ЖКХЖурналИнфраструктура

Лицензирование управляющих компаний: весеннее обострение

Весеннее лицензирование

 С 1 мая 2015 года управляющие компании, не имеющие лицензии, не будут допущены к работе на рынке ЖКХ. Очевидно, что введение лицензирования — необходимый инструмент улучшения управляемости управляющих компаний, определенная гарантия от появления фирм-однодневок и понятный механизм отстранения от деятельности нерадивых коммунальщиков.

Тот факт, что ЖКХ является отраслью, потребляющей огромное количество ресурсов и при этом практически неподконтрольной государству, это самое государство долгое время никак особенно не беспокоил — в конце концов, после того, как жилищно-коммунальные услуги стали оплачивать сами граждане, они и должны заботиться о качестве этих услуг. Однако бардак, который устроили новоявленные управдомы в отрасли, начал приобретать признаки социальной катастрофы. Вероятно, поэтому власти от видимости госконтроля в сфере ЖКХ пришлось перейти к более или менее действенным мерам.

На эту тему высказался даже Президент РФ. Владимир Путин назвал лицензирование деятельности УК «необходимым шагом» для того, чтобы избавиться от неэффективных компаний «Те, кто не может работать эффективно, не должны работать вообще, им надо уйти с рынка»,  — прокомментировал свою позицию президент.

К сожалению, не просто понять, что имел в виду Владимир Путин под «неэффективностью»: в понимании УК — это одно, в понимании жильцов — другое. В понимании государства, видимо, «эффективными» будут считаться компании, которые получат лицензии.

Борьба с бесконтрольностью УК

Хронической болезнью российского ЖКХ считаются долги УК перед поставщиками энергоресурсов. На сайте КЭС Холдинга сообщается, что по состоянию на начало 2015 года накопленная задолженность потребителей за тепловую энергию перед КЭС Холдингом составила 44 млрд рублей (!). Больше половины этого долга (53 %) приходится на недобросовестные управляющие компании и прочие организации-посредники в сфере ЖКХ, которые собирают деньги с потребителей и удерживают средства в своем пользовании в течение длительного времени.

Наиболее сложная ситуация, по данным КЭС Холдинга (по состоянию на 01.02.2015 г.), складывается в Пермском крае (6,4 млрд рублей задолженности со стороны УК), Свердловской области (5,8 млрд рублей), Саратовской области (3,5 млрд рублей), сообщает источник.

Удмуртия в числе должников отсутствует, однако не сильно отстает от соседей. В список крупнейших неплательщиков в городах республики вошли две управляющие компании из Ижевска ООО «УК Доверие» и ООО УК «Ижтехсервис». Долг только ООО «УК Доверие», по некоторым данным, составляет более 150 млн рублей.

Однако кажется, что огромные долги УК за энергоресурсы вызвали обеспокоенность государства положением дел в ЖКХ — во всяком случае, отсутствие задолженности перед поставщиками не входит в перечень обязательных требований при лицензировании, а появление такой задолженности не является основанием для лишения лицензии.

Вероятно, дело все-таки в полной бесконтрольности управляющих компаний — по- настоящему действенных механизмов воздействия на «управляйки» не было ни у жильцов, ни у государства — жалобы, штрафы и проверки Госжилинспекции их не пугали и никак не стимулировали повышать качество услуг.

Такая безнаказанность породила парадоксальную для рыночной экономики форму взаимоотношений собственника и наемного управленца. Номинально жильцы являются собственниками дома, а фактически — платят за право жить в нем управляющей компании и лишены элементарных возможностей контролировать ее, а попытка смены УК оборачивается локальной коммунальной катастрофой. Учитывая, что такие катастрофы во множестве случаются и как результат деятельности управляющих компаний (точнее — крайне низкого качества оказываемых услуг), а множество локальных катастроф могут слиться в одну большую, обеспокоенность государства становится понятна.

Ну и не стоит сбрасывать со счетов политические мотивы — тарифы обслуживающих организаций в ЖКХ индексируются с большей регулярностью, нежели зарплаты и пенсии, качество их работы не растет и вопросы жилищно-коммунального хозяйства являются хитами среди предъявляемых, в том числе партии власти, во время любых выборов.

Экзамен для директора управляющей компании

Надо сказать, что лицензирование управляющих компаний не единственная мера, направленная на усмирение ЖКХ, которую одобрил Президент РФ. Он вполне благосклонно отнесся к вводимой системе штрафов недобросовестных компаний, а также к созданию специального черного списка — особого реестра, в который, как предполагается, будут вносить нерадивых руководителей «провинившихся» организаций.

Кроме того, по словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, запланировано упрощение проведения собрания собственников (в виде очно-заочной формы), а также введение уголовной ответственности за фальсификацию протоколов собрания собственников и ужесточение ответственности управляющих организаций за неплатежи.

Однако очевидно, что лицензирование — самая важная часть собираемого государством механизма контроля в отрасли. Если не отлучать от рынка, то ни штрафы, ни черные списки, ни уголовная ответственность не помогут.

— Мы вводим очень понятный механизм избавления дома от недобросовестной управляющей компании — лицензирование. Выдача лицензий начнется с 1 сентября 2015 года. При этом полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии будет введен с 1 мая 2015 года, — заявил замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

Как пояснил СД начальник Государственной жилищной инспекции по УР Александр Корюгин, после 1 мая осуществление деятельности без лицензии будет являться  административным правонарушением (ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В качестве наказания предусматриваются штрафы в размере 150-250 тысяч рублей.

Напомним, на территории Удмуртской Республики действуют 126 управляющих организаций. Из них в Ижевске — 61, в Глазове и Сарапуле по семь компаний, в Воткинске и Можге — пять и три соответственно. Из районов больше всего УК в Балезинском — шесть, в Якшур-Бодьинском — пять.

Для того чтобы действующие УК успели до 1 мая получить лицензию, их руководителям необходимо сдать квалификационный экзамен не позднее 31 марта.

По словам Александра Корюгина, в республике утвержден график приемки квалификационных экзаменов.

— Экзамен принимается еженедельно каждую среду. На сегодня сдали экзамен 240 человек. Выдано 155 аттестатов. После получения аттестата УК имеют право на подачу заявления на получение лицензии. Таким правом на 11 марта воспользовались 28 организаций. Это компании из городов Ижевска, Сарапула, Глазова, а также из Балезинского, Воткинского, Игринского, Красногорского и Селтинского районов, — уточнил инспектор.

Кроме сдачи квалификационного экзамена и получения специального аттестата в перечень требований, предъявляемых к управляющей организации при лицензировании, включены:  наличие материально-технической базы, кадров и достаточных финансов. Обязательно отсутствие нарушений за год до получения лицензии. Кроме того, лицензиат должен соблюсти все требования к раскрытию информации, установленные ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.  К слову, размер государственной пошлины за предоставление лицензии составит 30 000 рублей, дубликат  и переоформление лицензии — по 5000 рублей соответственно.

По словам председателя общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», члена лицензионной комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ Марата Исмагилова, на экзамене вопросов «на смекалку и сообразительность» нет.

— Всего 200 вопросов, три варианта ответа, один – правильный. На экзамене дается 100 вопросов и 120 минут времени для ответов, — рассказывает Марат Исмагилов. — Все вопросы касаются положений Жилищного кодекса и действующих норм законодательства. Все вопросы есть в открытом доступе. Так что подготовиться и пройти экзамен с первого раза может любой желающий. Впрочем, повторные попытки засчитываются тоже. Полученный квалификационный аттестат действует 5 лет».

Формы работы без лицензии

Впрочем, управляющие компании уже активно ищут формы противодействия новой системе контроля. Их можно понять — условия лишения УК лицензии довольно жесткие и делают бизнес компании весьма рискованным.

Отозвать лицензию, по словам одного из авторов законопроекта Андрея Чибиса, можно будет, если управляющая компания получит в течение года два административных наказания по нарушениям, допущенным при управлении многоквартирным домом, причем если решение вступит в законную силу, то она лишится права управления многоквартирным домом. А если УК потеряет право управления более чем 15 % от общего числа своих многоквартирных домов, то такая компания будет лишена лицензии по всем объектам управления на три года, а ее руководитель получит дисквалификацию и будет внесен в соответствующий федеральный реестр.

Итак, всего два нарушения на доме, и Жилищная инспекция должна лишить УК лицензии на право управления этим домом. Шаткость такой законодательной конструкции отмечали в Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики еще когда лицензирование в ЖКХ обсуждалось в статусе законопроекта. Нынешний начальник ГЖИ УР Александр Корюгин пояснял тогда в интервью СД:

— Лицензия выдается на определенные дома. Предположим, в доме две коалиции — одни за эту управляющую компанию, другие против. Так вот этому меньшинству, которое против, ничего не стоит написать два обращения по любому поводу. То есть по решению меньшинства управляющая компания может потерять лицензию на дом.

С ним соглашался и Виктор Кривоносов, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ.

— Управляющей компании стоит сделать два нарушения на этом доме — ставьте галочку, на другом — ставьте галочку, набрала 15 % таких домов — лишайте лицензии. А с кем останутся собственники? Их лишили права работать с этой компанией, потому что у нее есть два нарушения на этом доме, но при этом она может быть одной из лучших. Это, на мой взгляд, очень неправильно.

Собственно, одной из популярных форм управления хозяйством в многоквартирном доме без лицензии может стать работа нынешних УК с товариществами собственников жилья, которым не требуется лицензия для управления жилым многоквартирным домом (правда, лишь одним). Однако это будет уже работа не в качестве управляющей компании, а в качестве подрядчика. Но, может быть, это и к лучшему. Как показывает практика, ТСЖ работают более эффективно — они не распыляют собираемые средства на множество домов, занимаются наиболее актуальными для дома проблемами и, что немаловажно, действительно заставляют собственников участвовать в процессе содержания дома. И в этом случае отношения собственников и коммунальщиков выглядят более здравыми — подрядчика можно сменить в любой момент, не устраивая по этому поводу манифестаций и сборов подписей.

Лицензирование УК повысит качество и контроль

Если год назад, в момент обсуждения закона о лицензировании в ЖКХ, эксперты относились к нему либо настороженно, либо отрицательно, то сегодня в основном склоняются к тому, что лицензирование все-таки заставит управляющие компании делать свою работу более качественно.

Например, Марат Исмагилов убежден, что в рамках лицензирования усилится  контроль за содержанием домов и капремонтом.

Сергей Пасынков, директор ООО «Управляющая компания», считает, что работа по лицензии позволит вытеснить с рынка недобросовестные компании.

— По прогнозам, совокупность принятых решений вполне может способствовать повышению качества услуг в сфере ЖКХ, уменьшению количества компаний, привыкших оказывать некачественные услуги, а также росту удовлетворенности населения. Но никто не может точно сказать насколько.

Интересно, что сегодня не только непонятно, насколько вырастет качество работы УК, но и то, каково оно сейчас и как его в принципе измерять. Очевидно, что, принимая на себя ответственность за выдачу лицензий и за их аннулирование, государство должно срочно озаботиться и тем, чтобы сделать критерии оценки работы управляющих компаний максимально четкими — они не должны зависеть от предвзятости жилищного инспектора или отдельного жильца и в то же время должны стать стандартом управления, ниже которого УК опуститься не сможет под страхом лишения лицензии.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *