило, крупные компании — банки, представительства федеральных организаций — словом, те, кто достаточно много вложился в хороший интерьер и мебель. Активно пользуются услугами также торговые и офисные центры, транспортные компании.
На профессиональной основе
Как отмечают игроки рынка, обращение к услугам профессиональных уборщиков позволяет заказчику в первую очередь сэкономить средства и оптимизировать процесс управления бизнесом. Эффект, в частности, достигается за счет сокращения численности обслуживающего персонала, снижения расходов на косметический ремонт помещений. Также это позволяет уменьшить налогооблагаемую базу: клиенту уже не надо платить налоги с зарплаты уборщиков, более того, оплата услуг клининга списывается в расходы.
«Для заказчиков пользование услугами клининговых компаний — это возможность освободиться сразу от нескольких головных болей, — отмечает г-н Мартынов. — Во-первых, современные покрытия, полы, мебель требуют более качественного ухода. Не просто дешевыми порошками и швабрами, а надежными средствами. Держать уборщицу в штате — это и необходимость решать все социальные вопросы, связанные с трудоустройством человека. А она может заболеть, уйти в отпуск или вовсе уволиться. Когда фирма имеет договор с клининговой компанией, ее руководство об этом уже не думает. За него всё решает аутсорсер».
Как отмечает Юрий Ощепков, достаточно большая сфера пока не охвачена клинерами. «У нас много промышленных предприятий, которые по-прежнему имеют в штате уборщиц. Пока они не готовы идти на аутсорсинг. Нет пока понимания у них, что это позволит им во многом экономить. Поэтому расти рынку в Ижевске еще есть куда», — говорит эксперт.
Частники
Среди компаний есть те, кто ни в какую не стал бы работать с физическими лицами на уборке квартир и коттеджей. Во многом сказывается собственный печальный опыт. Как говорит г-н Мартынов, уж лучше иметь договор с юрлицом, где ответственность сторон четко определена и видно, с кого можно требовать, в случае неисполнения обязательств. При этом всё равно время от времени сами клиенты нередко просят снизить расценки, хотя требуют достаточно многого. Однако профессиональная уборка подразумевает и профессиональные чистящие средства и оборудование, позволяющие добиться хорошего результата, а это стоит денег.
С частными клиентами, как отмечают эксперты, отношения менее формальны, однако и требования, как правило, выше — платя из собственного кармана, клиенты выбивают скидки, цепляются за какие-то небольшие огрехи и требуют за это снижения цены, а зачастую просто не хотят платить под каким-либо предлогом.
Условия развития
Рост рынка клининговых услуг в Ижевске во многом происходит благодаря активному увеличению объемов строительства коммерческой недвижимости. Офисные здания и торговые центры, построенные из современных материалов, сложно содержать усилиями одних уборщиц. Поэтому для ухода за ними арендаторы, а чаще всего арендодатели стали всё активнее привлекать специалистов — клининговые компании. Также способствует этому появление в регионе представительства крупных федеральных компаний, которые уже привыкли пользоваться услугами клинеров.
По мнению Юрия Ощепкова, рынок клининговых услуг в Ижевске в настоящее время на достаточно хорошем уровне развития. 10 лет назад компании предлагали только обычную уборку. Сейчас существуют фирмы, предлагающие широкий спектр услуг. Таких в Ижевске не больше пяти. «Если сравнивать уровень развития рынка с Москвой, то в Ижевск он примерно на «троечку», охват пока не столь широк», — отмечает эксперт.
Рентабельность клинингового бизнеса держится на 10%. При этом в последние годы она постепенно снижается за счет высокого уровня конкуренции и сдерживания по этому поводу роста расценок на услуги. По мере роста спроса на такие услуги увеличивается и предложение. Однако, по мнению специалистов, рынок пока далек от стабилизации. Некоторые компании специально демпингуют, чтобы приобрести клиентов, а это отрицательно сказывается на всём рынке, ведь такую же более низкую цену начинают требовать и с остальных. Тем не менее у многих уже сложилась прочная клиентская база.
«На рынке высокая конкуренция. При этом нельзя сказать, что бизнес этот очень прибыльный. За последние три года зарплата уборщиц выросла в 2 раза. При этом расценки на услуги практически не менялись. Безусловно, заказчики хотят тратиться на это как можно меньше», — сетует г-н Мартынов.
Анна Савченко отмечает, что затраты на химию составляют основу для клининговых компаний. Средства они закупают оптом напрямую у поставщиков, однако цены постоянно растут.
При этом участники рынка говорят о вполне понятной для такого направления проблеме — недостатке кадров. «Мы всё понимаем, что уборщицами не рождаются, не стремятся этим заниматься после окончания каких-то учебных заведений, — говорит г-жа Савченко. — Действительно, добросовестных работников не хватает. Отмечается большая текучка кадров. Кто-то находит себе работу получше, кто-то уходит на пенсию. Естественно, для заказчика этот вопрос ничего не значит. Главное, чтобы качественно делали свою работу. О наличии работников заботимся уже мы».
Непривлекательна эта работа и по финансовым соображениям. Средняя зарплата уборщиц в зависимости от нагрузки 7-8 тысяч рублей.
Цена вопроса
Расценки на услуги клининга в большинстве компаний примерно на одном уровне. Считают свою работу они, как правило, в квадратных метрах. Так, ежедневная уборка дома стоит в среднем 60 рублей, генеральная уборка — 70, послестроительная — 100, офиса — 100 рублей за квадратный метр. Промышленный клининг оценивается в зависимости от сложности и объемов работы. Мойка окон — 60 рублей за квадратный метр. Химчистка дивана будет стоить от 1000 рублей за штуку, чистка ковролина и напольных покрытий — 70-80 рублей за квадратный метр, всего того, что есть в автомобиле, — сидений, багажника, ковриков — в целом 1500-2000 рублей. Некоторые компании также предлагают услугу восстановления блеска мраморного пола. Это может стоить от 800 до 2000 рублей за квадратный метр.
По мнению экспертов, рынок клининговых услуг будет расти и дальше. Со временем клиентов у них станет больше, ведь количество компаний, отказывающихся иметь в штате уборщиц, увеличивается. Однако рынок уже называют достаточно насыщенным. Обилие компаний и предлагаемых ими услуг уже на высоком уровне. Теперь они будут биться за качество и расширение своего функционала. При этом эксперты отмечают, что пул крупных компаний уже сформирован. Движение будет происходить среди небольших фирм, состоящих из 3-5 сотрудников. Они будут усиливать свою специализацию, концентрируясь на разовых работах и развивая конкретное направление.