Наше дело потоп
Администрация Ижевска намерена создать специальную структуру, которая будет отвечать за работу ливневой канализации в городе. В настоящее время ливневка практически является бесхозной, вследствие чего ежегодно с весны по осень отдельные районы Ижевска практически утопают в воде. Чиновники надеются, что, передав ливневую канализацию в «одни руки», проблему удастся если не решить в одночасье, то, по меньшей мере, понять её настоящий масштаб.
Критиковать горазды
Огромные глубокие лужи на проезжих частях, весенний паводок, провалы грунта и разрушение дорог – запущенная ливневка – одна из основных виновниц этих коммунальных бедствий.
В городе все ещё помнят случай четырёхлетней давности, когда из-за застарелых проблем в функционировании системы отвода воды во время ливня на стоянке у офисного центра «Аврора-парк» утонуло сразу около двух десятков автомобилей. Владельцы некоторых из них до сих пор пытаются через суд «выбить» деньги за ремонт машин.
– Вся ливневая канализация в городе (а в кое-каких районах она и вовсе отсутствует) строилась ещё в доперестроечные годы. С тех пор, а прошло более 30 лет, ливневка не обслуживалась, деньги на её ремонт и содержание не выделялись. Никто в городе этим не занимался, и вот результат! – говорит сити-менеджер Ижевска Денис Агашин.
По оценке городских служб, теперь Ижевску потребуется около 20 лет планомерной работы по очистке, реконструкции и строительству систем водоотведения и осушения, с тем чтобы привести их в нормативное состояние.
Причём искать средства и приступать к работам нужно немедленно, так как даже существующая ливневка с каждым годом разрушается и во время дождей улицы и отдельные микрорайоны города всё глубже уходят под воду.
Система водоотведения
На сегодняшний день система отведения воды в Ижевске работает следующим образом: вода с дворов и улиц города по системе труб ливневой канализации собирается в магистральные коллекторы; магистральные коллекторы идут вдоль всех крупных городских улиц (трубы диаметром от 1,5 до 2 метров находятся на глубине около 2-2,5 метра); затем магистральные коллекторы несут воду в естественные (природные) коллекторы – это русла небольших речек, которые протекают по территории города.
По свидетельству генерального директора ОАО «Удмуртгипроводхоз» Владимира Своекошина, планировка Ижевска, в том числе системы водоотведения и осушения, разрабатывалась в советские годы. Тогда никто не предполагал, что Ижевск в 90-е и 2000-е будет строиться именно так, как сейчас, – используя для постройки домов каждый кусок свободной земли между домами.
Проектировщики считали, что в городе будет предостаточно открытых участков, вода из которых сразу будет уходить в землю. Ижевск же теперь застроен и покрыт асфальтом. Другой системы водоотвода у нас нет, а эта в сильные дожди с потоками не справляется и переполняется. Если принять во внимание перспективу, то решение этой проблемы может быть только одно – запрет на точечную застройку и строительство новых микрорайонов с продуманной системой водоотведения.
Что касается существующих районов, то здесь источник проблем, по мнению представителей администрации города в одном – в том, что «сегодня ливневка безхозная».
– Ливневка находится в бесхозном состоянии, – говорит Михаил Тарасов, начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска. – Её содержанием занимается та подрядная организация, которая закреплена за территорией. Отдельно заключается договор на прочистку и ремонт ливневки. Их чистят по мере засорения: как только где-то начала скапливаться вода, туда выезжает соответствующая техника и устраняет засор.
Предприятия, обязанного содержать тот или иной участок системы – его прочистку, ремонт и восстановление, – сегодня как такового нет. В 90-е из-за всеобщего хаоса, вероятно, бывшим владельцам удалось снять «груз ответственности» со своих плеч, исчезнуть и реорганизоваться. Кому она принадлежала, неизвестно. Теперь списочный состав «ответственных» восстанавливается по архивам и другим документам.
– Для того чтобы вернуть нашей ливневке её нормативное состояние, а в отдельных районах – построить её с нуля, нужны годы и соответствующее финансирование. Сейчас уровень затрат оценивается примерно в 7-8 млрд рублей. У города таких денег нет, поэтому будем рассчитывать на помощь республики, федерации и инвесторов, – поясняет Денис Агашин.
Новая структура
По мнению сити-менеджера Ижевска, основным решением данной проблемы должно стать создание структуры, которая будет заниматься содержанием всех гидротехнических сооружений, ливневой и дренажной канализацией в городе.
– К сожалению, в нынешней ситуации мы не можем заниматься ещё и вопросами ливневой канализации, водоотведения, – подтверждает Михаил Тарасов. – Поэтому в Гордуму внесён проект, согласно которому будет создана отдельная служба, призванная заниматься всеми вопросами, связанными с работой ливневой канализации.
Эта структура проведёт инвентаризацию всех существующих сетей и объектов, а также проанализирует их текущее состояние. На её баланс будут переданы все объекты (трубы, дамбы, пруды, коллекторы, колодцы, лотки и т.д.), которые сегодня разбросаны по различным муниципальным предприятиям и организациям. Что-то находится на балансе Горстроя, что-то – у ДРЭУ, что-то – в УБиТ. Идею о единой структуре по ливнеке, дренажу и ГТС администрация города переняла у нижегородцев.
Только после этого структура будет искать средства на чистку системы водоотведения, её ремонт и достройку. Источников финансирования несколько – бюджет города, инвестиционно-концессионные проекты и плата за водоотведение с промышленных предприятий.
Маленький штат
По мнению Дениса Агашина, новая структура должна заниматься содержанием всех гидротехнических сооружений, ливневой (поверхностные воды) и дренажной (отвод подземных грунтовых вод) канализацией в городе. Сейчас у чиновников нет даже представления о том, как осуществляется водоотведение в городе.
По словам разработчиков проекта во главе с Михаилом Тарасовым, работа новой службы потребует финансирования в размере 2-3 млн рублей в год, а её численность может составить примерно 8 человек.
– В первые годы планируется проводить инвентаризацию, постановку на баланс, выработку технических решений и отладку механизмов содержания. Должна быть понятна система, какие участки надо прочищать в случае подтопления. А в последующем можно будет отладить систему так, что в городе больше не будет таких очагов глобального затопления и «стояния» воды, как, например, на ул. Партизанской, – говорит эксперт.
Окончательное решение о формировании в Ижевске новой структуры, ответственной за систему водоотвода, должны принять депутаты Гордумы. Однако, по имеющимся сведениям, на сегодняшний день у депутатов накопилось много вопросов к разработчикам проекта, в частности, и по финансовому блоку, и по общей структуре организации. 19 апреля состоялось закрытое совещание. Как нам стало известно, по его итогам проект отправлен на доработку и деньги на его осуществление пока не выделены.
Упрощённая система стока вод в Ижевске
Основные направления стока:
гор. Металлургов, ул. Кирова, половина ул. Пушкинской, К. Маркса, М. Горького – в речку Подборенку.
1/2 часть ул. Пушкинской, К. Маркса, М. Горького, Чугуевского – в реки Иж, Позимь.
ул. Удмуртская, Тимирязева, пер. Северный – в речку Карлутку.
ул. Молодежная, 40 лет Победы, Труда – в речку Чемошурку.
Основные критические точки:
Район «Болото» (перекрёсток Чугуевского-Пушкинской)
Район ж/д вокзала (ул. Гагарина)
Район «Буммаш» (перекрёстки с Воткинским шоссе)
ул. Партизанская
ул. Чугуевского
Все одинаковые
Плачевное состояние ливневой канализации вовсе не характерная только для Ижевска проблема. Аналогичная ситуация – бесхозность, нехватка средств на обслуживание и ремонт – типична для большинства российских населённых пунктов – больших и маленьких. По самым скромным оценкам, масштаб затрат на ремонт и строительство ливневых канализаций сопоставим с затратами на ремонт и строительство дорог. В то же время в городах УрФО и ПФО ежегодно на поддержание работоспособности ливневок выделяется в среднем всего 10 – 30 млн рублей в год.
Томск
Для Томска дождь стал почти стихийным бедствием. Границы ливневой канализации здесь заканчиваются раньше, чем границы города; в ряде новых микрорайонов сети нет, а там, где она построена, вода в ливневку вообще не попадает. Отдельного ведомства по её содержанию нет, до сих пор обслуживанием водостоков занимаются частные предприятия по заказу администрации. Но, как известно, такие предприятия будут работать только при наличии финансовых средств. В целом состоянием сети они не озабочены.
С 2011 года ливневка стала зоной ответственности департамента жилищного хозяйства мэрии. За год на содержание сети бюджет выделил 11,9 млн рублей. Деньги кончились уже весной – на таянии и откачке воды. Чтобы город не захлебнулся, мэрии нужно для начала найти специализированную организацию, а главное, средства на финансирование её услуг.
Челябинск
Прошлым летом Челябинск чуть не смыло водой после летнего ливня, когда на магистралях образовались лужи метровой глубины. Ливневка принадлежит городской администрации, и на 160 км сетей, 40-50 процентов из которых требуют прочистки, Челябинск выделил 400 млн рублей.
Киров
Кировские власти в 2008 году решили, что вкладывать нужно не только в ремонт и прочистку ливневой канализации, но и в установки, препятствующие засорению, – грязеуловители, утепление колодцев для предотвращения промерзания ливневки. По утверждению специалистов, вложившись однажды, Киров действительно снизил затраты на содержание сети.
Волгоград
В Волгограде затраты на обслуживание и ремонт ливневой канализации разделили между всеми участниками процесса. Бюджет города несёт затраты на ремонт, предприятия различных форм собственности оплачивают обслуживание. Средний тариф для организаций – 15 – 20 тыс. рублей в месяц (примерно 300 погонных метров трубы, цена за метр – 50 тыс. рублей).
Казань
Власти Казани приняли на баланс городской казны 313 км труб ливневой канализации, более 7,3 тыс. ливнеприёмных и смотровых колодцев, выделили на ремонт 113 млн рублей, закупили сотни люков и решёток дождеприёмников. Раньше они были бесхозными. Теперь обслуживанием занимается комитет по ЖКХ. Все эти меры стали ответом на потоп, случившийся минувшим летом на улицах города. Но эти средства, по мнению казанских чиновников, лишь капля в море: на ремонт ливневок нужна сумма, сопоставимая с годовым бюджетом города.