ЖурналНовости

На два процента│Правительство планирует повышение налогов для населения и бизнеса

В Правительстве Российской Федерации обсуждают повышение налогов, которое позволило бы финансировать обещанное Президентом России повышение расходов на здравоохранение и инфраструктуру. Наиболее вероятные кандидаты на повышение: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на добавленную стоимость (НДС). Кроме того, может быть введен новый налог — торговый сбор с оборота (разновидность налога с продаж).

Правительство России обсуждает варианты изменения системы налогообложения, которые позволили бы ему найти дополнительные средства на повышение расходов бюджета на здравоохранение, инфраструктуру, льготное жилищное кредитование, поддержку пенсионеров и тому подобное.
По подсчетам экономистов, на эти цели понадобится порядка 15 трлн рублей. Считается, что две трети этой суммы бюджет сможет получить за счет ускорения экономического роста, а еще треть можно найти двумя способами — за счет заимствований или подняв налоги. И, судя по всему, с учетом непростой внешеполитической обстановки, правительство склоняется к тому, чтобы изъять недостающую сумму у населения и бизнеса.

Какие налоги планируют поднять и насколько?

Прежде всего речь идет об увеличении НДФЛ — налога на доходы физических лиц. Сегодня обсуждается увеличение этого налога на 2% — с 13% до 15%. По мнению заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича, разница между 13% и 15% не критична, но решение будет принимать Президент России.

Возможно, что увеличение ставки НДФЛ будет принято при одновременном освобождении от уплаты этого налога какой-то минимальной суммы дохода — то есть граждане, получающие меньше установленной суммы будут от уплаты НДФЛ освобождены. Каков будет этот минимум, пока не сообщается.

Помимо НДФЛ (который в России традиционно платят за работников работодатели, так что это тоже налог для бизнеса) планируется пересмотреть ряд налогов, уплачиваемых предприятиями. Например, НДС может быть повышен до 22%. Правда при условии снижения»налогов на труд» — страховых взносов (также до 22%). Это было предложение Минфина, в котором считают, что снижение нагрузки на фонд оплаты труда даст положительный эффект в виде вывода из тени значительной части доходов. Правда, как пишут федеральные СМИ, это предложение правительством не поддерживается.

Касательно НДС рассматривается также предложение отменить льготу по этому налогу (льготная ставка 10% на продукты, лекарства, товары для детей), поскольку, по мнению чиновников, эта льготы не доходит до тех, кого она должна была поддержать и разумнее было бы заменить ее адресной поддержкой малообеспеченных.

Что касается введения нового сбора с торгового оборота, то у этой меры очень много противников. Однако эксперты считают его более предпочтительным вариантом в случае если этот налог будет введен как компенсация за снижение страховых взносов с фонда оплаты труда, вместо повышения НДС. Бизнес считает, что при падении доходов населения заложить в цены повышение НДС будет сложно.

Жить станет лучше

В послании Президента России к Федеральному собранию этого года, Владимир Путин прямо указал, что для достижения обозначенных им в послании целей понадобиться переформатирование налогообложения. Причем переформатирование такого, которое позволит получить дополнительные доходы бюджетам все уровней: «Правительству предстоит как можно быстрее сформировать новые налоговые условия. Они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причём всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».

На это же указывают и большинство наблюдателей. При этом многие указывают на то, что текущая экономическая ситуация плохо подходит для повышения налогов на граждан и бизнес. Доходы населения падают и если в прошлом году низкая инфляция поддержала спрос, то в текущем году эффект будет уже не таким заметным.

Повышение налоговой нагрузки на население (а судя по всему, именно к этому склоняется правительство) на федеральном уровне может также быть поддержано регионами. Правительства субъектов, доходы которых падают, а расходы растут, тоже ищут возможности для налоговых маневров. И если до сих пор они не решались на это по политическим причинам (это и выборы Президента РФ, и, например, мораторий на повышение налогов до 2018 года, обещанный Владимиром Путиным), то сейчас им ничего не мешает.

И хотя возможности региональных властей в части повышения налогов невелики, они все таки не равны нулю. Вспомним, что Правительство Удмуртской Республики планировало поднять некоторые из местных налогов (например транспортный налог) еще прошлой осенью и нет никаких оснований предполагать, что оно совсем отказалось от это идеи.

Таким образом, повышение НДФЛ и (не исключено) некоторых местных налогов, при одновременном повышении налогов на бизнес очевидно приведет к новому снижению доходов населения, сокращению среднего класса, снижению покупательской способности и в, конечном, итоге, к результатам прямо противоположным тем, что были поставлены в послании Президента.

Фактически, ради улучшения условий жизни, повышения ее продолжительности, роста пенсионного обеспечения и прочих благ, население должно будет стать немножко беднее. А, может быть, и не немножко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *