Дмитрий Бетских: «Самое важное — идея»
Интернет-торговля в Ижевске становится сферой активной конкурентной борьбы. Количество онлайн-площадок, где можно приобрести совершенно разные товары, с каждым годом растет. Об основных тенденциях на рынке и принципах удачной организации интернет-магазина рассказал директор одного из пионеров удмуртской интернет-торговли — WAHU.RU — Дмитрий Бетских.
— В Ижевске насчитывается уже несколько десятков онлайн-площадок для приобретения самых разных товаров. Что необходимо учитывать в процессе создания успешного интернет-магазина?
— Самое важное — идея. Чем именно вы хотите торговать, какой фишкой вы будете обладать в сравнении с конкурентами? Какая причина заставит прийти потенциального клиента именно к вам и ни к кому другому? Второй важный момент — качество вашей витрины. Для интернет-магазина витрина — это сайт. Сайт должен быть удобен, понятен с первого взгляда случайному посетителю, у которого не должно возникнуть вопросов «как купить?». Особые требования сегодня выдвигаются к контенту. Качество фотографий и текстов должно быть на высоте. Какими товарами торговать? Да любыми, лишь бы вы могли нащупать свою изюминку.
— Ваш интернет-магазин появился в Ижевске одним из первых. Как это было? Сложно было завоевывать в онлайн-торговле доверие жителей столицы Удмуртии?
— Как давно это было! Году в 2009-м мы начали первые продажи. Конечно, люди очень тяжело раскачивались, долго привыкали к этому новому для города способу приобретения товаров. Но, с другой стороны, тогда была очень хорошая динамика продаж, потому что мы были одними из первых. Конкурентов практически не было. Безусловно, и для нас это было ново — набили много шишек. Наверное, можно было избежать каких-то ошибок, работать быстрее. Но у нас тогда не было опыта онлайн-торговли. В числе наших ошибок была разработка собственного движка — лучше использовать готовые решения. Есть особенности продвижения интернет-магазина, подход офлайн-торговли тут не работает. Были ошибки с компоновкой основных элементов сайта, системой управления контентом и так далее.
— Специализация по товарам с тех времен изменилась?
— Первоначально мы торговали компьютерами. В плане такого рода техники в Ижевске тогда была выгодная ситуация — рынок был свободен, приемлемая наценка, высокий спрос. Это сейчас рынок развернулся в сторону мобильных решений. И мировые производители говорят о снижении спроса на компьютеры в привычном для нас понимании, т. е. системный блок, монитор, клавиатура и мышь. Они сейчас востребованы разве что в корпоративном сегменте. Физические лица переориентировались на ноутбуки, планшеты и другую подобную цифровую технику. Поэтому у нас акцент в ассортименте смещается в сторону бытовой техники и аксессуаров.
— Но если говорить о бытовой технике, то, я думаю, многим по-прежнему нужно перед тем, как купить, посмотреть на нее своими глазами, потрогать…
— На самом деле сегодня люди в основном так и делают — идут смотреть технику в обычном магазине, выбирают понравившийся товар, но покупают его в интернете. Такая практика распространена во всем мире. Необходимость посмотреть и потрогать остается в отношении некоторых видов техники — тех же телевизоров, мобильных телефонов. Мясорубку необязательно трогать — достаточно посмотреть фото, узнать ее функционал, то же самое и с другой мелкой бытовой техникой. Разве что холодильник есть желание увидеть воочию, хотя внутреннее устройство тоже можно посмотреть на фото в интернете. В отношении бытовой техники острее стоит проблема с выбором. Покупателю сложно определиться с конкретным товаром, и в этом случае ему требуется помощь консультанта. Таким образом, покупатель как бы переносит ответственность за свой выбор на консультанта. В интернете активно покупают уверенные люди, которые на достаточном уровне разбираются в товарных предложениях. Ну и конечно, тут очень важен вопрос цены. В интернет-магазинах она, как правило, ниже, чем в стационарных.
— В интернете человеку проще выбрать подходящую для себя цену. Получается, конкуренция здесь еще выше, чем в обычных магазинах?
— Конечно, конкуренция здесь очень высокая. Ведь сейчас покупатели уже меньше смотрят на сервис, условия доставки или внешний вид интернет-магазина — всё это у онлайн-площадок примерно на одинаковом уровне. Уже есть к ним доверие со стороны пользователей. Хотя некоторые выбирают интернет-магазин и без учета цен — просто ему знакомый посоветовал, и он уже не сравнивает аналогичные предложения. Действительно, чтобы найти лучшую цену в стационарных магазинах, нужно обойти несколько, записать на бумаге цены на интересующий товар, при этом потратить много времени. В сети все проще — человек пишет нужную модель товара в поисковике на Яндекс.Маркете и ему выдают самую низкую цену, он кликает и покупает.
— А аудитория интернет-магазинов меняется?
— По-прежнему активными пользователями остаются молодые люди, те, кто собственно хорошо себя чувствует в интернете. Растет количество покупателей среднего возраста — 40-45 лет.
— Сейчас и традиционные магазины активно выходят в интернет.
— Да, все крупные сети представлены в онлайн, в том числе и местные. У того же «Центра» есть dtd.ru, Goodmarkt.ru у «Вашего дома». Тем самым они входят в новые ниши, расширяют свою аудиторию, играют с ценами. Хотя и интернет-магазины сейчас могут предложить сервисы, ранее доступные только в офлайн, — кредиты, рассрочки, скидки и так далее.
— С физлицами всё понятно, а что касается корпоративного сегмента? Насколько ему интересны покупки в интернете?
— Компании закупаются в онлайн-магазинах очень охотно. Для них это проще, ведь товар доставят прямо в офис или на склад. Если есть возможность, не вставая с рабочего места, сделать для фирмы все необходимые приобретения, то они ею обязательно воспользуются. С юридическими лицами легче работать и интернет-магазинам, ведь они, как правило, точно знают, что им нужно, лучше осведомлены о требующихся им товарах.
— А что касается других городов Удмуртии и крупных райцентров? Там идет развитие интернет-торговли?
— По нашему опыту мы поняли, что пока эти города к ней не готовы. Мы свернули доставку в Сарапул, Воткинск и Можгу, так как заказов там было мало, и это показалось нам невыгодно. Я думаю, люди там пока не столь просвещены в вопросах покупок через сеть. Да и уровень жизни там несколько иной, чем в Ижевске.
— Удается ли местным интернет-магазинам создавать конкуренцию федеральным?
— Учитывая, что в Ижевск приходит всё больше федеральных компаний, сегмент бытовой техники в дальнейшем будет размываться между ними. Пока же федералы приходят с мобильной электроникой и компьютерами. Местным интернет-магазинам нужно будет искать себя заново, предлагать новые услуги. Надеюсь, у нас хорошо пойдут продукты питания. Может быть, удмуртские компании будут специализироваться на товарах местного производства, ведь у нас выпускают довольно интересные вещи! С федералами нам трудно конкурировать — в первую очередь с их маркетинговыми бюджетами.
— В конце года принято подводить итоги. Что у вас произошло интересного в 2013 году?
— Из наиболее заметных событий для нас я бы выделил запуск интернет-магазина продуктов питания для торговой группы «Ижтрейдинг». Полгода мы потратили на запуск этого проекта на базе нашего движка. Являясь структурным подразделением «Ижтрейдинга», мы больше специализировались на продаже бытовой техники и товаров для дома. Считаю, что проект стартовал довольно успешно. В целом, если говорить об интернет-рынке, на нем становится всё теснее и теснее. Интернет-магазины растут в Ижевске как грибы после дождя. Не скажу, что мы наблюдали рост продаж по сравнению с 2012 годом, ощущалась сильная конкуренция. Не было ни всплесков, ни падений, всё довольно ровно.
— Какие перспективы по рынку вы видите на 2014 год?
— Прогнозировать что-то сложно, и тут всё зависит скорее не от интернет-магазинов, а от ситуации в экономике в целом. Вы видите, как растут цены на продукты питания в последнее время. Если это продолжится, то у нас возможен спад. Если человеку нечего есть, он уже не задумывается о приобретении товаров второстепенной значимости. Но надеюсь, всё будет хорошо.