Базара нет

Около 40 процентов розничного товарооборота в России проходит через рыночную торговлю. Тем не менее считается, что рынки как торговый формат свой потенциал исчерпали. Первыми от них начали избавляться крупные столичные города. Мэр Москвы Юрий Лужков объявил о задаче закрыть к 2005 году все рынки в городе. На периферии о скорой смерти торговли через открытые рынки говорить преждевременно. И все же общая тенденция сокращения рыночных площадей или перевода их в другие формы торговли, по примеру создания торговых центров, характерна и для Ижевска.

Ценовой предел

Рынки за последние годы растеряли свое основное преимущество, позволявшее им конкурировать с магазинами, — низкие цены. Сегодня цены на рынках почти идентичны ценам в супермаркетах или торговых центрах.

Происходит это в силу объективных причин, когда для крупных производителей с интенсификацией бизнеса становится очень важным такое направление, как логистика сбыта. Несомненно, рынки не могут конкурировать с сетевыми структурами как с точки зрения объемов продаж, так и в плане получения информации о ситуации на потребительском рынке. Фактически рыночные торговцы сегодня не имеют прямого доступа к производителю товара. К тому же объемы продаж у них невелики, и поэтому они вынуждены делать большую торговую наценку, чем крупные ритейлеры.

Единственное, на чем еще могут сегодня экономить рыночные торговцы, — это налоги и условия хранения продуктов — контролировать их в этом отношении по-прежнему очень сложно. В этом случае представители санэпиднадзора и госторгинспекции могут лишь регулярно проверять качество выставляемого на продажу товара. Статистика таких проверок свидетельствует не в пользу рынков. Они по-прежнему остаются основным местом сбыта контрафактной продукции, товаров ненадлежащего качества и с просроченным сроком годности. Сюда они зачастую попадают от тех же производителей или из сетей — на рынок «сливают неликвиды» — товары с истекающим сроком годности. В то же время сетевые магазины не принимают к реализации товар со сроком менее 75%.

Крытые или закрытые

На сегодняшний день в Ижевске существует пять крупных рынков, из которых четыре смешанного типа и один авторынок. Кроме того, в городе расположено еще 28 мини-рынков. Будущее этих мест торговли зависит не только от инициативы директоров и самих частных предпринимателей, но, в первую очередь, от позиции администрации города. А она вполне определенная. «Наш принцип — оставлять только те рынки, где возможна какая-то реконструкция, — говорит начальник управления потребительского рынка и услуг мэрии г. Ижевска Валерий Кузьмин. —

На нынешний момент такие работы проведены уже на семи подобных объектах торговли. В перспективе везде, где имеет место быть рыночная торговля, должны появиться крытые помещения либо такие точки будут закрыты. Для примера можно привести опыт рынка возле „Электротехники в быту“. Завершаются работы и на территории возле трамвайного кольца на Буммаше. Два рынка мы недавно закрыли. Один на переулке Широком, а второй по ул. Кирова, так называемый „Орфей“. Мы посчитали, что они не красят город, а главное — фактически не поддаются перестройке. Но я бы не стал говорить о полном исчезновении рынков в городе. Будет происходить их сокращение, но не уничтожение».

Крупные рынки тоже неизбежно должны подвергнуться реконструкции. Но процесс этот сложный, и влиять на него мэрия может в гораздо меньшей степени. Дело в том, что земля и все строения принадлежат здесь Потребсоюзу. Они были выделены ему в долгосрочную аренду на 49 лет. В документах на право собственности не указано, как именно должна использоваться эта территория. Пока в существующем земельном законодательстве нет ограничений на право торговли тем или иным товаром, а вид торговли определяется уже самим собственником.

Поэтому, как бы администрация города ни жаждала облагородить экстерьер рынков, лотки и палатки исчезнут оттуда не раньше, чем это станет экономически целесообразным. Сами директора крупных рынков тоже понимают необходимость изменения подхода к торговле. Их к этому вынуждает все более острая конкуренция с торговыми центрами. Так, на Центральном рынке недавно был открыт новый теплый павильон. Правда, это здание дирекцией было продано. Появились за последние годы и два холодных павильона.

Восточный рынок тоже ожидают изменения. Его руководство вышло в мэрию с планом строительства на обозначенной территории нового торгового центра и супермаркета. Сейчас это вопрос находится на стадии рассмотрения. Вообще же очень скоро, а именно в 2006 году, перед всеми директорами рынков встанет еще один непростой вопрос. Согласно новому законодательству, каждому арендатору к этому сроку необходимо определиться: либо он приобретает землю в частную собственность, либо продлевает договор аренды.

И здесь у администрации города появляется возможность маневра, которой ей грех не воспользоваться.

Пациент скорее жив, чем мертв

Сокращение объемов товарооборота открытых рынков — объективный факт. Поэтому трансформация рыночной торговли в более цивилизованные формы продаж — процесс неизбежный. Однако это еще не свидетельствует о скоропостижной смерти данного вида предпринимательской деятельности. В каждом конкретном городе России все будет зависеть от степени развитости внутренней инфраструктуры.

У руководства ижевских рынков еще есть возможность остаться на плаву и хотя бы временно выдерживать нарастающую конкуренцию со стороны супермаркетов. Самый простой способ, но эффективный в краткосрочной перспективе — снижение арендной платы для торговцев. В разных местах города, в зависимости от расположения палатки или места внутри павильона, она разная. Ее колебания могут составлять от 5-10 рублей в день для пенсионеров, торгующих плодами со своих огородных участков, до 100-150 — в «теплых» павильонах. Как правило, место палаточника на улице обходится ему в месяц приблизительно в 1,5 тыс. руб.

Второй способ решения проблемы — это строительство достаточно дешевых «холодных» павильонов и складских помещений, где условия покупки и хранения товаров значительно приближены к нормативным. Самый затратный выход из надвигающегося кризиса, но, возможно, наиболее грамотный со стратегической точки зрения — строительство на территории, принадлежащей рынку, торгового центра, включающего в себя магазин самообслуживания. Для этого требуется привлечение значительных инвестиций и дополнительные гарантии под возможные риски.

Скорее всего, директора рынков будут использовать в различных комбинациях все три варианта. Возможно, это позволит им затормозить вымирание рыночного ритейла на ближайшие 3-4 года. Менеджерам супермаркетов в свою очередь стоило бы присмотреться к базарам как к рынкам труда. Многие супермаркеты сталкиваются с тем, что их рабочие не обладают навыками коммуникабельности, они не умеют работать с людьми. Продавцы с рынка могут дать им здесь завидную фору.

Проблема сокращения, а в конечном счете и перевода стихийных рынков к цивилизованным нормам торговли, для руководства города — это еще и вопрос трудоустройства. Сегодня это очень значительный сегмент рынка рабочей силы. В Ижевске зарегистрировано 8 тысяч частных предпринимателей.

На обслуживании торговых точек занято до 20-24 тысяч продавцов. Предоставить иные вакансии людям, занятым в этом бизнесе, в скором времени практически нереально.

Крестные отцы «Перекрестков»

Строительство торгового центра — довольно сложный и рискованный процесс. Как правило, для этого необходима девелоперская компания, потому что участие продовольственной сети, заинтересованной в таком торговом центре, ограничено арендой или выкупом этажа. Юридически эту схему трудно осуществить на законных основаниях.

Собственность возникает лишь в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объекта, поэтому все договора о намерениях с инвестированием подразумевают очень большие риски. Как правило, здесь нужны дополнительные гарантии, которые и предоставляет крупный девелопер. Он набирает пул основных арендаторов — будущих операторов, заключает договора о намерениях, ищет инвестора и строит центр.

Гораздо более реальный и распространенный подход — создание торгового центра путем реконструкции уже готовых помещений, собственниками которых являлись промышленные предприятия. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно взять торговые центры «Эльгрин» или «Сайгас».

С их появлением наметилась тенденция перехода частных предпринимателей с территорий рынков на новые, более комфортные и востребованные покупателями торговые площади. Разумеется, арендная плата здесь выше, но она компенсируется тем, что потребитель все больше ценит комфорт при покупке и предпочитает гарантии качества разнице в цене. Тем более что она составляет ничтожный процент.

Впрочем, наибольшую потенциальную угрозу рынкам, базарам и базарчикам представляет перспектива экспансии крупных центральных торговых сетей в наш регион. «Пятерочка», «Перекресток» и другие компании, работающие в достаточно низком ценовом спектре, могут серьезно повлиять на рынок цен и услуг. От прихода чужаков зависит и положение местных производителей, ведь значительную долю товаров в этих супермаркетах составляет импорт. Требования подобных сетей к качеству, упаковке, оформлению товаров гораздо выше, чем принятые у нас в городе. И хотя они не возражают против закупки местной продукции, далеко не все смогут выполнить их стандарты. Сложнее всего здесь придется мелким производителям.

Положительным моментом здесь может стать то, что удмуртские компании будут вынуждены научиться работать на более высоком уровне, чтобы выжить в конкурентной борьбе. А от этого, безусловно, выиграет потребитель.

Зинаида Владимировна Безмельницына, директор рынка трамвайного кольца

— Зинаида Владимировна, объем товарооборота, который проходит через ваши торговые площади, при сравнительном анализе за последние пять лет увеличился, уменьшился или остался прежним?

— Если бы уменьшился, то, я думаю, частные предприниматели здесь бы уже не работали. Люди свои места не отдают. Они здесь ведут свой бизнес по 10-15 лет.

— В каких условиях хранятся товары? В частности, бытовой химии, которые продаются у вас на рынке в зимний период?

— Такая торговля с открытого рынка исчезает. Многие из тех, кто раньше торговал подобной продукцией, переходят на другие специализации — зимнюю одежду или обувь. У нас осталось буквально 1-2 человека, которые продолжают этим заниматься. Кроме того, мы построили большое количество складских помещений, где находятся холодильные установки для продуктов и камера хранения для вещей.

— В крупных центральных городах вещевые и мелко-оптовые рынки постепенно исчезают, не выдерживая конкуренции с супермаркетами и других торговыми центрами. На ваш взгляд, каковы перспективы подобных изменений в Ижевске?

— Я думаю, что они сохранятся. Сейчас у частных предпринимателей довольно гибкий график работы. Они открывают свои мини-магазинчики в удобное для них время. Такие конструкции, как у нас на рынке, многие считают самыми лучшими в городе. Там даже есть примерочные. Со временем, если появится необходимость, мы построим для них теплый павильон. Я думаю, что это перспектива нескольких ближайших лет.

Валерий Кузьмин, заместитель главы администрации г. Ижевска:

Для Ижевска достаточно всего трех гипермаркетов

— Мы заканчиваем разработку концепции торговли в г. Ижевске, которой занимались последний год. К этой работе был привлечен ряд ученых, проведены социологические исследования, выявлена покупательная способность разных слоев населения. Выборка проводилась среди жильцов конкретных домов — обычных, среднего уровня и элитных. Полученные результаты дают нам возможность представить объективную картину развития торговли в нашем городе.

Предварительно можно сказать о том, что для Ижевска достаточно всего трех гипермаркетов. Это диктуется уровнем потребительского спроса. Основным видом торговли, на мой взгляд, должна стать сеть дискаунтеров самообслуживания. Она должна сменить систему продаж через прилавок. Но при этом все равно останется необходимость в мелких магазинах с торговым залом до 100-150 кв. метров. Они наиболее приближены к населению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.