Mini-MBA: бизнес-образование для практиков

Деловая Россия устремилась в погоню за знаниями. Если спросить руководителя любого предприятия, от металлургического завода до ресторана, с какими проблемами в бизнесе он сталкивается, то почти каждый укажет на нехватку кадров. И даже многие топ-менеджеры все чаще начинают осознавать, что порой им попросту не хватает знаний. Причем знаний не столько фундаментальных, сколько практических. И чтобы поспеть за динамично развивающимся бизнесом и выиграть конкурентный марафон, приходится заботиться о повышении квалификации персонала. Так рождается спрос на бизнес-образование.

Журнал Знание — сегодня не только сила, но и деньги. Российский рынок бизнес-образования, переживающий свою юность, пока не может похвастаться значительной емкостью. Его объем в 2005 году составил, по разным оценкам, от 170-$200 млн (агентство ABARUS Market Research) до $300-400 млн. (агентство «Качалов и Коллеги»). При этом большая часть этих средств — от 50% до 70% — принадлежит московскому рынку бизнес-образования. Но что у нашего рынка не отнимешь, так это неплохой ежегодный рост, который составляет от 30 до 70%. Аналитики прогнозируют, что к 2016 году российский рынок достигнет отметки в $1,5 млрд.

Хотя по сравнению с богатым Западом мы все еще выглядим бедными родственниками. Уровень потребления бизнес-образования в России составляет около двух долларов на человека в год. В европейских странах он в 40-45 раз выше — порядка $80-90 на человека. А у мировых экономических лидеров — все $200!

Емкость рынка бизнес-образования Большого Урала, куда, помимо Ижевска, включают Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Уфу, Пермь, Оренбург и Курган, по оценке экспертов АЦ «Эксперт-Регион», составляет около 1,5 млрд рублей. Чуть большую цифру получили в компании «Апрайт», также ведущей мониторинг рынка бизнес-образования Урала — более чем 1,7 млрд. рублей. И, как отмечают аналитики, уральский рынок растет темпами, сопоставимыми с общероссийскими.

«Сегодня спрос на корпоративные программы обучения в Ижевске стабильно высок, — говорит исполнительный директор Школы менеджеров „Рост“, официального представительства mini-MBA в Удмуртии Елена Стрелкова. — В чем причина их популярности? Здесь можно выделить несколько факторов. Во-первых, знания переживают своеобразную интеллектуальную инфляцию, их объем удваивается каждые пять лет. Во-вторых, это не просто модно, а выгодно и практично. С одной стороны, люди приходят в бизнес-школу, стремясь к профессиональному и карьерному росту. С другой — компании платят деньги за обучение сотрудников, чтобы выжить на рынке, стать более эффективными. В-третьих, в нашем регионе начинает формироваться деловая культура».

Если посмотреть на статистику, то в целом по России корпоративный сегмент бизнес-образования к сентябрю 2006 года вырос на 40-50%. И такая высокая динамика сохранится еще минимум три-четыре года. Кстати, бизнес-образование не только активно набирает обороты, но и растет качественно — интегрируется в консалтинг и переходит в кратко- и среднесрочный формат. Даже существует мнение, что рынок бизнес-образования в России находится на точке перелома. Появляются новые требования, форматы и цены. Например, по оценкам все того же агентства ABARUS Market Research, рост краткосрочного бизнес-образования составляет от 15 до 55% в год.

К новым продуктам в этой области относится образовательная программа Mini-MBA, появившаяся в Ижевске летом этого года. Это произошло благодаря сотрудничеству создателя нового формата — одного из ведущих центров российского делового образования Русской Школы Управления и ижевской Школы менеджеров «Рост».

Новый формат — новые знания программа mini mba

Mini-MBA — это сконцентрированная «большая» MBA. И если совсем недавно немногие россияне могли расшифровать аббревиатуру MBA (Master of Business Administration — «Мастер делового администрирования»), то сегодня же наличие сертификата MBA является едва ли не обязательным условием принадлежности к высшему менеджерскому сословию. Уже поэтому новый формат обучения бизнес-администрированию был принят потенциальной аудиторией на «ура». В настоящее время Mini-MBA триумфально шествует по всей России — от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока.

«Программа Mini-MBA отличается примерно в 4 раза более короткой продолжительностью, — рассказывает Елена Стрелкова, — она более насыщена и поэтому рассчитана на опытных менеджеров и имеет сугубо практическую направленность. Это самостоятельный формат, совмещающий достоинства классической MBA и тренинга. Интересно, что он особенно востребован в тех странах, где наблюдается всплеск экономической активности».

Кстати, по подобным краткосрочным программам в стране ежегодно учатся около 350 тысяч менеджеров. А рынок краткосрочного
бизнес-образования растет от 15 до 55% в год. Согласно исследованию «Эксперт-Урала», большая часть предложения уральского рынка бизнес-образования сосредоточена в сфере краткосрочных программ — 73%, доля среднесрочных составляет 19%, долгосрочных программ — 8%.

Никому не надо объяснять, что должность топ-менеджера всегда предполагает постоянное напряжение и очень интенсивные интеллектуальные нагрузки. Это вполне закономерно: иногда стоит всего на несколько дней отпустить или ослабить бразды правления, как возникают негативные последствия. Исследования ученых показали, что среднестатистический топ-менеджер работает в сутки в среднем от 9 до 10,5 часа и даже попадаются такие, кто работает по 14 часов.

«У многих руководителей в условиях нашей динамичной жизни просто нет тех полутора-двух лет своей жизни, которые они могут отдать „большой“ MBA, — говорит Елена Стрелкова. — Им нужна такая программа, которая бы интенсивно, концентрированно и системно давала ядро управленческих знаний. Ею, безусловно, является Mini-MBA. Захотят ли менеджеры пожертвовать своими выходными днями ради полезных знаний?»

Всего полгода учебы и 208 академических часов учебной нагрузки в свободное от работы время (выходные, праздники). Вот что противопоставляет Mini-MBA своему большому собрату продолжительностью в 2 года. Один раз в месяц по четыре дня подряд слушатели собираются для прохождения интенсивного курса в 32 часа. Эта схема была выбрана сознательно. Она сводит к минимуму возможные последствия болезненного «отлучения» директоров предприятий и собственников бизнеса от их пов-седневных дел.

Чтобы создать своего рода «концентрат» управленческих знаний, из классической программы подготовки менеджеров были убраны такие дисциплины, как статистика, информатика, английский язык, деловой этикет. Осталась адаптированная классика от MBA, но в удобном формате.

Мини по максимуму

Структура программы включает в себя семь модулей. Участникам предлагается освоить навыки личной эффективности, познать особенности управления маркетингом, разобраться в финансовых вопросах, бизнес-процессах и попытаться проникнуть в такую новую отрасль бизнеса, как управление проектами. В конечном счете выпускники программы овладеют новыми навыками построения организации, системного анализа, публичных выступлений, деловых переговоров и многими другими.

«Все модули Mini-MBA между собой взаимосвязаны и отличаются от предметного принципа многих российских программ. Последние по своему наполнению часто напоминают лоскутное одеяло, — утверждает Елена Стрелкова. — У специалистов и тренеров нашей школы менеджеров есть убеждение, что обладающим определенным опытом людям важно представить целостную эффективную систему менеджмента, а не набор разрозненных курсов».

Презентация программы Mini-MBA, прошедшая в Ижевске в августе этого года, вызвала большой интерес. Уже 28 сентября первая группа приступила к занятиям первого модуля программы «Управление собой и своими возможностями». Топ-менеджеры таких компаний, как «Металлкомплект», «Автопилот», «Фармаимпекс» и др., с помощью тренеров-консультантов не только получают новые знания, но и диагностируют «здоровье» родной компании, определяют возможности развития предприятия и совершенствуют структуру управления. Ведь зрелые менеджеры приходят на занятия со своими конкретными ситуациями и опытом. Им требуется не столько умение решать проблемы, сколько возможность нащупать новые пути и способы осуществления своих идей.

«Дело не в том, чтобы просто получать новую информацию. Эффективность обучения зависит от того, насколько успешно менеджер сможет применить новые знания вне классной аудитории, то есть на рабочем месте, — говорит исполнительный директор Школы менеджеров „Рост“ Елена Стрелкова. — Финалом для слушателей программы Mini-MBA станет защита реального, „живого“ проекта, поскольку во время обучения у всех появляется много идей. Еще один плюс программы, о котором говорят сами менеджеры, это работа с „одноклассниками“ в одной команде. Разве в своей компании можно собрать вместе всех лучших управленцев Ижевска?!»

А коучи кто?

Среди основных проблем любых бизнес-программ и сами организаторы, и бизнесмены называют недостаток преподавателей-практиков. Для качественного обучения не подходят ни маститые вузовские профессора, ни подучившиеся консультанты. Нужны менеджеры крупных компаний, которые наряду с хорошим образованием имеют обширный практический опыт. То есть получаются две встречные тенденции. Те, кто является практиком в бизнесе, еще не готовы преподавать. Те, кто отлично знает теорию, не знает практики.

Профессура, хотя и образована в своей области, но она — простой носитель знания. А тут нужен не только носитель знания, а преподаватель, который разовьет соответствующий навык. Когда в аудиторию входит профессор и начинает говорить что-нибудь книжное, люди, пришедшие из практики, теряют интерес к предмету и к преподавателю. С другой стороны, когда за преподавание берется практик, он, может быть, и рассмотрит одну интересную «практическую ситуацию», выскажет несколько свежих идей и даже сорвет аплодисменты. Все дело в том, что зрелые менеджеры часто используют в работе интуитивные подходы и довольно скептически относятся к рационально-логической манере преподавания. Таких слушателей может заворожить лишь замечательный преподаватель с немалым опытом, но добиться этого он сможет, только выйдя за рамки логики и добавив в лекции эмоциональный аспект.

Как раз такие практикующие тренеры-консультанты высокого класса и ведут модули Mini-MBA.

«Многие говорят о том, что самый лучший бизнес-тренер — это успешный предприниматель, — рассказывает Елена Стрелкова, — но дело в том, что успешный предприниматель дает примеры лишь в рамках своей отрасли. Самый успешный преподаватель — это человек, который поработал консультантом, видел много отраслей, вывел некие общие закономерности, а потом перевел их в модели и схемы, в технологии. Наши преподаватели входят в первую десятку бизнес-тренеров России. Например, Михаил Колонтай имеет в своем практическом багаже не только многочисленные стажировки в университетах Англии, США, Италии и Германии, но и собственные проекты управления такими крупными предприятиями, как оренбургский завод „Радиатор“, минский и волгоградский тракторные заводы, „Филипп Моррис“, „Кока-Кола“ и др.»

Так что сегодня проблемы в преподавателях-звездах у Школы менеджеров «Рост» нет. Ядро программы Mini-MBA ведут консультанты-единомышленники, которые знают реальность, владеют теорией, держат аудиторию и способны работать с директорами любого уровня. Это большая редкость в российском бизнес-образовании.

Итак, сегодня, когда технологии бизнеса унифицируются и становятся более доступными, решающим фактором успеха выступает человеческий капитал. Он приумножается знаниями, умениями, творческим мышлением. Развитие бизнеса происходит посредством развития личности. Это начинают понимать все работодатели. Если вы являетесь одним из тех, кто стремится идти в ногу со временем, Школа менеджеров «Рост» с единственной в Удмуртии программой Mini-MBA может стать необходимым компасом в стремительно меняющемся мире современного бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.