Платные парковки в Ижевске: решение или новая проблема?

Стоп машина

Сразу после избрания на пост главы администрации Ижевска Денис Агашин начал заниматься проблемой автомобильного движения в городе. Определенные успехи есть: припаркованные в зонах действия запрещающих знаков автомобили оперативно эвакуируют, работает система видеонаблюдения за движением, отрегулировано движение на наиболее проблемных перекрестках и пр. Однако два наиболее амбициозных проекта нынешней городской администрации — платные парковки и многоярусные стоянки — буксуют, и очевидно, что к истечению текущего срока своих полномочий сити-менеджер их реализовать не успеет.

Будут ли платить

Первая платная парковка должна была заработать в Ижевске еще осенью 2013 года. Проект громко анонсировался соответствующими городскими службами, однако впоследствии заглох. Напомним, платную парковку хотели открыть на улице Красноармейской — от Ленина до К. Либкнехта (вдоль Сенной). Но этого не случилось. В администрации сразу говорили, что в бюджете денег на организацию платных парковок нет и проект планируется реализовать за счет частных инвесторов, а их пока что тоже нет.

— Поскольку у нас нет возможности реализовать проект за счет бюджетных средств, мы сделали ставку на частных инвесторов, которых до сих пор не нашлось, — пояснил начальник Управления благоустройства и транспорта Ижевска Михаил Тарасов.

Это, в общем, вполне понятно — до сих пор не было, собственно, и самого проекта: сколько мест, где, какая возможна загрузка и пр. Проект все еще в разработке, правда, в администрации говорят, что «в завершающей стадии» и уже в ближайшие месяцы будет объявлен конкурс для инвесторов.

Проектируется, как и планировалось первоначально, пока только одна локализация — на Красноармейской. Если проект оправдает себя и первая парковка станет востребованной, то  следующим на очереди может стать участок улицы  Красногеройской около УдГУ.

Администрация пока не определилась со стоимостью парковки, а способ оплаты будет определять уже инвестор — будут ли это паркоматы, или СМС, или платежные терминалы, или всё сразу.

По словам Михаила Тарасова, проект платного паркинга в центре города создается на совокупном опыте Москвы и Краснодара. Первый город взят, потому что там уже давно и успешно работают подобные парковки. Второй же — из-за разработанного правового поля.

— В ходе реализации проекта в Краснодаре контрольными органами были инициированы судебные разбирательства, касающиеся неких юридических несоответствий в системе функционирования платных парковок, — рассказывает Михаил Тарасов. — Мы приостановили наш процесс, чтобы изучить, как все получится у коллег, к чему они придут. Увидеть итоги всех разбирательств, чтобы не наступать на те же грабли. Сейчас эти разбирательства завершились, наши эксперты ознакомились с результатами и выводами и приступили к подготовке документов.

Кто заплатит за парковки?

Организация парковок на платной основе требует больших финансовых вложений. Так, например, в Нижнем Новгороде администрация выберет компанию, готовую вложить в организацию парковочного процесса 130 млн руб. (на условиях возврата в течение трех лет).

В Красноярске в общей сложности планируют потратить 330 млн рублей. В эту цену включается организация самой парковки, установка необходимого оборудования, паркоматов, платежных терминалов, камер видеонаблюдения и пр. Плюс обслуживание. Именно в связи с этим и принято решение привлечь инвесторов к реализации проекта. В итоге запланировано проведение конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на строительство парковок и их эксплуатации на платной основе на центральных улицах Ижевска. По мнению чиновников, проект позволит разгрузить центральные улицы и улучшит пропускную способность автомобильных дорог.

По мнению г-на Тарасова, внедрение системы платных парковок в Ижевске, при условии наличия инвестора, — перспектива ближайшего года. В то же время он не исключает, что инвесторов вообще может и не быть. Тогда реализацию проекта придется отложить на неопределенный срок.

Между тем бизнесмены, которые реализуют данные проекты в других регионах, отмечают, что во многих российских городах заполняемость подобных паркингов не более 30 процентов. Однако, по мнению Михаила Тарасова, это не значит, что бизнес не окупается.

Что касается городских властей, то, по словам чиновника, администрация видит главную цель проекта не в том, чтобы заработать деньги.

— Сейчас люди бросают машины на парковочных местах и уходят на работу на весь день. Если автовладелец будет платить за весь этот день, то он, скорее всего, либо станет ездить на работу на общественном транспорте, либо пользоваться услугами такси, либо найдет место, где меньше количество транспорта и больше свободных парковочных мест. Соответственно, транспорта станет меньше, у людей появится возможность припарковаться в том месте, куда они приехали на короткое время. Таким образом, увеличивается пропускная способность улиц и оборачиваемость парковочных мест.

Многоуровневые паркинги 

Другое действенное решение проблемы нехватки парковочных мест в городе — многоуровневые паркинги. Этот проект также имеет довольно длительную историю. Его планируется реализовывать на условиях концессии, и соответствующие документы были подготовлены уже в начале 2013 года. В декабре того же года был проведен конкурс и определены инвесторы, с которыми городская администрация заключила концессионные соглашения.

Победителем конкурса оказалось ООО «Квартал». По условиям концессионного соглашения  компании выделено восемь участков под строительство многоуровневых паркингов — четыре — в Устиновском районе, два — в Первомайском и по одному — в Ленинском и Октябрьском. Участки выделяются в пользование —  это своеобразный вклад администрации, а паркинги, построенные на муниципальной земле, на 49 лет остаются собственностью инвесторов. Общая вместимость восьми паркингов должна составить 3760 машино-мест.

Как устроены платные парковки в других регионах

Москва

Зона платной парковки в Москве работает уже давно и с каждым годом увеличивается. В общей сложности в российской столице сегодня размечено около 20 тысяч парковочных мест. Оплатить парковку можно в разных местах с помощью мобильного приложения, СМС, автоматов «Киви» за наличный расчет, паркоматов. Для тех, кто теряется и не знает, как и где можно произвести оплату, на каждой парковке работают помощники. Стоимость одного часа в городе может различаться в два раза. Так, в пределах Бульварного кольца она составляет 80 рублей, а от Садового до Третьего транспортного кольца — 40 рублей. Штрафы за нарушение правил остановки или стоянки 2500-5000 рублей, за неуплату 1000-5000 рублей.

Платные парковки приносят существенный доход в московский бюджет. По оценкам специалистов, за два года — более 2 млрд рублей. Сократилось и количество машин в центре города — примерно на 25 %.

Краснодар

Платные парковки появились в Краснодаре в 2014 году. На техническое оборудование город не потратил ни копейки — его закупал инвестор. В результате сегодня в Краснодаре оборудовано более 70 платных муниципальных парковок примерно на 3200 машино-мест. А к концу года планируется увеличить количество мест до 5000. Час пребывания автомобиля на стоянке стоит 30 рублей. Всего с момента открытия на платных муниципальных парковках городской администрацией зафиксировано более 490 тысяч посещений.

Разумеется, администрация столкнулась с огромным количеством нежелающих оплачивать стоянку. Для того чтобы устранить нарушителей, были закуплены автомобили, оборудованные комплексами фото- и видеофиксации неоплаты парковки. Такой мобильный комплекс оснащен камерой с бортовым компьютером, способным распознавать государственные регистрационные номера автомобилей, вести фотосъемку и фиксировать неоплату парковки.

По информации с официального сайта главы МО «Город Краснодар», мобильные комплексы передвигаются по городу по заранее утвержденному маршруту. Сначала фотографируют автомобили на  парковке и направляют в центр управления платными парковками. Через 15 минут, отведенных для того, чтобы хозяин автомобиля оплатил парковку, мобильный комплекс еще раз фиксирует автомобили и снова направляет данные в центр управления для анализа и определения, кто из автомобилистов не заплатил. В случае неоплаты полученная информация направляется в судебные органы для формирования документа об административном правонарушении. Штраф за нарушение правил парковки в Краснодаре составляет 1000 рублей.

Пермь

Тема платных парковок в Перми начала звучать в 2012 году, но до сих пор в городе нет единого мнения по этому вопросу.

В 2012 году пермские власти провели эксперимент с ограничением парковки по времени и признали его удачным. Уже тогда предполагалось, что в перспективе «ограниченные» парковки станут платными. В конце 2014 года проект платного паркинга представила Пермская дирекция дорожного движения, полагая, что летом 2015-го пермяки начнут платить за парковку в центре города. Но, по информации местного еженедельника Business class, проект оказался «сырым». Источник также пишет, что создать техническую и правовую базу для запуска проекта получится не раньше следующего года. Затормозила его реализацию необходимость принять ряд регулирующих нормативных актов на краевом уровне. Разбираться в противоположных мнениях и дорабатывать документ будет специальная рабочая группа.

Срок подачи поправок к проекту установлен до мая. Кроме самого проекта депутаты должны будут принять методику расчета тарифа, документ, регламентирующий распределение обязанностей и ответственности в сфере платных парковок. Согласно высказываниям краевых чиновников, заработать платные парковки в Перми смогут не ранее 2016 года.

Казань

Платные муниципальные парковки в центре Казани заработали с 9 февраля текущего года. Как сообщают «Аргументы и факты», планируется, что до апреля они будут действовать в тестовом режиме, а затем неоплаченная стоянка будет наказываться штрафом в 2500 рублей. Автомобили инвалидов и спецмашины будут находиться на этих парковках бесплатно. Цена одного часа пребывания на такой парковке 50 рублей. Здесь разработали три способа оплаты парковки: с помощью банковской карты через терминал оплаты, с помощью СМС или через специальное приложение (оно доступно для Android, iOS и Windows Phone). Раз штрафовать жителей Казани будут только с апреля, пока за парковку мало кто платит. Из 1250 организованных мест каждую неделю оплачивается примерно 50. Однако и с такой минимальной «явкой» местная мэрия уже подсчитывает доход. Так, например, с 9 по 19 февраля  он составил 27 тысяч рублей.

Красноярск

Платные парковки в центре Красноярска появились в начале марта. Планируется, что всего в центре города будет примерно 1500 платных парковочных мест. Работать они будут с 9 утра до 6 вечера. Цена вопроса — 30 рублей в час. Способы оплаты — СМС, паркомат или мобильное приложение. Сейчас действует тестовый вариант такой парковки.

Инвесторам идея властей обойдется в 330 млн рублей: на шлагбаумы, паркинги, СМС-систему и мобильные приложения. Потом это все еще нужно будет обслуживать. Городская администрация планирует заключить с инвесторами договор на 6 лет, и большую часть выручки с паркингов получат бизнесмены. В бюджет города пойдет не более 20 процентов. И пока очереди среди желающих инвесторов нет — нашлось лишь две компании.

Помимо платных зон здесь должны появиться так называемые «перехватывающие» бесплатные парковки. Разместятся они на местной набережной. По центру же будут курсировать два бесплатных автобуса специально для водителей, которые оставили свои машины на бесплатной парковке, а работают не далее чем в двух кварталах от нее.

Екатеринбург

Екатеринбург — второй после Москвы город России, где начали появляться платные парковочные пространства. Платные парковки в Екатеринбурге работают с 2014 года.

Площадки в совокупности насчитывают 450 машино-мест и оснащены 17 паркоматами, сообщает пресс-служба городской администрации на официальном сайте Екатеринбурга. Найти автомобилистам общий язык с паркоматами помогают волонтеры. Они консультируют горожан и разъясняют им особенности работы устройств и способы оплаты. Оставить автомобиль на платной парковке можно круглосуточно и без выходных. Стоимость одного часа составляет 30 рублей. Оплата услуг возможна посредством СМС, а также через терминал с помощью банковской карты или «ЕКАРТЫ» (специальной карты, действующей в Екатеринбурге). Инвалиды имеют возможность воспользоваться услугой парковки бесплатно.

Контролируют процесс парковки и оплаты шесть комплексов «Паркон». Бесплатно автомобилист может находиться на платной стоянке не более 10 минут. Штраф за несоблюдение правил парковки составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.