Ахтам Чугалаев: менять образование нужно, но в сторону прогресса

В школах не хотят злоупотреблять правом на коммерческую деятельность, которое они получили в результате реформы системы бюджетных учреждений. Мнение педагогического сообщества по поводу законопроекта «Об образовании» и проекта нового государственного образовательного стандарта в интервью СД резюмировал победитель Всероссийского конкурса «Лучший директор школы — 2010» Ахтам Чугалаев.

— Ахтам Хабибзянович, наверняка Вы приняли участие в обсуждении законопроекта «Об образовании» в интернете. Что написали?

— Ну, во-первых, закон огромный. 200 с лишним страниц — это тяжело для понимания. В нем попытались собрать нормы, которые касаются всех уровней образования. В этом, может быть, есть положительный момент: меньше отсылок к другим законодательным актам — меньше противоречий. Но пока к закону много вопросов.

Во-первых, из системы образования вообще выпало начальное профессиональное образование: в законе о нем ничего нет. Во-вторых, уменьшается количество видов образовательных учреждений. Сейчас кроме общеобразовательных школ, лицеев, гимназий у нас есть школы здоровья, центры образования, школы с полным днем пребывания детей, и раз уж решили все нормы в одном законе собрать, было бы логичным и их существование учесть. Например, в спортивных, санаторных школах, школах здоровья, интернатах сейчас есть штатные медработники. А в новом законе написано, что медобслуживание должны проводить сторонние организации, а школа лишь создает условия для их работы. Выходит, медобслуживание незаконным видом деятельности для школы становится? Но если из школы здоровья убрать медработника — рушится вся отлаженная система…

Незащищенной в законе оказалась система дополнительного образования, непонятно, что с ней будет: она будет ликвидироваться или будет платной? Непонятно в отношении высшего образования: магистратура будет платной? бакалавриат — он чей, региона или федерации? На эти вопросы в законе нет ответов.

Я считаю, что закон должен закрепить все те положительные изменения, которые в последнее время произошли в образовании, принять за отправную точку имеющуюся систему. А мы опять пытаемся что-то сломать. Это тревожит.

— Но организационные перемены, которые произошли в образовании, в проекте учтены? Я имею в виду определенную финансовую самостоятельность, которая предоставлена бюджетным учреждениям нового типа и автономным учреждениям.

— Закон закрепляет нормативно-подушевое финансирование, нормы оплаты труда, нормативы по количеству обучающихся и т.д. Я согласен, что все это позволяет включить экономические механизмы в школе и эффективно расходовать бюджетные средства.

Но сейчас нормативы в разных регионах друг от друга очень сильно отличаются, до 15 раз. В Москве, например, недавно приняли 63 тысячи на ребенка. А у нас сумма пока обсуждается, но речь идет о десяти с небольшим тысячах. Это ноги можно протянуть!

Обычной средней общеобразовательной школе нужно как минимум 20 тыс. на одного ученика, чтобы работать и развиваться. Тогда включаются все экономические механизмы, которые предусмотрены в новой системе бюджетных учреждений, тогда школа может перераспределять и эффективно использовать бюджетные средства. А иначе это все не имеет смысла просто: перераспределять нечего, нечего эффективно расходовать. И в то же время в законе о совершенствовании системы государственных и муниципальных учреждений есть норма, согласно которой учредитель имеет право уволить директора, если в учреждении накопилась кредиторская задолженность. А как не быть задолженности при недостаточном финансировании?

Поэтому я бы предложил установить единый федеральный минимальный норматив: на обучение одного ученика (студента) государство (регион, муниципалитет) должно тратить N рублей. Конечно, в разных регионах и муниципалитетах затраты будут разными, но минимальный норматив должен быть един для всех.

— Вы участвовали в видеоконференции, где законопроект «Об образовании» обсуждался на уровне Приволжского федерального округа. Там были и представители педагогического сообщества, и представители власти. Как думаете, вас услышали?

— Очень на это надеюсь. Потому что в принципе все выступающие, так или иначе, затронули одни и те же темы — те, о которых мы с вами говорили.

И еще многие отметили, что сам термин «образовательная услуга» звучит грубо. Вот человек пришел в парикмахерскую, подстригся — результат оказания услуги налицо. А в школе образование совмещено с воспитанием, тут результат руками не потрогать. Можно, конечно, не цепляться, понятно, что разработчики закона взяли за основу финансовые категории, но, на наш взгляд, применительно к образованию многие термины звучат некорректно…

— Финансовую подоплеку многие усматривают и в проекте образовательного стандарта для старших классов, который включает изучение всего 10 предметов, семь из которых должны выбрать сами ученики. Остальные что, будут платными?

— Нас стандарт для старших классов тоже очень беспокоит. Если проект стандарта для младших и средних классов подразумевает развитие учебных планов, и мы его в целом положительно восприняли, то в 10-11 классах все наоборот.

Первая реакция любого человека: неужели мы настолько глупы, что нам достаточно знать три обязательных предмета — «Россия в мире», физкультура и ОБЖ? Я согласен, что они должны быть в учебном плане каждого ребенка, но не с них, наверное, надо начинать.

Больше беспокоит, какие еще предметы может выбрать для изучения ребенок с его жизненным опытом. Давайте себя вспомним в 14-15 лет. Я, например, хотел поступить в мединститут, потом у меня резко интересы поменялись в сторону исторического факультета, и в конце концов я стал учителем математики. За счет чего я без проблем поступил на физмат? Потому что у меня были базовые знания по всем предметам. И я могу много привести подобных примеров из числа своих учеников, выпускников нашей школы. У нас выбора не было, все предметы были обязательны и равны друг перед другом, и поэтому нам после школы все дороги были открыты.

Потом, школа — это то место, где ребенок может попробовать. Чтобы понять, что тебе нравится, а что нет, что получается, а что нет, попробовать нужно все. И уже потом выбирать. Это же такой ответственный выбор: жизнь человеку один раз дается. И сделать его так трудно. Тем более в 14 лет. Скорее всего, ребенок пойдет по пути наименьшего сопротивления: выберет то, что проще.

— О том и речь, что родители наверняка захотят, чтобы дети изучали не только три обязательных предмета и еще семь самых простых по своему выбору, и готовы будут заплатить за дополнительные занятия…

— Это пока только догадки. И вообще, мы пока говорим только о проекте стандарта. Но очень хорошо и правильно, что это обсуждается, что это задело людей за живое. Потому что менять стандарт нужно, но менять нужно в сторону развития, а не в сторону деградации. И очень правильно, что Общественная палата выступила против предложенного проекта.

— Вслед за этим и премьер-министр Владимир Путин тоже его раскритиковал и вернул в Минобраз на доработку. Как бы Вы предложили его доработать?

— Говорят, что у нас дети перегружены, что в старших классах изучают по 18-19 предметов. Нет. В нашей школе 14 предметов плюс физкультура и ОБЖ. И о какой перегрузке можно говорить, если, например, по математике та программа, которая предлагалась детям в обычной школе, сейчас считается программой углубленного изучения?

У нас всегда было хорошее фундаментальное образование, и эту основу нужно сохранить. Математика — это предмет, который формирует логику, учит анализировать ситуацию и находить подход к решению задач. Это самое главное, без этого не обойтись в жизни. То есть математика должна быть с 1-го по 11-й класс. Дальше: раз мы живем в России и государственный язык у нас русский, значит, этот предмет должен быть с 1-го по 11-й класс. Вот два основополагающих предмета. Плюс физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» — вот вам уже треть учебного плана. А дальше надо думать, как сделать, чтобы нагрузка по часам была разумной. Логично перенести, например, астрономию в курс физики — может быть, в этом направлении поработать, по этому пути пойти. А не так кардинально менять, как предлагают сегодня разработчики стандарта.

Нельзя разрушать основу, базу, фундамент. А уже на этом фундаменте каждый построит свой дом. И проект стандарта предполагает внеклассные занятия, когда ребенок работает над индивидуальным проектом. Это правильно, в процессе такой деятельности формируются навыки, которые за партой не получишь.

— С другой стороны, новая система бюджетных учреждений подразумевает, что школы должны научиться зарабатывать. И проект стандарта, который все критикуют, оставляет достаточное пространство для коммерческой деятельности. А Вы, получается, говорите: нам этого не надо. Если все предметы будут обязательными — на чем зарабатывать тогда?

— Государство напрямую не говорит нам: зарабатывайте. Новая система государственных и муниципальных учреждений предусматривает право на внебюджетную деятельность. Но, как часто у нас бывает, после принятия закона пошли уточнения и разъяснения, и вот уже оказывается, что автономное учреждение обязано иметь счет в казначействе и вести бухучет по бюджетному плану счетов. Хотя изначально предполагалась возможность открытия банковских счетов и ведения бухучета по коммерческому плану, и это было намного проще. А теперь выходит, что различия между бюджетными и автономными учреждениями уменьшаются, от чего ушли — к тому и пришли. И был ли смысл вообще тогда идти по этому пути?

А вообще зарабатывать школа может на дополнительном образовании — на тех предметах, которые выходят за рамки обязательной программы. Испокон веков так и было. Полет в космос мы не организуем, конечно, — не имеем такого права, поскольку это не образовательная деятельность. Но если будет спрос на обучение космическим танцам — пожалуйста.

Планировалось, что одновременно с законопроектом «Об образовании», который Госдума РФ рассмотрит в феврале, будут утверждены и новые государственные образовательные стандарты. Проект стандарта для 10-11 классов предполагает изучение трех обязательных предметов — «Россия в мире», ОБЖ, физкультура — и семи предметов по выбору. Выбрать старшеклассникам предлагается по 1-2 предмета из шести групп:

1. русская словесность, русский язык и литература, родной язык и литература;

2. иностранный язык, второй иностранный язык;

3. обществознание, история, география, экономика, право;

4. математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика;

5. естествознание, физика, химия, биология, экология;

6. искусство, предмет по выбору школы.

В ходе общественного обсуждения проект стандарта был подвергнут критике: как можно отказаться от географии в пользу истории или от физики в пользу химии? Председатель Правительства РФ Владимир Путин призвал Минобрнауки не спешить с внедрением нового стандарта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.