Мышиный писк

Считается, что в Интернете нет границ. В действительности же они есть — как и в любом развитом обществе. Соответственно, и в интернет-бизнесе есть столицы и есть провинции. Ижевск в этом деле безусловная провинция, хотя, как говорят эксперты, и у нас зарабатывать в Сети можно — при условии инвестиций. Для того чтобы создать и раскрутить малый интернет-бизнес, понадобится 20-30 тысяч у.е. А кроме этого — хорошая идея и много труда.

Действительно, бизнес в Интернете с первоначальными инвестициями в 200-300 у.е., на которые делается простенький сайт, регистрируется доменное имя и покупается хостинг на стороннем сервере, уже давно канул в прошлое.

Здесь так же, как и в реальной жизни. На заре развитого капитализма можно было открыть ларек со спиртным, сигаретами и шоколадками и чувствовать себя богатым человеком. Сегодня покупатели уходят в супермаркеты, и доход одного киоска может сравниться разве что со среднестатистической зарплатой.

Аналогичным образом обстоит дело и с интернет-бизнесом: инвестиции в развитие серьезных проектов в Сети измеряются миллионными суммами в валюте, реклама и раскрутка сайта тоже стоит уже достаточно дорого. Поэтому говорить о том, что в Сети можно хорошо заработать, почти ничего не вкладывая, всерьез не приходится.

Впрочем, истории такие примеры известны. Они единичные, но очень показательные. И все они — о том, что все гениальное просто. Так, гениальная идея британского студента-первокурсника, автора сайта MillionDollarHomepage.com Алекса Тью (Alex Tew) принесла ему миллион долларов.

Первая страница сайта, созданного самим Алексом, представляет собой большой квадрат 1000×1000, разлинованый на клетки, каждая размером 10×10 пикселов. Фактически это один большой рекламный баннер, на котором продается рекламное место по цене $1 за 1 пиксел. Каждая клетка ссылается на рекламодателя, так что многие посетители сайта часами сидят перед загадочным баннером, щелкая на квадратики и пытаясь понять, кто оплатил эту рекламу.

Покупатели пикселов вполне довольны своими покупками. В «пиковые» дни после запуска информационной волны посещаемость сайта достигала нескольких сотен тысяч уникальных посетителей. Каждый рекламодатель получал несколько сотен посетителей в сутки, а такие крупные, как Engineseeker.com (6400 пикселов), получали до 60000 посетителей в сутки, так что реклама вполне окупилась.

Кстати, у клонов, созданных затем по всему миру, в том числе и в России, дела шли гораздо хуже, и это показывает, насколько важна оригинальность идеи.

Но таких историй — одна на миллион. Бизнес в Сети сопряжен со значительными затратами, сильной конкуренцией, необходимостью грамотного продвижения своих услуг и товаров и т.д. То есть все то же, что и в офф-лайн-бизнесе, хотя капитализация удачных идей, как показывает практика, в Сети происходит намного быстрее.

Достаточно взглянуть на такие примеры, как www.youtube.com или www.ebay.com, проданные авторами за суммы, в тысячи раз превышающие первоначальные инвестиции. Оба этих сайта дали посетителям Сети то, чего им не хватало, и таким образом привлекли максимальное количество посетителей.

К этому, собственно, и сводится маркетинговая задача любого сетевого бизнеса — четко определить свою аудиторию и заинтересовать ее. Что бы вы ни делали — продавали товары и услуги, развлекали, информировали или знакомили людей.

Аудитория — это вообще ключевое слово для любых интернет-проектов. Аудитория — это и есть те деньги, которые зарабатываются в Сети. Когда говорят, что такой-то портал продан такой-то компании, то речь идет в первую очередь о продаже аудитории.

По этой же причине большинство успешных и прибыльных интернет-бизнесов в Рунете имеют московскую прописку. Несмотря на бурное развитие Интернета в нашей стране, львиная доля пользователей живет в российской столице. Там же находятся инвесторы, не боящиеся вкладывать в интернет-бизнес, и рекламодатели, благодаря которым большинство сетевых проектов и зарабатывает свои кровные. По данным крупнейшей системы размещения контекстной рекламы «Яндекс», московские рекламодатели и расположенные в столице головные офисы общефедеральных бизнесов обеспечивают более 70% рекламного оборота на рынке контекст-рекламы.

Реклама в настоящее время является одним из основных и простых способов заработка в Интернете. Если вы продаете товар, то вам необходимо его доставить потребителю, что в некоторых случаях накладывает совершенно четкие географические ограничения (например, если вы продаете продукты), а в других — усложняет бизнес за счет появления такого звена, как доставка в другой регион, и, кроме того, требует времени. Посетители же в Сети, как правило, хотят получить то, что ищут, «прямо сейчас и не сходя с места». В противном случае, им проще сходить в обычный магазин.

Что касается рекламы, то, имея определенную аудиторию, нет ничего проще, чем показывать ей рекламу — с помощью баннеров или в контексте. И рекламодатель легко может убедиться в том, что эта аудитория у сайта действительно существует: в Сети имеются независимые счетчики, которые не только подсчитывают аудиторию, но анализируют ее по множеству параметров. Ну а если говорить о контекстной рекламе, то там рекламодатель и вовсе платит за переходы на свой сайт.

Запустить и ракрутить интернет-проект в Ижевске, чтобы зарабатывать на нем с помощью рекламы, можно. То есть формально этому ничто не мешает. Но для этого нужны две составляющие: идея и деньги.

Идея должна быть такой, чтобы ваш сайт привлекал посетителей не только из Ижевска и Удмуртии, но и из других городов России. А в идеале — если вы делаете сайт и, например, в англоязычной версии, то и со всего мира.

Дело в том, что количество пользователей Интернета в Удмуртии пока еще очень невелико: по данным «Яндекса», всего около 12% взрослого населения (то есть порядка 100-150 тысяч человек). Впрочем, если заполучить даже 1% от этой аудитории, то уже можно рассчитывать на привлечение рекламодателей.

Так что, учитывая, что конкурировать на всем пространстве Рунета куда сложнее, чем только в удмуртской его части, можно подумать о том, чтобы сделать проект, рассчитанный только на региональную аудиторию.

В этом случае затраты на раскрутку сайта значительно сократятся, но зато появится проблема поиска рекламодателей среди местных компаний. Как показывает практика, местные предприятия пока не верят в рекламу в Сети, предпочитая традиционные СМИ и наружную рекламу.

Вероятно, это происходит оттого, что они пока не готовы продавать свои товары и услуги через сайт или их сайты не готовы к тому, чтобы наилучшим образом представить товар (услугу) и побудить посетителя к покупке.

С идеей будет проще — у нас фактически нет хороших сайтов, посвященных, например, таким популярным темам, как автомобили и недвижимость, нет информационных порталов, собирающих и анализирующих цены в магазинах, и т.д.

Все это можно делать, хотя над тем, чтобы наполнить их действительно интересным и актуальным содержимым с региональным контекстом, придется изрядно потрудиться.

Что касается денег, то, по оценке экспертов, сделать и раскрутить сайт стоит около 20 тысяч условных единиц. Из них собственно работа по созданию сайта обойдется в 2-3 тысячи, а все остальное уйдет на раскрутку, наполнение и поддержание.

Антон Кисляков, дизайн-студия «Ярко!»

Возможен ли малый бизнес в Интернете (вложения от 10 до 30 тыс. долларов)?

– Да, возможен. Более того, именно столько и нужно для создания и развития успешного интернет-проекта, который уже через год будет приносить прибыль.

Будут ли рентабельны региональные сайты? Какие?

– Составляющие рентабельного сайта: посещаемость от 300 уникальных посетителей в день; возможность через сайт воздействовать на его аудиторию.

Почему в нашем регионе нет достойных проектов? Почему интернет-мания проходит мимо?

– В первую очередь, потому, что нет инвесторов, готовых поверить в успешность интернет-проекта и отдать 20 тысяч у.е. Также хочу отметить, что в Удмуртии реализуются новые проекты, но они нацелены не на регион, а на Россию в целом.

Егор Данилов, директор проекта www.myvi.ru, Центр Высоких Технологий

1. Возможен ли малый бизнес в Интернете (вложения от 10 до 30 тыс. долларов)?

– Да, конечно. Как и в любом оффлайновом бизнесе, сумма необходимых инвестиций всегда зависит от типа проекта. Одному хватит, условно говоря, и $100, а другому и нескольких миллионов не хватит. В он-лайне гораздо сильнее ощущается зависимость успеха проекта от первоначальной идеи. Это очень сильно влияет, будет ли проект успешен и окупится ли вообще. Но в основном бизнес в Сети подтверждает законы, действующие в офф-лайне.

2. Будут ли рентабельны региональные сайты? Какие?

– Пожалуй, практически любой сайт может быть рентабелен. Все зависит от того, насколько хорошо его создатели представляют себе, как можно его монетизировать или найти инвестора под проект. Очень большая доля проектов сейчас делается именно под продажу, когда у создателей появляется идея, они реализуют первоначальный функционал, привлекают аудиторию, а потом продают.

3. Почему в нашем регионе нет достойных проектов? Почему интернет-мания проходит мимо?

– В первую очередь, это обусловлено тем, что Интернет в Удмуртии еще до сих пор дорогой и медленный. Если в Москве выход в Сеть есть примерно у половины жителей (около 5 миллионов человек), то у нас эта цифра находится в районе 20-30%. Поэтому делать проект на Удмуртию зачастую просто неинтересно, он никогда не будет иметь посещаемость в десятки тысяч человек в сутки. Соответственно, он никогда не даст большого дохода. Есть, конечно, и успешные проекты, но их просто единицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.