Архив журнала

Заработать и не потерять

Создавая бизнес, его владельцы основное внимание уделяют организации и содержанию деятельности, источникам финансирования, кадрам и т.д. При этом учредители в меньшей мере заботятся о том, как в дальнейшем будут строиться отношения между ними, как будут распределяться доходы, и о том, в какой мере от каждого из них будет зависеть решение ключевых вопросов по управлению предприятием.

На начальном этапе деятельности предприятия это объяснимо, но в дальнейшем именно эти вопросы могут выйти на первый план.

Даже являясь единоличным владельцем предприятия, не стоит забывать о возможных претензиях супруга, проблемах с государственными органами, менеджментом, кредиторами и лицами, стремящимися «захватить» ваш бизнес.

Чаще всего существующие взаимоотношения приводят к тому, что без соучредительства не обойтись. Обычно учредителям удается избежать сколько-нибудь значимых конфликтов, предприятие работает долго и успешно, принося всем желаемые дивиденды. Но бывает и по-другому. И обманывать себя, просто надеясь на лучшее, не стоит.

В момент создания предприятия совладельцы, как правило, считают, что если существующие отношения их устраивают, то это положение сохранится и дальше: «Если что-то случится, мы всегда сможем договориться». Но с течением времени отношения усложняются, интересы партнеров меняются и т.д. Поэтому предупредительные меры не помешают, тем более что они не противоречат принципу взаимного доверия. Более того, изначально оговорив принципы партнерства и закрепив их надлежащим образом, вы только укрепите это доверие и избежите дальнейших конфликтов.

Конфликты «внутри» всегда опаснее и более разрушительны для бизнеса, чем последствия «внешних угроз и претензий». В таких ситуациях даже победа часто оказывается «пирровой»: стороны несут значительные затраты на «войну»; конфликтующие участники могут стать «окном», через которое на предприятие зайдут нежелательные люди; кто-то из участников может создать конкурирующую структуру и т.д.

Можно долго описывать все многообразие источников, причин, характеристик конфликтов между участниками и акционерами, их мотивации, а также формы и последствия борьбы за свои права и интересы. Однако более важно просто осознать саму опасность их возникновения и постараться преду-предить конфликты.

То есть, как и в медицине, в бизнесе лучшее лекарство — профилактика. Часто пренебрежение созданием системы защиты своих прав и интересов основывается на присущем нашему обществу правовом нигилизме, незнании нюансов действующего законодательства, возможных вариантов действий оппонентов. Все это приводит к неадекватной оценке реальности вытекающих отсюда угроз и последствий. Существующая практика споров между участниками однозначно говорит о том, что это отношение надо менять.

Обычно участники относятся к учредительным документам исключительно формально, подписывая типовые формы со всеми их недостатками и недоговоренностями. Однако даже само по себе это несовершенство документов может спровоцировать у кого-либо желание получить большее, используя внутреннюю информацию и легитимные правовые возможности.

Например, практика показывает, что совершенно неоправданно включение в состав учредителей случайных, пусть и нужных бизнесу в данный момент, людей. В перспективе предприятие может перерасти значение неформального вклада этих участников, и тогда они станут обузой, а в дальнейшем — проблемой.

Нередко среди участников (лично или через представителей) кто-то один является неформальным лидером, за счет ресурсов, возможностей и опыта которого предприятие и существует. И зачастую именно эти люди с неоправданным пренебрежением относятся к охране своих прав и интересов в предприятии, что в будущем может привести к снижению степени влияния в бизнесе, уменьшению или потере доли вообще.

Принципиальным также является создание механизмов взаимодействия и противовесов через участие в исполнительных и контрольных органах общества, назначение тех или иных ключевых сотрудников. Ни в коем случае не стоит успокаиваться от факта владения «контрольным» пакетом. Миноритарий с достаточной долей может стать редкостной занозой.

Еще на этапе создания предприятия необходимо согласовать и закрепить договоренности не только по традиционным условиям учредительных документов, но и в том числе по таким вопросам, как:

– механизмы и системы контроля за деятельностью предприятия и распределением внутренней доходности,

– особые права и гарантии инвесторов, мажоритарных и неявных учредителей,

– выявление и профилактика наступления основных рисков, связанных с деятельностью предприятия,

– степень, направления и объемы неформального участия учредителей в деятельности предприятия, мера ответственности участников друг перед другом,

– принципы налогового планирования,

– порядок участия, контроля, вмешательства в оперативную деятельность предприятия, влияния на ключевых сотрудников, в т.ч. директора и главного бухгалтера и т.д.

Фиксация решений по этим и другим вопросам существенно поможет при разрешении возможных конфликтов, когда участники начнут забывать договоренности или искажать их изначальный смысл.

Конечно, предусмотреть все невозможно. Но если подойти к этим вопросам тщательно, неформально и вдумчиво, привлечь к работе специалистов, то большинства проблем и даже желания у кого-либо их создать можно будет избежать.

e-mail: pashamit@gmail.com http://pravocons.ru

тел.: 8 (3412) 900-973, 56-47-25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *