Заботу о тепле в доме собственники должны взять в свои руки

«Сейчас у нас в стране формируют класс потребителя, который может не платить за ресурс – тепло, горячую воду, электричество, газ, –  но при этом его получать и им пользоваться. Подобная иждивенческая психология рано или поздно сыграет с такими потребителями злую шутку. Представьте себе  – вы приходите в магазин, набираете полную корзину продуктов, ничего за них не платите и уходите. Наказание неизбежно. Поэтому пора становиться собственником своего дома не просто де-юре, но и де-факто», – генеральный директор компании «Удмуртские коммунальные системы» Сергей Трухин рассказал о своем взгляде на отопительный сезон 2009-2010 гг. и подготовке к нему.

– Сергей Александрович, каким будет грядущий отопительный сезон, чем он будет принципиально отличаться от всех предыдущих, планируется ли что-то новое при запуске тепла?

– В этом году запуск тепла и подключение объектов к отоплению в первую очередь будет производиться только у тех потребителей – домов, объектов, – которые будут платить в соответствии с договорными обязательствами и не иметь задолженности. Это главное отличие этого отопительного сезона от всех предыдущих. То есть независимо от температуры наружного воздуха, пока потребитель с нами не рассчитается, для него отопительный сезон не начнется.

При этом складывается неоднозначная ситуация. Что сегодня говорят о собираемости платежей с горожан управляющие компании? 70 процентов дома заплатило, а 30 процентов – нет. В результате в целом управляющая компания не может заплатить за дом. Из-за неплатежей этих 30 процентов жителей в заложниках останется весь дом. Поэтому не стоит продолжать поддерживать иждивенческую политику круговой безответственности, когда стало модно не платить и получать ресурс за счет других.

Сегодня, я считаю, задача всех собственников, которые владеют квартирами, задаться вопросами: сколько должен управляющей компании наш дом? Сколько управляющая компания должна теплоснабжающей организации? Мы должны понимать, и я в свою очередь, как собственник, должен понимать – я заплатил, а заплатили ли остальные?  И если весь дом стопроцентно говорит, что он заплатил, то спросите на встрече с управляющей компанией, куда ушли эти деньги? Оплатила ли управляющая компания счет теплоснабжающей организации хотя бы в неоспариваемых пределах. А то бывает и такое: управляющая компания оспаривает в судах только часть долга, однако и вторую, признанную часть также не выплачивает. Для примера приведу группу компаний «Райжилуправление», которая подала на нас 43 иска, бесконечно судится, оспаривает часть предъявленных нами платежей, однако неоспариваемую часть, собранную с жителей, также не оплачивает.  

– Что еще, кроме оплаты, собственники и теплоснабжающая организация должны спросить с управляющей компании перед отопительным сезоном?

– Каждый дом, каждый объект, который подключен к нам, должен быть сдан нашим представителям до начала отопительного сезона. Подготовлена ли его внутренняя инженерная  система, отрегулирована ли она для приема теплоносителя, включая элеватор, автоматику?

Собственник тоже должен понимать – ему надо больше вкладывать в свою собственность. Вложив деньги в свою собственность, в свой дом,  в свой квадратный метр, в свою трубу, которая проходит в подвале, потом он начнет платить меньше за потребленный ресурс. Не будет утечек в подвале, будут промыты радиаторы, отремонтированы разбитые окна – это же все источники потерь тепла. У нас есть тепловизионные съемки, где можно увидеть, как светятся стены домов, – это показатель, что тепло уходит через стены, окна, чердаки, подвалы, – такой дом тяжело и дорого натопить. Вложите в ремонт, и уже через год плата за тепло уменьшится.

Для нас, как теплоснабжающей организации, это важно: нам невыгодно тратить лишнее тепло на обогрев улиц, особенно в переходный период, когда  открыты форточки. От этого некомфортно и жителям. В принципе, это задача и заинтересованность самих управленцев – руководителей управляющих компаний – пройти вместе со слесарями, специалистами «Удмуртских коммунальных систем» и отрегулировать систему в соответствии с нормативами и правилами, по которым собственники и платят. Это 22 градуса в угловых  квартирах и 20 в остальных.

– Когда дома жара, проблему решают открытые форточки. Но если температура 20 градусов не устраивает, что делать в этом случае, реально ли просить больше?

– Каждый собственник имеет полное право просить больше – заказывать себе комфортную температуру. Какого-то ограничения на потребление ресурса для жителей нет. Вообще, я к чему все время возвращаюсь? Пришло время понять, что мы собственники, мы приватизировали свои квартиры. Мы имеем право спрашивать с той УК, которой мы свои квартиры отдали в управление. 

 Хотите иметь больше 20 градусов – ставьте приборы учета, как индивидуальные, так и общий на входе в дом, и, пожалуйста, заказывайте 28 градусов. Исполнитель ведь у нас управляющая компания, так она по заказу жителей должна отрегулировать систему, открыть полностью задвижку, автоматику. Но и оплачивать собственник в этом случае должен, соответственно, 28 градусов, а не 20. А то получается – сегодня мы поставляем этот продукт, а у потребителей нет на него денег. Поэтому расчеты нужно вести по приборам учета. Установка приборов учета – это и требование многих постановлений Правительства России. 

В этом плане нас радуют частные компании – больше 60 процентов жилого фонда под управлением частников имеют приборы учета. А вот муниципальная УК за полтора года не поставила ни одного прибора учета. Еще один пример из разряда парадоксальных:   есть у нас УК «Кама», в ее жилом фонде нет ни одного прибора учета. Между тем ее руководитель несколько лет ведет бизнес по установке приборов учета. Эта компания должна нам свыше 10 миллионов рублей, эту сумму она оспаривает. Но в то же время за полтора года не установила ни одного прибора учета. А они бы сняли все вопросы по поводу начислений.

– А как быть с таким, тоже можно сказать, «нормативом» – пять дней ниже +8 градусов, и только тогда выходит постановление городской администрации о начале отопительного сезона? Я  могу, как собственник, поторопить процесс?

– Само по себе включение в отопительный сезон должно стать незаметным. А то каждую осень начинается какая-то битва за включение тепла. В идеале собственники могут принять решение и сказать: мы хотим, чтобы у нас сегодня появилось тепло. И  если это технически возможно и вся оплата произведена, то на здоровье! Мы сами заинтересованы, чтобы максимальное количество домов включились и начали потреблять тепло.

Дом может обратиться с просьбой подключить его к теплу и в августе, и в начале сентября. Но у нас тоже есть свои тонкости. Из-за одного дома включать насос и  тратить много электроэнергии на ЦТП мы не можем. Здесь необходимо подключать дома группами. При таком включении мы должны заказать заранее у поставщика теплоты ресурс, так как объем теплоты увеличивается от запланированного. И опять возвращаюсь к тому, что, чтобы заказать, нужно сначала
оплатить. Когда нет долгов за теплоноситель, поставщик сам будет заинтересован поставлять теплоту, потому что при сегодняшней  погоде мы получаем убытки. Мы вкладываем денег больше, чем получили от реализации тепла. В 2008 году была такая ситуация, потому что было тепло. Нужно четко понимать, что существует цепочка – поставщик, сетевая компания и потребитель в лице управляющей компании. В одну сторону идет ресурс, обратно идут деньги за него. 

Поэтому задача, которая поставлена сегодня перед специалистами «Удмуртских коммунальных систем» и подрядчиками в Ижевске и Сарапуле, – уже к 1 сентября система должна быть готова к включению.

В принципе, система как в домах, так и в сетях должна круглый год находиться в заполненном состоянии под определенными давлением. У нас, к сожалению, последние годы это не исполняется: дом ремонтируется – система сливается, сети ремонтируются – тоже сливается и заполняется уже после ремонта. Это мы должны устранить вместе с управляющими компаниями – мы в сетях, они в доме – и прийти к тому, что мы в начале отопительного сезона просто  нагреваем воду: опытными пусками тепла в первой декаде сентября определяем, где у нас есть порывы, устраняем их и плавно входим в зиму.

– Компания «Удмуртские коммунальные системы» известна своим новаторским подходом, что нового будет внедрено в этом году? 

– С 1 сентября этого года мы будем жить по новому СанПину 2.1.4.2496-09 от 7 апреля 2009 года. Он предписывает в точке водоразбора температуру горячей воды держать +60 градусов. А чтобы нам при сегодняшней температуре нагреть воду до 60 градусов при той технологии, которая используется сейчас с деаэрационными колоннами, нам нужно заказывать на теплоисточниках минимум +70 градусов.     

Для этого нам необходимо модернизировать ряд ЦТП и бойлеров. Техническая задача на этот сезон – модернизация 10 ЦТП, в том числе 5 ЦТП за счет федеральных средств. Это 3 ЦТП в Октябрьском районе («Весна», «Береговая», «№2 м-н 15»), по одному в Первомайском («№23 Ю-2») и Индустриальном («№29 «Культбаза-3»). Эти деньги благодаря определенным работам, проведенным КЭС-холдингом и нами в Ижевске по развитию строительства, нам безвозмездно, с софинансированием из местного бюджета, предоставило Министерство регионального развития. Сейчас на этих ЦТП уже идет реконструкция. 

От управляющих компаний мы также ждем понимания ситуации. Дело в том, что отопление по зависимой схеме без ЦТП поставляется в дома, на элеваторы идет излишняя температура, люди начинают жаловаться, что им жарко, открывают форточки. Задача управляющих компаний четко отрегулировать элеватор, поставить регуляторы.

И вообще, в этот отопительный сезон и накануне его мы намерены очень плотно общаться с управляющими компаниями и ТСЖ. Если это необходимо – будем встречаться в режиме ежедневных оперативок в определенных микрорайонах и ЦТП, чтобы не допускать сбоев в запуске тепла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.