Бюрократия: перезагрузка
Российские власти приказали чиновникам научиться работать в Интернете. СД выяснил, как это получается у чиновников в Удмуртии: можно ли получить через сеть нужные документы или хотя бы информацию о том, куда за ними идти в оффлайне.
Хождение по мукам
Российские чиновники всех уровней очень занятые люди. Они обеспечивают зримое и незримое присутствие государства практически во всех сферах жизни российского гражданина, включая самые интимные – здоровье, рождение и воспитание детей, супружеские отношения. По приблизительным подсчетам, уполномоченные органы всех рангов оказывают юридическим и физическим лицам РФ более полутора тысяч услуг.
Эту цифру следует считать приблизительной, так как в действительности никто точно не знает, в том числе и само государство, сколько, чего и как оно делает. Формирование единого реестра госуслуг началось только в прошлом году и закончится в лучшем случае к концу этого. Реестр нужен, конечно, не только для того, чтобы представить себе весь масштаб госиндустрии, хотя и для этого тоже. Конечная цель – понять, как можно увеличить эффективность работы госаппарата, и попробовать это сделать.
Ведь любой встречный скажет, что чиновники работают неэффективно. Причем сами чиновники это и подтверждают. Так, по подсчетам Минсвязи РФ, назначенного оператором единого реестра, российские граждане тратят на общение с органами власти около 25 млн часов рабочего времени в год, а на «ускоренное» решение вопросов через посредников – миллиарды рублей.
Например, по прикидкам Минсвязи, около миллиона человек ежегодно отдают посредникам в среднем по 6000 рублей для постановки на учет своих автомобилей – итого 6 млрд руб. уходит «в тень». А упущенные из-за волокиты доходы малого бизнеса, по оценкам чиновников, составляют более 10% от произведенных товаров и услуг – порядка 750 миллиардов рублей.
Чтобы хоть как-то сократить потери времени и денег, в России решено госуслуги не только сосчитать, но и – с помощью информационных технологий – сделать их более прозрачными и доступными. Для этого в сети Интернет создан единый портал государственных и муниципальных услуг – www.gosuslugi.ru, а к 2015 году на этом сайте должна быть информация обо всех без исключения государственных услугах. Именно поэтому, видимо, реестром было поручено заняться Минсвязи РФ.
Ожидается, что уже в нынешнем году, не выходя из дома, можно будет получать порядка 300 федеральных услуг справочно-информационного характера: узнать, как получить паспорт, соцпомощь, путевки, пенсии, сколько и каких налогов нужно заплатить, какие штрафы ГИБДД числятся за автомобилистами и т.д.
На портале госуслуг должны быть также размещены формы для заполнения заявлений. Их можно будет скачать, заполнить и распечатать. А дальше все как обычно – нести документы в присутствие, стоять в очереди, чтобы отдать их на рассмотрение, потом приходить снова и снова стоять в очереди, чтобы получить саму услугу.
Реальное оказание услуг через Интернет должно стартовать в декабре 2010 года. Ожидается, что к этому времени Минэкономразвития и Росстат смогут давать статистическую информацию по запросам граждан. Затем число оказываемых через сеть госуслуг будет постепенно расти. Через два года граждане уже смогут оформить таким образом российские и заграничные паспорта, тогда же начнется прием налоговых деклараций на доходы физических лиц в электронном виде. Позже через Интернет можно будет зарегистрировать автомобиль и сдать документы для прохождения техосмотра. Вот так это должно выглядеть в идеале.
Федеральный портал
На федеральном портале www.gosuslugi.ru сориентироваться не сложно. В нем два больших раздела: «физическим лицам» и «юридическим лицам». В каждом из них пользователь может выбрать наиболее удобную для поиска нужной услуги систематизацию: по категориям, по ведомствам и по жизненным ситуациям.
Последний вариант, пожалуй, удобнее всего: можно не знать вообще ничего о том, куда идти и что делать, чтобы поправить здоровье или открыть свое дело, – и найти полную информацию в соответствующем подразделе. Там будет и список необходимых согласований, разрешений и т.п., и контактные данные госорганов, и перечень документов, которые туда нужно принести, и бланки заявлений, и нормативно-правовая база, и регламент ее предоставления (как скоро должны быть готовы нужные свидетельства), и информация о том, куда жаловаться, если вы недовольны работой госорганов. Удобно.
Впрочем, пока и список жизненных ситуаций, и перечень доступных услуг кажется неполным. Например, юридические лица в подразделе «организация бизнеса» не найдут информации о том, какие документы нужно иметь и где их получить, если фирма собирается строить жилье или торговать алкоголем. А физические лица в подразделе «болезнь» смогут получить только информацию об оказании высокотехнологичной медицинской помощи и о прохождении медико-социальной экспертизы. Информацию о том, что в обычной поликлинике должны делать бесплатно по полису ОМС, придется, видимо, искать в другом месте.
Электронная Удмуртия
Информация о ряде услуг на портале www.gosuslugi.ru, возможно, и не появится – это ведь федеральный портал, а многие услуги оказываются на региональном и муниципальном уровне. И властям на этом уровне тоже был направлен необходимый посыл об информатизации сектора госуслуг. Правда, судя по всему, дошел он, серьезно ослабнув, – в регионах не хватает то ли денег, то ли желания всерьез заняться этим делом, то ли того и другого. Это видно из сравнения удмуртских порталов госуслуг с федеральным. Хотя мы в этом смысле, по оценке экспертов, далеко не самый отсталый регион.
По словам директора компании «Профессиональные интернет-решения» Антона Кислякова, Удмуртия – один из немногих регионов, который в 2009 году целенаправленно потратил значительные средства на покупку и внедрение информационного продукта для органов власти. В частности, им стало решение «1С-Битрикс: Официальный сайт органа власти». Это коробочный вариант сайта, устанавливающийся на сервер.
Региональный портал госуслуг www.mfc18.ru очень похож на федеральный и оформлением, и навигацией. Здесь точно так же можно выбрать раздел для физических и юридических лиц, сгруппировать услуги по категориям, органам власти или жизненным ситуациям. И столкнуться с тем же недостатком контента, только порой доведенным до абсурда.
Например, в разделе «здравоохранение» можно узнать только о том, как оформить и получить ветеринарные сопроводительные документы. Всего на сайте представлена 91 услуга с подробным описанием, а в ряде случаев – с возможностью скачать формы заявлений для ее получения.
На сайте ижевского многофункционального центра www.mfc-izhevsk.ru можно получить достаточно полную информацию об услугах в основном в сфере земельно-имущественных отношений и записаться на прием к специалисту центра, выбрав удобную дату и время. Центр – не государственное, а автономное учреждение, которое работает по принципу единого окна и оказывает, по сути, посреднические услуги: подав заявление, например, на регистрацию права собственности на землю, человеку не придется самому ходить по инстанциям и собирать данные о себе и приобретаемом участке – эту работу проделают специалисты центра. За определенную плату, конечно.
В перспективе, по словам директора АУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ижевске» Ивана Алабужева, МФЦ будет таким же образом предоставлять еще порядка 25 услуг социального характера и в области защиты прав потребителей, в том числе и в электронном виде. Пока же сайт центра носит, как и все порталы госуслуг, справочно-информационный характер, и в среднем за месяц его посещает около одной тысячи человек.
Наконец, еще один электронный адрес, по которому можно обратиться за информацией о муниципальных услугах, – сайт города Ижевска www.izh.ru. Перечень услуг состоит из довольно обширной базы всевозможных форм заявлений и тематической подборки по получателям, жизненным ситуациям, отраслям городского хозяйства и оказывающим их подразделениям администрации города.
Популярность раздела растет: в 2008 году к нему обращались 21 тысяча человек, а в первом квартале 2009-го – уже 16 тысяч. И, кстати, об одной из муниципальных услуг здесь можно не только узнать, но и действительно ее получить: городское Управление дошкольного образования уже несколько лет принимает в электронном виде заявления на получение путевок в детский сад. В 2008 году таким образом было принято 75 заявлений, а в первом квартале 2009 года – уже 89.
В общем, жителю Ижевска есть где получить информацию о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами власти разного уровня. Только вот вопрос: откуда этот самый житель должен знать, на сайте какого уровня находится нужная ему информация?
В идеале ему было бы проще, если бы необходимости вникать в такие тонкости не было вообще. Для этого нужна единая навигация по всем порталам государственных и муниципальных услуг. Пока же электронная Удмуртия существует отдельно от электронной России, а электронный Ижевск – отдельно от электронной Удмуртии.
Ничего невозможного
Разработчики и поставщики информационных продуктов со своей стороны не видят ничего невозможного в доведении навигации и контента порталов госуслуг до совершенства. По словам Антона Кислякова, используемая в Удмуртии система позволяет наполнить сайт большим объемом информации, чем сейчас. Другое дело, что органы власти пока не готовы выложить в Интернет информацию обо всех услугах, но по мере проработки офф-лайновых организационных решений будет пополняться и контент сайта.
Не видят программисты никаких технических сложностей и в организации не только информирования, но и реального предоставления услуг через Интернет, в том числе и посредством работающих по принципу «единого окна» многофункциональных центров.
Руководитель проекта DIRECTUM (группа компаний НПО «Компьютер») Тимур Меджитов говорит, что на российском рынке представлено много систем электронного документооборота, которые могут организовать обмен информацией между инстанциями в электронном виде и тем самым избавить людей от беготни по учреждениям. «Есть системы, способные автоматизировать учреждения со сложной структурой, даже когда подразделения расположены в разных городах, – отмечает эксперт. – Некоторые системы способны обеспечить в том числе и межведомственный юридически значимый электронный документооборот. Внедрять одну систему во всех органах власти нет необходимости, но можно развивать технологии, обеспечивающие обмен документами между разными системами. И сегодня и государство, и разработчики занимаются созданием таких технологий».
По идее современные технологии позволяют построить процедуру получения госуслуг таким образом, что человеку вообще не придется встречаться с чиновниками. Формы и бланки заполняются на сайте и одним «кликом» отправляются в нужное ведомство; оно, имея наши данные, запрашивает необходимую ему информацию в других структурах и получает ее в электронном виде в рамках единой государственной системы документооборота; когда нужно внести госпошлину – пользуемся банковской картой или электронным кошельком; если в результате всех манипуляций нужен документ в бумажном виде, его можно выслать по почте заказным письмом.
Оффлайн тормозит
И тем не менее даже специалисты по IT скептически относятся к заявленным срокам воплощения этой идиллии.
Антон Кисляков говорит, что реализации госуслуг он-лайн мешает сложившаяся система в офф-лайне. «Когда приходишь в органы власти и предлагаешь оптимизировать их процессы и, как следствие, сократить расходы и персонал, то сталкиваешься с самой махровой бюрократией, – делится эксперт своим опытом сотрудничества с властью. – Есть правила, которые нельзя нарушать, а если нужно нарушить, то придется написать кучу новых. Есть статьи затрат, которые нельзя не тратить, – иначе в следующий раз сократится бюджетное финансирование. Изменить ситуацию можно только «сверху».
«Главный фактор, который, на наш взгляд, мешает внедрению «электронного правительства», – это отсутствие специально выделенных сотрудников, которые могут взять на себя реализацию этой программы, – продолжает Тимур Меджитов. – Фактически за внедрение системы электронного документооборота отвечает Министерство экономики республики. Но наряду с информатизацией у министерства есть и другие ключевые задачи, и, к сожалению, пока ресурсов на все не хватает».
Представители власти уклонились от комментариев о том, когда же несовершенная «электронная Удмуртия» приблизится к блестящему идеалу. По словам руководителя секретариата руководителя Администрации президента и правительства Алексея Вахрина, пока нет ясности ни с набором услуг, которые должны быть переведены в электронный вид, ни с планом мероприятий, ни с финансами.
Ясности ждут от федеральных законодателей. Проект закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг…» прошел в Госдуме только первое чтение. Он прямо обязывает органы власти предоставлять услуги через Интернет, получая необходимые для этого документы и информацию не от заявителя, а от своих коллег из других государственных и муниципальных структур. Очевидно, его принятие должно расшевелить чиновников на местах.
Правда, в законе, по всей видимости, не будет четкого перечня услуг, которые подлежат интернетизации. В прошедшем первое чтение проекте речь идет о предоставлении в электронном виде всех услуг, но с оговоркой – «если такое предоставление (исполнение) не запрещено законом». Значит, за его принятием должно последовать изменение всего связанного с госуслугами законодательства. И вряд ли чиновники на местах побегут впереди этого тяжелого паровоза.
Директор компании «Профессиональные интернетрешения» Антон Кисляков делится впечатлениями о получении госуслуг через Интернет: он воспользовался возможностью заполнить в электронной форме заявление на получение заграничного паспорта. «Заполненное заявление нужно зарегистрировать, отстоять очередь и получить квиточек со своим номером. В Интернете по этому номеру можно лишь отслеживать исполнение своего дела. Такой «сервис» не выдерживает сравнения с интернетмагазином, где посетителям предлагается пошаговая инструкция, цель которой – как можно быстрее совершить сделку, то есть доставить покупателю товар и получить за него деньги».