Архив журнала

Дамы приглашают кавалеров

На ижевском рынке таксомоторных перевозок сегодня ведут бизнес больше двух десятков компаний. По подсчетам специалистов, автопарки этих предприятий насчитывают от пяти машин до двухсот таксомоторов. В этом море предложения наиболее предприимчивые организаторы извозного бизнеса все-таки умудряются генерировать «отличные от других» идеи, находящие спрос у потребителя. Среди таковых — «Леди-такси», оригинальность которых состоит в использовании в качестве водителей представительниц слабого пола. И практика показала, что «женскому такси» клиенты доверяют исполнение достаточно деликатных поручений, чего почти никогда не делают применительно к такси обыкновенному. Например, доставку детей без сопровождения взрослых. Исследовал историю и особенности этого явления обозреватель журнала «Свое дело» Александр Поскребышев.

Таксист неоригинального жанра

Такси в Ижевске исчезло из городской жизни одновременно с уходом советской эпохи. Известно, что в ее последние годы по улицам столицы Удмуртии сновали 350 зеленоглазых таксомоторов, принадлежавших государственному предприятию и откликавшихся на радиопозывные «Лилия» и «Гавань». С особой любовью, тратящие большую часть оплаченного государством времени на «левые» заработки, советские таксисты исполняли роль «тотально занятого» и движущегося по бесконечной дороге «в парк» средства передвижения. Поймать свободную машину вне специальной стоянки было равноценно покупке дефицитного товара, а заставить таксиста изменить маршрут были способны только заранее обещанные сверхчаевые. Но инфляция начала 90-х годов прошлого века вымывала из портмоне всех слоев населения последние деньги. Даже состоятельные горожане широким потоком уходили из клиентов такси в пассажиры городского транспорта. Потеряв клиентуру, государственное такси закономерно и повсеместно в России начало хиреть. И хотя многие водители такси выкупали у предприятия свои «Волги», занявшись частным извозом, вера пассажиров в безопасное средство передвижения была потеряна и начала возрождаться лишь после дефолта. Времена изменились. Изменилось и отношение такси к пассажиру. Кинорежиссер Петр Тодоров-ский рассказывал характерную историю, как он вместе с артистом Зиновием Гердтом однажды пытались поймать такси, но всякий раз терпели неудачу. «Еду в парк!» — отрепетированно отвечали таксисты. Когда времена изменились, ироничный Гердт красиво отомстил таксистам. Как-то прогуливаясь с Тодоровским, Зиновий Ефимович ответил целой шеренге перевозчиков, поминутно предлагавших воспользоваться их услугами: «Иду в парк». На заре возрождения таксомоторного бизнеса далеко не последнюю роль в изменении транспортных приоритетов ижевчан сыграли расхожие типажи таксистов, не пожелавших изменяться в новой стране и в новой экономической формации. Сами таксисты, по старинке продолжавшие носить кожаные кепки-восьмиклинки, охотно поддерживали неоригинальный образ ухаря, у которого водились длинные деньги и всегда можно было купить водку. Кроме того, в неофициальный набор услуг таксиста могло входить амплуа проводника-коробейника на диком базаре дешевого интимного досуга. Все эти особенности сопутствовали специфике профессии, в которой, по мнению психологов, наиболее хорошо приживались и приспосабливались активные мужчины с холерическим темпераментом. При этом, по наблюдениям знатоков, самыми кассовыми и оборотистыми оказывались самые разговорчивые водители, многие из которых поддерживали взгляды Жириновского и параллельно были способны поддержать с пассажиром беседу на любую тему — от футбола до театра. Иногда в этот сугубо мужской водительский отряд советских таксистов внедрялись и редкие женщины, но молва мгновенно и предвзято крестила их в мужеподобные «бой-бабы». Восприятие таксистских персонажей и их ремесла начало существенно меняться в середине 90-х годов, когда за частный извоз взялось большинство водителей в стране. На фоне стабильной девальвации рубля «таксовка» оставалась самым доступным и, на первый взгляд, очень легким видом дополнительного заработка. После службы в режиме «с девяти до шести» традиционные сверхурочные «полтинники» за вечернюю или ночную «таксмиссию» ложились в карман врача, банковского клерка, инженера и даже милиционера. Спустя год после дефолта частников начали вытеснять с транспортного рынка специализированные транспортные компании, располагавшие радиофицированной связью с диспетчером и гаражом от нескольких десятков до двух сотен машин. Надо сказать, что именно с гаражными и техническими проблемами аналитики рынка автоперевозок связывают тенденцию ощутимого сдвига в использовании служебного транспорта. Хозяева многих крупных фирм полагают, что заключение договоров с таксомоторными компаниями оказывается намного выгоднее и дешевле, чем вложение денег на поддержание в рабочем режиме штатного автопарка. В 1999 году пионерами возрождения городского такси в Ижевске стали служба 373 и многочисленные желтого колера таксомоторы, принадлежавшие компании «Слава». Через четыре года в столице Удмуртии работали уже восемь таксомоторных предприятий, а сегодня наши источники, говоря о количестве городских таксоперевозчиков, называют цифру 25. Правда, даже это изобилие предложений не в состоянии удовлетворить периодически возникающий пиковый спрос на услуги такси. По подсчетам наших информаторов, ежедневно у каждого крупного предприятия из-за нехватки машин происходит от пятидесяти до ста отказов по телефонным заявкам. Разумеется, это не означает, что клиентура такси выбирает общественный транспорт. Просто «горящая» заявка выполняется более удачливым в конкретный момент конкурентом. Заметим, что даже в условиях цейтнота специалисты категорически не советуют пользоваться услугами малоизвестных служб такси. Не секрет, что в маленьких фирмах отсутствует технический контроль за состоянием автомобиля и игнорируется медицинское освидетельствование водителя в канун выезда на линию. К тому же нередко доступность и возможность личного распоряжения кассой приводила в таксисты хронических алкоголиков и наркозависимых граждан.

Как дама прыгнула в «шашки»

Открывая дамское направление, менеджеры таксомоторных компаний брали во внимание не только полную возможность «отстроиться» в представлении клиентов от перечисленных социальных болячек. Как рассказал обозревателю SM исполнительный директор службы такси «Пятерочка», также имеющей среди своих подразделений «женское такси», Вадим Боровиков, при составлении бизнес-плана им пришлось учесть многие нюансы: «Наши маркетинговые исследования показали, что „женское такси“ пользуется устойчивым спросом. Примерно 70 процентов заказов на «Леди-такси» исходит от женщин. Дама садится в машину к даме, заранее уверенная в том, что доедет безопасно, качественно и аккуратно, потому что знает, что женщина за рулем всегда внимательна и красный свет для нее всегда будет красным, а пешеходы относятся к отряду неприкасаемых. Между прочим, природная дисциплинированность и чистоплотность женщин родила новый вид услуг: родители все чаще заказывают такое такси для перевозок своих детей. Заботливые мамы доверяют женским экипажам встречать их детей после учебы, развозить по школам искусств и спортивным секциям. Без стеснения заказывают такие машины и родители тинейджеров, посылая такси за подростком, припозднившимся в ночном клубе. Принимая на работу женщин, мы смотрим не только на то, чтобы ее водительский стаж составлял не менее трех лет, но еще проверяем, насколько претендентка коммуникабельна». Специалисты, изучавшие мотивацию женщин к работе за баранкой в машине с шашечками, отмечают две основные причины, толкающие слабый пол к овладению этой, как принято считать, сугубо мужской профессией. Первая — это стабильный и достаточно высокий заработок. Эмансипация и феминизация российского социума трансформировали многих представительниц слабого пола не просто в автовладелиц, а в добытчиц доходов для семьи, где инфантильные мужья самоустранились от формирования семейного бюджета. Другим важным мотивом к приходу барышень в такси стал, как ни парадоксально, недостаток общения. В салоне таксомотора одинокие дамы могут быть дирижерами в беседе с пассажиром, отдаленно походя на Веронику Дударову, управлявшую большим симфоническим оркестром. Заговорив на правах хозяйки первой, женщина легко вызовет клиента если не на откровенность, то на попутный диалог. Удовольствие от вождения машины и общение с людьми накладываются на получение достойного, по среднероссийским меркам, дохода. С учетом обязательных «плановых» выплат своему работодателю и отчислений компании за использование рации за одну смену активный таксист может заработать в пределах 800-1000 руб. При этом любой профи-таксист, как правило, имеет до двух десятков постоянных клиентов и способен работать без простоев, редко выходя на радиосвязь со своим позывным. Понятно, что женщины менее динамичны в своих передвижениях, зачастую хуже ориентируются в городской географии и от этого выполняют гораздо меньше заказов, чем их коллеги-мужчины. Исходя из данного женского водительского свойства, стоимость проезда в «женском такси» немного выше. Так, по словам исполнительного директора «Пятерочки», в их женской службе тарифы примерно на десять — двадцать процентов выше расценок, утвержденных для большинства направлений в работе службы такси «Пятерочка». Парк «женских такси» составляют автомобили «Ока» и вазовские ходовые «девятки» и «десятки». В самом дамском такси Ижевска — «Леди-такси» — в основном преобладают, конечно, женские экипажи, но горожане не должны пугаться, если увидят за рулем молодого человека. В службе есть несколько смешанных дуэтов, и, если при заказе на линии нет свободного женского экипажа, при отдельном желании клиентов к ним посылают машины с водителями-мужчинами. Любопытно, что в Ижевске занимаются частным извозом и несколько «диких» дам. Среди них есть женщины, таксующие даже на новых иномарках. Насколько удалось выяснить, связь с такси для этих барышень является, скорее, не основным источником заработка, а увлечением, которое может потрафить их главному хобби — сидеть за рулем.

Марина ГОРШКОВА, частная таксистка

«Без такси своей жизни уже не представляю»

– Когда лет десять назад меня сократили на заводе, то зарабатывать деньги в семье стало некому. В одиночку я тянула двоих сыновей, а с мужем-пьяницей мы давно развелись. Появились мысли выйти на улицу. Конечно, не в жрицы любви, а в таксистки. Пришлось вспомнить, что когда-то сдавала на водительские права и даже немного ездила по городу на своем старом М-412. С отцом отремонтировали свой «Москвич», и я, пересилив смущение вперемешку с робостью, выехала таксовать. Боялась совершенно напрасно. На дорогах быстро встретила себе подобных, отправившихся таксовать от безысходности своего бедственного положения. Мой страх от неуверенности в завтрашнем дне прошел с получением первого гонорарного «червонца», на который я купила курицу и торт, устроив детям маленький праздник. Сейчас дети выросли, сами стоят на ногах, но я без такси и без выездов в город своей жизни уже не представляю. Продолжаю работать для души и сердца.

Информация

Несмотря на устойчивое общественное мнение о женщине за рулем как о явлении крайне опасном, социологические исследования показывают, что далеко не 100% мужчин считают именно так. Причем в разных странах мнение мужчин может существенно отличаться. Может быть, потому, что и женщины везде разные. Социологическое исследование английских ученых на тему «женщина за рулем» показало, что на вопрос о том, кто представляет на дороге наибольшую опасность, 59% опрошенных никак не связали степень опасности с полом водителя и ответили, что наиболее опасны просто те, кто хуже или рискованнее водит машину. Однако 26% все же убеждены, что хуже это делает женщина, а значит, она и более опасна. Правда, нашлось целых 15% самокритично настроенных мужчин, которые все же уверены, что опасность на дороге чаще исходит от представителей сильного пола. Надо сказать, что по сравнению с аналогичными опросами в других странах английские мужчины еще ответили вполне по-джентльменски. Например, в Испании целых 67% мужчин убеждены, что все беды на дороге именно от женщины. А вот согласно результатам опроса, проведенного канадской компанией Goodyear Safety Survey, большинство водителей считает, что женщины управляют автомобилем намного аккуратнее мужчин. На вопрос, чей стиль езды более безопасный — женщины или мужчины, 50% канадцев ответили, что женщины, 29% — мужчины и 18% — не уверены. При этом 40% мужчин честно признали женщин лучшими водителями, чем они сами, и только 20% женщин отозвались подобным образом на комплимент. Так или иначе, научно доказано, что пространственная ориентация у большинства женщин развита слабо. По исследованиям ученых, только у 10% женщин наблюдается хорошая или отличная способность ориентироваться на местности. Так что не стоит удивляться, когда, указывая рукой налево, ваша спутница утверждает, что надо ехать направо. Конечно, есть способы, позволяющие дамам повысить способность к пространственному мышлению. Например, курс тестостероновой гормонотерапии, но такой вариант не очень хорош тем, что сопровождается повышением агрессивности, облысением и появлением бороды — большинству женщин это не понравится.

Первая в ДТП

В списках первых изобретателей или конструкторов двигателей внутреннего сгорания нет женщин. Однако им принадлежит другое, несколько менее славное первенство. Самое старое из сохранившихся газетных сообщений об автомобильных дорожно-транспортных происшествиях объясняет, почему до нашего времени многие водители опасаются женщин-пешеходов. 17 августа 1896 года достопочтенная миссис Бригитта Дрискольс из Кройдона под Лондоном шла со своей дочерью во дворец «Кристалл» на премьеру. Оживленно беседуя, они переходили кольцевую дорогу и не заметили щит с предупреждающей надписью: «Осторожно, транспортные средства без конской упряжки!» И именно в этот момент на дороге проходили гонки трех автомобилей с бензиновыми двигателями. Миссис Дрискольс только посередине улицы с ужасом поняла, что прямо на нее с головокружительной скоростью мчится экипаж, какого она никогда до этого не видела. Она попыталась защититься от чудовища зонтиком, но в следующую секунду автомобиль сбил ее, и женщина с криком упала на землю. Прошло полчаса, прежде чем ее спутница опомнилась настолько, чтобы искать врача и духовника. Водитель же автомобиля защищался перед судом, доказывая, что он ехал со скоростью не более 4 миль, т.е. 6,4 км/ч, так как его автомобиль большую скорость развивать не мог. И судья вынес исторический приговор: «Миссис Дрискольс из-за своей собственной невнимательности стала жертвой дорожного происшествия».

Цифры

 

Служба

Посадка

Полгорода

Весь город

За город

Ожидание, руб./час

1 час

504-504

0

55

85

7 руб./км

160

160

444-444

0

45

70

6 руб./км

140

140

553-553

25

11руб./км

11руб./км

11 руб./км

200

200

«Леди-такси»

0

65

95

7 руб./км

180

180

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *