Что отельерам мешает
Уровень развития гостиничного бизнеса и уровень развития региона связаны друг с другом в замкнутый круг. Без хороших гостиниц в достаточном количестве вряд ли можно рассчитывать, что регион станет популярен у туристов и деловых людей. А без них – никто не хочет вкладываться в строительство больших отелей. Удмуртия эту взаимосвязь подтверждает – поток гостей в республику невелик, но при этом ощущается недостаток качественного предложения, а новых инвесторов и проектов в отельном бизнесе не предвидится. И при всём при этом удмуртские гостиницы из года в год показывают неплохую динамику выручки.
Инициатива за регионами
Сегодня в России функционирует около 5,1 тысячи гостиниц с общим номерным фондом – 1 миллион. По данным Российской гостиничной ассоциации (РГА), на Москву и Санкт-Петербург приходится примерно 70% всего оборота гостиничного рынка России (75 млрд руб. в 2010 году и 56 млрд руб. за полгода 2011 года – по данным агентства Discovery Research Group). Но, по мнению президента РГА Геннадия Ламшина, с каждым годом соотношение постепенно меняется в пользу регионов, пусть и небольшими темпами.
Удмуртия и Ижевск не входят в первую волну регионов, привлекательных для развития отельного бизнеса. Но, приезжая к нам, инвестору, командировочному и просто туристу, конечно, не стоит переживать, где остановиться на ночь, особенно в Ижевске. Столица Удмуртии сегодня располагает гостиницами самого разного уровня – от больших отелей, претендующих на 4-звёздочный уровень и рассчитанных на десятки номеров и сотни постояльцев, до мини-отелей на 5-6 номеров. Всего, по данным Удмуртстата, в 2010 году в республике действовало 48 организаций гостиничного типа, из которых половина – 24 – расположены в Ижевске.
Как отмечает представитель ЗАО ФИНАМ в Ижевске Сергей Казанцев, в последние годы развитие гостиничного бизнеса проходило в регионе достаточно динамично.
– Определённые коррективы, конечно, внёс кризис, но в целом, если посмотреть на финансовые показатели этого сектора, в предыдущие 5-6 лет рынок рос высокими темпами. Так, с 2004-го по 2010 год объём платных услуг, оказанных населению в этой сфере, вырос, по данным официальной статистики, более чем в 2,5 раза.
Сегодня значительная часть номерного фонда представлена гостиницами, построенными ещё в советский период, нуждающимися в модернизации. По примерным оценкам, в гостиницах республики сейчас насчитывается 3,5 тысячи номеров, то есть фактически обеспеченность формируется на уровне – менее 2,5 номера на тысячу жителей. Это не так уж и мало, хотя в более крупных региональных столицах – Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Уфе – этот показатель выше. Самая высокая обеспеченность гостиницами в России зафиксирована в Ярославле – 5,77 номера на тысячу жителей, оно и понятно – город входит в «Золотое кольцо» и недавно отпраздновал свой 1000-летний юбилей.
В целом, анализируя развитие отельного бизнеса в России, специалисты отмечают, что такая обеспеченность гостиничными номерами значительно ниже, чем в европейских городах. Например, в Париже она составляет около 8 номеров на тысячу жителей, в Лондоне – 12 номеров. По оценкам европейских экспертов отельного бизнеса, для крупного города оптимальным считается показатель, равный 15-30 гостиничным номерам на тысячу жителей. На деле это означает, что в России есть огромный потенциал для роста гостиничного бизнеса.
Главное достояние отельеров
У местных представителей гостиничного бизнеса свой взгляд на ситуацию. Генеральный менеджер Park Inn Ижевск Елена Алалыкина отмечает, что столица Удмуртии не является городом-миллионником и не обладает полноценным туристическим и культурным пакетом, но при этом не уступает по уровню обеспеченности гостиничными номерами соседним Перми, Самаре, Челябинску.
Елена считает, что развитие въездного туризма напрямую зависит от транспортной доступности региона, а отсутствие международного терминала и ограниченное количество компаний перевозчиков и, соответственно, конкурентоспособных предложений снижает привлекательность республики как туристического объекта.
С ней соглашается директор гостиницы «Центральная» Вадим Глезденёв:
– Главная проблема – в недостатке гостей, посещающих республику, хотя в последнее время тенденция положительная. Но именно небольшой поток приезжающих в регион гостей сдерживает развитие отельного сектора.
Удмуртстат располагает цифрами о 110 тыс. человек, размещённых в гостиницах и отелях Удмуртии в 2010 году (на 24% больше, чем в предыдущем 2009 году). По целям поездок преобладают деловые и профессиональные – 60% (72% в 2009 году), туристы – 12% (8% в 2009 году) от общего количества размещённых лиц.
Поскольку основная масса людей, приезжающая в Ижевск, преследует деловые цели, то время их пребывания длится дня три, от силы четыре. Это накладывает определённый отпечаток на работу гостиниц. Во время выходных и праздничных дней они испытывают недостаток клиентов, а в период деловой активности (середина рабочей недели) в городе ощущается нехватка номеров. Но в целом средний процент заполняемости номеров – от 30 до 50%. Как и в туристическом бизнесе, здесь тоже наблюдаются значительные сезонные колебания спроса на гостиничные продукты. Если в курортных отелях пик продаж приходится на летние месяцы, когда активизируются туристы, то в удмуртских – наиболее востребованы осенние месяцы года.
– В Ижевске находятся крупные градообразующие предприятия, поэтому основной деловой контингент гостей составляют командированные в рабочие поездки на эти предприятия, – рассказывает Елена Алалыкина. – Они гарантируют стабильную наполняемость гостиниц. Высокая загрузка проявляется в пик деловой активности – осенью и весной.
В целом, по оценкам Сергея Казанцева, в ближайшем будущем одним из основных драйверов развития гостиничного сектора будет расширение туристического и бизнес-трафика в регионе.
Мини-гостеприимные
Как отмечают эксперты, гостиничных номеров в Ижевске достаточно для сложившейся рыночной ситуации. Вадим Глезденёв считает, что рынок количественно насытился, темпы прироста номерного фонда невысокие – не более 3% в год. В основном последний прирост состоялся за счёт заполнения премиум-сегмента (Park Inn), и происходит постоянное обновление фонда в сфере частных мини-гостиниц.
По информации Удмуртстата, гостиничный бизнес Удмуртии в основном представлен мини-отелями (5 – 15 номеров) и небольшими гостиницами (16 – 50 номеров). Отели, официально классифицированные по системе «звёзд», в республике отсутствуют, хотя Park Inn позиционируется как 4-звёздочный отель, но официально не классифицируется, потому что управляющие не видят в этом смысла – конкурентов в этом сегменте в Ижевске всё равно нет.
В основном номерной фонд прирастает за счёт создания мини-отелей, в которые перестраиваются обычные квартиры в жилых домах, хотя этот процесс никто не контролирует и не просчитывает. По словам Геннадия Ламшина, преобразование жилого фонда в частные малые гостиницы играет положительную роль в развитии рынка – во многих городах наблюдается повышенный спрос на отели такого типа. Да и управлять таким предприятием проще, учитывать индивидуальные запросы клиента легче, считает Елена Алалыкина. Как правило, мини-отели имеют ограниченный набор услуг, конечно, там нет бассейна, фитнес-центра и конференц-зала, зато клиентов привлекает цена за номер.
– Доля малых гостиниц по объёму номерного фонда составляет, по моим данным, 10-15 %, – поделился информацией Вадим Глезденёв. – Так как эти гостиницы часто ориентированы на отдых, то у нас немного разные гости. Несколько раз в год бывают приятные моменты, когда свободных гостиничных номеров в городе, в принципе, нет, тогда мини-отели здорово выручают.
Кроме того, мини-отели имеют другое неоспоримое преимущество над своими крупными собратьями – их проще открыть с точки зрения инвестиций.
Запретная тема
Сергей Казанцев уверен, что основной недостаток удмуртского отельного бизнеса – как раз дефицит частных капиталовложений. Причина заключается в довольно больших сроках окупаемости крупных и средних по масштабам проектов в гостиничной сфере – не менее 8-10 лет.
– Тем более сегодня достаточно сложно привлечь заёмные средства на комфортных условиях даже под среднесрочные проекты, – говорит аналитик.
Елена Алалыкина расширила верхнюю границу окупаемости с учётом удмуртских экономических реалий до 15 лет, хотя в Москве подобные проекты можно реализовать за 6-10 лет.
– В регионах часто приходится сталкиваться с тем, что банки и инвестиционные фонды не испытывают большого желания вкладывать средства в гостиничный бизнес, – рассказывает генеральный менеджер Park Inn Ижевск. – Это неудивительно, поскольку сохраняется повышенный спрос на рынке жилья и офисных помещений, окупить затраты на которые гораздо легче. Тем более после постройки отеля им надо ещё управлять, и далеко не каждый инвестор может самостоятельно придумать схемы привлечения клиентов и получения прибыли за счёт оказания дополнительных услуг.
Кстати, знакомая ситуация с инвестициями резко контрастирует с европейскими примерами. Генеральный директор управляющей компании Cronwell Management Алексей Мусакин в интервью питерскому интернет-порталу о недвижимости поделился историей о том, что однажды итальянские коллеги поинтересовались у него, почему в Петербурге за номер в отеле трёхзвездочного уровня просят 120 евро, тогда как в Италии такой же стоит 60?
– Тогда я спросил, какие у вас проценты по кредитам и на какой срок они выдаются? Те отвечают – 3% на 15 лет. А у нас, говорю, наоборот, 15% на 3 года. Все вопросы сразу отпали, – сказал питерский отельер.
Тенденции и проблемы
Вадим Глезденёв отмечает наибольшую востребованность у гостей Ижевска крупных и средних гостиниц приемлемого качества услуг за разумные деньги, расположенных в центральной части города.
Руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), гендиректор туристической компании «Лина-тур» Елена Захидова считает, что в целом по стране и в Удмуртии в частности проявляются две крайности – строятся шикарные гостиницы и одновременно возникают мини-отели. А средний сегмент гостиничного сектора с качественным сервисом и умеренными ценами практически отсутствует.
Поэтому на современном этапе развития гостиничного бизнеса в Удмуртии основной тенденцией становится улучшение качества обслуживания (обновление номерного фонда, расширение дополнительных услуг). Количественный рост в этой отрасли далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Как отмечает Сергей Казанцев, сегодня можно говорить о значительном дефиците качественного предложения на рынке.
А ведь препон на пути к повышению сервиса у отельного бизнеса пруд пруди. Это и кадровая проблема, точнее, недостаток и низкая квалификация персонала. Во-вторых, большая доля заработной платы в себестоимости услуг, а с повышением страховых взносов она ещё больше выросла.
В-третьих, административные барьеры. Например, при оформлении гостей-иностранцев. Согласно закону их нужно ставить на учёт в миграционной службе. Но у нас это делается не путём электронного документооборота, как работает, например, Москва, а все ещё на бумажных носителях и в порядке живой очереди.
Впрочем, удмуртские отельеры сохраняют оптимистический настрой, предпочитая говорить больше о перспективах бизнеса. А они, по мнению экспертов, достаточно хорошие. В частности, Сергей Казанцев ожидает, что в среднесрочной перспективе следующих 4-5 лет ежегодные средние темпы роста здесь составят не менее 15-20%.
В одной упряжке
Отдельный, но очень важный вопрос – взаимоотношения между отельерами, турфирмами и властями. Все без исключения заинтересованы в привлечении туристов, деловых людей и инвесторов в регион. По мнению начальника отдела продаж и маркетинга Park Inn Ижевск Ксении Гусельниковой, стимулировать развитие гостиничного бизнеса и сферы гостеприимства Удмуртии в целом может серьёзная концептуальная программа со стороны государственных структур, которые тесно работают с руководителями гостиничных предприятий, предприятий сферы услуг, владельцами развлекательного и ресторанного бизнеса, организациями культурно-досуговой сферы.
Вадим Глезденёв добавляет, что на сегодняшний момент самая необходимая помощь властей в экономическом развитии региона, в частности, в проведении как можно большего количества мероприятий в республике и в городе, привлекающих жителей других регионов.
Руководитель Удмуртского регионального отделения РСТ Елена Захидова подвела промежуточный итог развития отельного бизнеса в Удмуртии:
– После распада Советского Союза все внутрикорпоративные связи в разных отраслях, в том числе в сфере гостеприимства, были резко нарушены, многие из средств размещения стагнировали. Но тяжёлые времена миновали, отрасль начала развиваться — сначала робко, затем всё более динамично. И сегодня на повестке дня стоит вопрос сближения гостиничного и туристического сегментов единой индустрии гостеприимства Удмуртии. Такое сотрудничество должно быть полезным всем: турфирмы обеспечивают гостиницы клиентами, а гостиницы предлагают тем туристические программы. Можно действовать не только на уровне договорных отношений между двумя конкретными субъектами, но и в рамках Российского союза туриндустрии, куда входят транспортные, страховые компании, санаторно-курортные учреждения, учебные заведения, СМИ. Ведь цель у всех одна – развитие своего бизнеса в рамках единой индустрии гостеприимства.