Факторинг в вопросах и ответах
Что такое факторинг и зачем он нужен предпринимателю? Каких-нибудь пару-тройку лет назад ответы на эти вопросы могли дать лишь немногие «посвященные». Сегодня ситуация в целом меняется в лучшую сторону — объемы рынка факторинга в РФ ежегодно удваиваются, специалисты прогнозируют рост доли региональных рынков. Однако если для московских предпринимателей факторинг уже стал привычным делом, то в регионах, куда факторинг пришел сравнительно недавно, у представителей бизнеса еще возникает масса вопросов относительно этого достаточного нового для России вида услуг. На некоторые из этих вопросов мы и попробуем сегодня ответить.
— В чем заключается механизм факторинговой сделки?
— Механизм несложен: к примеру, ваша фирма отгружает товар покупателю, передает счет-фактуру и накладную факторинговой компании (или банку, предоставляющему аналогичные услуги) и получает от нее до 90% от стоимости отгруженного товара. После реализации товара ваш покупатель перечисляет всю сумму компании-фактору, которая выплачивает вам остаток стоимости товара за вычетом своего комиссионного сбора. Таким образом, покупатель получает товар с отсрочкой платежа, а вы, т.е. поставщик, без промедления получаете свои деньги, которые можете снова пустить в оборот. Этот механизм очень удобен в реалиях сегодняшнего рынка, когда покупка товара далеко не всегда происходит на условиях предоплаты.
— Какие виды факторинга существуют сегодня и в чем их различия?
— В рамках факторинга существует несколько видов операций — факторинг с регрессом и факторинг без регресса. Поговорим о каждом из них.
Факторинг с регрессом — простейший продукт сопровождения торговых операций. Например, вы хотите отправить партию валенок за Полярный круг, при этом у вас есть уверенность в том, что ваши северные партнеры обязательно оплатят поставку на условиях отсрочки платежа. Но, увы, вам критически необходимо получить деньги сразу после отгрузки товара. А ваш покупатель на Севере не готов оплатить сегодня. Тогда вы обращаетесь в факторинговую компанию, которая готова профинансировать ваши поставки в адрес покупателя. Таким образом, вы реализуете продукцию, ликвидируете кассовый разрыв и сохраняете потребителя вашей продукции за Полярным кругом. Однако стоит принять во внимание тот факт, что по истечении срока отсрочки, если дебитор не вернет деньги, вам придется вернуть деньги факторинговой компании и разбираться с северными товарищами самостоятельно. Но раз вы воспользовались факторингом с регрессом, ваши партнеры — проверенные временем и дружбой.
При безрегрессном факторинге совсем другая ситуация. Вы производите те же самые валенки, партию которых хотят приобрести покупатели в средней полосе России, где валенки в принципе не очень-то и нужны, и вы совершенно не уверены в том, что ваши покупатели оплатят вам поставку. Вы обращаетесь в факторинговую компанию, которая проверяет ваших потенциальных покупателей, устанавливает на них лимит отгрузки, в рамках которого вы поставляете им валенки. Получив от факторинговой компании поручительство за покупателей, вы смело отправляете партию валенок. В случае если товарищи из средней полосы России по каким-то причинам не производят оплату по истечении срока отсрочки, фактор самостоятельно разбирается с неплательщиками, а деньги, полученные от фактора, в любом случае остаются у вас.
— На что обращать внимание при выборе факторинговой компании?
— Внимание следует обращать на опыт работы в данном направлении и действительно ли она управляет дебиторской задолженностью (УДЗ). Последнее подтверждается объемом безрегрессного факторинга в структуре портфеля — чем больше безрегресса, тем лучше фактором проводится УДЗ. Также можно поинтересоваться количеством предлагаемых услуг: работает ли фактор в регионах, обслуживает ли экспортные поставки, имеются ли специальные IT-решения, облегчающие работу по факторингу. Даже если сейчас вам эти услуги не нужны, то положительный ответ будет свидетельствовать о зрелости компании.
В случае если вы обращаетесь в факторинговое подразделение банка, не лишним будет уточнить, каковы полномочия данного подразделения — т.е. могут ли они принимать решения самостоятельно, или им надо согласовывать действия с руководством банка.
— На что следует обращать особое внимание, заключая договор с компанией-фактором?
— Важнейшие условия любого факторингового договора — льготный период и плата за предоставленную услугу.
Льготный период — время, предоставляемое покупателю дополнительно для выполнения своих обязательств. То есть если наступил срок выплат, предусмотренный в договоре между покупателем и продавцом, а от последнего денег не поступило, у него есть еще время, в течение которого полностью возвращать долг не нужно. У разных факторинговых компаний льготный период варьируется от 90 до 270 дней.
Стоимость полного коммерческого факторинга складывается из следующих составляющих: фиксированный сбор за обработку документов по поставке, плата за факторинговый сервис, плата за использование денежных средств, которая начисляется на авансовый платеж клиенту и взимается в течение срока использования денег, и стоимость покрытия кредитного риска (фиксированный процент от размера суммы, в рамках которой факторинговая компания поручается по обязательствам дебитора). Разброс итоговой ставки зависит от ряда факторов: увеличение/уменьшение объема продаж клиента дебиторам, задолженность которых уступается факторинговой компании; увеличение/уменьшение числа дебиторов, передаваемых на факторинговое обслуживание; ускорение/замедление средневзвешенной оборачиваемости финансирования за преды-дущий месяц.
Однако, наряду с вышеперечисленными обязательными платежами, не исключены и некоторые другие нюансы, которые не стоит упускать из виду при прочтении договора. К примеру, поставщик может нести ответственность за просрочку дебитором оплаты по поставке, платить комиссионные за пересмотр лимита финансирования и т.д.
— Каковы сейчас основные преимущества факторинга перед банковским кредитом?
— Дело не в преимуществах, а в том, что они удовлетворяют разные потребности. По своей сути, факторинг — это, прежде всего, инструмент, обеспечивающий рост продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей. При факторинге не требуется оформление такого множества документов, как при кредите. Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. Кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки. При этом одно из основных преимуществ факторинга — в том, что он не требует залога, и за счет этого процедура привлечения оборотных средств значительно упрощается. Гибкость и скорость — вот два основных отличия.
— Кому предоставят услуги факторинга и кому в них откажут?
— Прежде всего, клиент должен иметь ликвидную дебиторскую задолженность, а не пытаться передать фактору безнадежные долги. Многие компании-факторы сегодня имеют свои базы данных на потенциальных дебиторов и ведут досье, отслеживая их платежную дисциплину. Иногда от клиента требуется обязательное наличие постоянных покупателей, хотя бы двух-трех. Также факторы редко работают с поставщиками уникальных, малорентабельных и имеющих невысокий спрос товаров.
Банк «Национальная Факторинговая Компания» (Закрытое акционерное общество). Лицензия ЦБ РФ № 3437 от 21.12.2006 г.