Политический год

После довольно продолжительного затишья в политике вновь наступает период бурных действий. Вне всякого сомнения, следующий год станет для России и Удмуртии годом большой политики. Во-первых, осенью 2007 должны состояться выборы в Госдуму РФ и Госсовет Удмуртии, во-вторых, эти выборы пройдут в преддверии самых больших выборов — Президента России (весна 2008). Ну и где-то между этими двумя событиями, возможно, произойдет третье, важное конкретно для Удмуртии политическое событие — Президент Удмуртии предпримет попытку пройти процедуру переназначения на пост главы республики.

Большая гонка

Главная политическая игра — борьба за пост Президента России, которая финиширует весной 2008 года, уже вовсю идет. И началась она буквально сразу после избрания президентом Владимира Путина на второй срок. Конечно, сверхлояльные политики время от времени публично ратуют за то, чтобы действующий президент остался поруководить страной еще и на третий срок. Но всякий разумный человек понимает, что право называться демократической страной для национальной экономики стоит очень дорого. Жертвовать годами, потраченными на то, чтобы это право завоевать, и годами, потраченными на проведение экономических реформ, чтобы все это в один момент обесценить, никто не собирается.

С другой стороны, демократия у нас специальная — управляемая. В связи с установленными в ней правилами победителем в президентской гонке станет не тот, кто станет всенародным любимцем. Это совсем необязательно — он им все равно станет после того, как примет присягу на Конституции РФ. Прежде всего, за него должен проголосовать один единственный избиратель — Владимир Владимирович Путин. Кого он назовет своим преемником, тот и получит максимальные шансы победить на выборах.

Логика наблюдателей, называющих те или иные фамилии потенциальных преемников, проста — это люди, которые руководят крупномасштабными кремлевскими проектами. Чаще всего, называют вице-премьеров правительства РФ Дмитрия Медведева и Сергея Иванова. Но пока, по данным исследования Левада-центра, степень недоверия россиян к этим двум потенциальным преемникам Путина гораздо выше, чем уровень поддержки. 44 процента опрошенных не хотят видеть на посту президента России ни того, ни другого.

Воспользуются ли они предоставленной возможностью сколотить собственный политический капитал, станет ясно в течение ближайшего года. Владимир Путин просто не имеет права откладывать свой выбор дальше января 2008 — с момента юридического начала предвыборной кампании закон запрещает официальным лицам высказываться в поддержку кого-либо из кандидатов.

Партийный забег

Намеченные на декабрь 2007 года выборы в Государственную Думу станут генеральной репетицией перед президентскими выборами. Они помогут «прощупать» электорат — насколько он реагирует на те или иные оппозиционные идеологии, насколько эффективны административные рычаги и тому подобное…

Проверка будет тем более эффективной, что теперь вся Госдума станет избираться по партийным спискам. То есть выборы целиком превратятся в борьбу партийных структур, идеологий и материальных ресурсов, конечно.

Очевидно, что единственной партией, претендующей на то, чтобы собрать абсолютное большинство голосов избирателей, остается «Единая Россия». За время, прошедшее с предыдущей избирательной кампании, единороссы стали вполне самостоятельной политической силой, чтобы оставаться всего лишь кремлевским протеже.

Партия так или иначе причастна ко всем последним достижениям в социально-экономическом развитии страны, а на нынешние выборы «Единая Россия» пойдет с недавно разработанной собственной программой. Все это, скорее всего, позволит ей сохранить высокий рейтинг и без нежной опеки со стороны президентской администрации.

А вот партиям, традиционно собирающим голоса оппозиционно настроенного электората крайне правого и левого толка, придется туго. После повышения проходного барьера до 7% тем же ЛДПР и КПРФ придется думать уже не столько о том, как отобрать кусок электората у «Единой России», сколько о том, чтобы собрать на выборы максимальное количество своего традиционного электората.

К тому же на беду коммунистов и либерал-демократов Кремль решил окончательно переделить электоральное поле, инициировав создание партии, которая претендует одновременно на голоса центристов, а также левого и правого электората.

Несколько попыток создания «конструктивной оппозиции» к предстоящим выборам закончились объединением в партию «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым.

От левых сил в СР вошла «Партия пенсионеров», успевшая изрядно насолить коммунистам на местных выборах в ряде регионов. От крайне правых — «Родина», которая на прошлых думских выборах одинаково успешно отбирала голоса и у КПРФ, и у ЛДПР. А вот центр представлен «Партией жизни» с невнятной идеологией и расплывчатой целевой аудиторией, которая ни на одних выборах не показала хоть сколь-нибудь впечатляющих результатов.

Единственным, хотя и спорным, достоинством ПЖ является наличие лидера из числа высших государственных чиновников. Фигура председателя Совета Федерации Сергея Миронова вполне подходит, чтобы в кратчайшие сроки создать партийные ячейки во всех регионах России. Сенаторы, представляющие интересы регионов, легким движением политической воли превращаются в эмиссаров новой партии. Не все, конечно, но почему-то кажется, что желающих поучаствовать в строительстве новой партии будет более чем достаточно.

С какой Россией объединиться?

Для удмуртской элиты появление новой партии, близкой к центру политического спектра, может оказаться как нельзя более своевременным. В Удмуртии одновременно с выборами в Госдуму пройдут и выборы в Государственный Совет. Республиканский парламент впервые будет избираться по смешанной, мажоритарно-пропорциональной схеме, и депутаты начали готовиться к непростым выборам. Число одномандатных округов сократится вдвое, то есть половина парламентариев «родных округов», а другая половина получит округа почти вдвое большие. При этом мандат сохранить хотят почти все.

Именно поэтому далеко не все партийные депутаты обменяют возможность избираться в одномандатном округе на место в списках. Точно предсказать, какой процент наберет та или иная партия, и соответственно сколько мандатов она получит, сложно. Можно только предположить, что кандидат с порядковым номером в списке больше 25 легко может остаться без удостоверения депутата нового созыва.

Например, если «Единая Россия» повторит успех четырехлетней давности и наберет более 40% голосов, то ей достанется лишь 20 мест в парламенте. С учетом того, что в списке будут и фигуры, лишь номинально претендующие на депутатский мандат, при таком результате твердо рассчитывать на попадание в число депутатов смогут только первые 25 из списка.

В настоящее время в составе фракции «Единая Россия» Госсовета УР состоит больше 50 депутатов. Чтобы партия могла сохранить такое уверенное лидерство, примерно половине из них логично будет избираться по мажоритарной схеме. То есть единороссы освободят не так уж много одномандатных округов.

На представителей других партий в этом плане и вовсе рассчитывать не приходится — среди действующих депутатов их почти нет. Поэтому многим из депутатов, до сих пор не имевших партийной принадлежности, не удастся договориться ни с кем из соседей по округу об уступке территории. По предварительным, пусть довольно грубым подсчетам, можно предположить, что человек 20-25 после предварительных переговоров могут остаться не у дел.

Их почти единственный шанс — избираться по спискам других партий. Появившаяся так вовремя «Справедливая Россия» — один из таких шансов. Новой партии нужны узнаваемые люди. Самые узнаваемые, конечно, возглавляют список «Единой России», но на первое время подойдут и те, кто, во-первых, имеет опыт участия в выборах, а, во-вторых, обладает собственными ресурсами. К тому же партии, претендующей на роль конструктивной оппозиции, как раз впору собирать под свои знамена тех, кто выпал из обоймы действующей власти: вступил в партию, которую называют второй ногой Кремля — и вроде как вовсе не выпадал ниоткуда. Такой поступок никак не надо будет обосновывать, в отличие от вступления, например, в КПРФ или ЛДПР.

В общем, «Справедливая Россия» в Удмуртии вполне может если не стать весомой политической силой, то хотя бы сыграть ту роль, которую отвели ей кремлевские идеологи: отнять голоса у коммунистов, которые, как и ЛДПР, надеялись, что смешанная схема выборов, да еще на фоне думской кампании, позволит им в новом созыве Госсовета создать, наконец, собственную фракцию. Хотя, судя по результатам прошлых думских выборов, у тех и у других шансов на это немного. Но, по меньшей мере, на 5-6 мандатов в местном парламенте каждая из партий могла бы претендовать.

Скажите мне как президент президенту

По правилам управляемой демократии за голос Президента РФ должны бороться не только кандидаты в преемники, но и губернаторы. Для них общенародные выборы уже давно остались в прошлом.

И если в регионе успешно разыгрываются написанные в Москве сценарии — это всякий раз дополнительное очко в копилку губернатора. Такие очки скрупулезно считают в тех регионах, которыми все еще руководят всенародно избранные губернаторы. Не секрет, что большинство из них обдумывает перспективу досрочного переназначения.

В Удмуртской Республике о возможном досрочном переназначении президента тоже много и многие говорят, но все больше в кулуарах. По официальным каналам пока не было и намека на намерение Александра Волкова в ближайшее время присягнуть на верность Кремлю. Очевидно, однозначное решение по этому вопросу еще не принято. Возможно, именно успешные предвыборные кампании в Госдуму и Госсовет УР станут катализатором этого процесса. Еще больше накаляет интерес к этой теме приближение выборов Президента России. Не исключено, что до выборов Владимир Путин постарается завершить перетасовку региональных кадров. В этом случае в наступающем 2007 году республику ожидает событие, способное на много лет вперед стабилизировать или раскачать и политические, и экономико-социальные процессы.

Интересно: мнение Алексея Гарипова, Алексея Красильникова, Анатолия Макарова, Виктора Шудегова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.