Архив журнала

Входящие — платно

Процедура получения разрешения на строительство в России крайне забюрократизирована и многоступенчата. Насколько это улучшает качество строительства, вопрос спорный. Но вот то, что это отнюдь не удешевляет стоимость квадратных метров для конечного покупателя, давно стало аксиомой.

«Это нонсенс, когда на документальную и организационную подготовку строительства дома времени уходит втрое больше, чем на само его строительство», — сказал как-то мэр Москвы Юрий Лужков, превративший столицу России в самый большой строительный рынок в стране. Несколько странно это слышать от человека, который сам является частью гигантской согласовательной пирамиды, до вершины которой должен дойти каждый строительный проект, прежде чем получит право воплотиться в жизнь. Тем не менее, это правда.

Бесконечные жалобы строителей на многочисленные препоны при согласовании документации совершенно обоснованны.Обратившись в одну из дружественных строительных фирм с просьбой помочь составить список всех инстанций, которые требуется пройти при строительстве, например, жилого дома от проекта до сдачи, я получил в ответ пространную тираду, суть которой сводилась к тому, что, во-первых, это почти невозможно, поскольку этот список постоянно изменяется, а во-вторых, даже перечисление основных из них займет слишком много времени.Так, выяснилось, что если в советское время причины долгостроя были материальными — не выделены фонды, финансирование, не хватило материалов и т.д., то сейчас темпы роста объемов строительства сдерживаются исключительно бюрократами. Причем не действует каждый из них исключительно в рамках закона, но само несовершенство закона позволяет сделать строительство сколь угодно продолжительным.

Поэтому поражаться нерасторопности строителей, наблюдая, как вокруг участка, выделенного под стройку, не торопясь, в течение полугода возводят забор, не следует. Потому что, по приметам специалистов, уже само появление забора — факт обнадеживающий. «Если вы видите участок под строительство жилого дома, огражденный забором — значит, люди работали над проектом уже года два, как минимум», — говорит Владимир Филимонов, управляющий проектом компании «АССО-строй». На самом деле проблема очень острая и стоит строительным организациям не только времени, но и немалых денег. Каждой из серьезных строительных фирм приходится, по меньшей мере, содержать штат из шести-семи сотрудников, занимающихся исключительно согласованиями, и соответственно обеспечивать их оргтехникой и транспортом. «Мы как-то пытались систематизировать весь процесс получения разрешительной документации, но, проделав лишь треть работы, поняли всю бесполезность этой затеи, — Владимир Николаевич достает со шкафа рулон ватмана чуть больше метра шириной и трех метров в длину, мелко исчерченный прямоугольниками и квадратами. — В каждом таком квадрате по пять-шесть справок, разрешений».«Многие согласующие органы часто дублируют друг друга. Например, приходим с документами в СЭС, а они требуют сначала заключение экологической экспертизы. Приходим к экологам — им нужна справка от СЭС (Роспотребнадзор). Замкнутый круг, — соглашается заместитель директора ООО „Римский квадрат“ Валерий Рейтенбах. — Интересно, что законом это никак не регламентируется. Казалось бы, каждая проверяющая организация должна действовать самостоятельно и делать свое дело. Но границы этого „своего дела“ не всегда четко оговорены.

Вот и получается, что никто не делать первым ничего не хочет».Строители же объясняют неповоротливость согласовательной процедуры коррупцией — чиновники совершенно не заинтересованы в ее упрощении, для них это неплохой дополнительный приработок и связи. Да и специалисты по согласованиям нужны лишь до тех пор, пока скорость прохождения процедур зависит от личных связей.Человеческий фактор, как всегда, играет немалую роль при рассмотрении документов. Если к чиновнику приходит знакомый специалист, с которым он уже неоднократно ругался, братался и вел дела, то, естественно, что у его бумаги есть шанс проскочить «вне очереди». А если приходит молодой специалист, лично с чиновником не знакомый, а организация, ведущая строительство, мало известна, то чиновник на вполне законных основаниях кладет его документы вниз весомой стопки бумаг на рабочем столе, благо оснований для того, чтобы «попридержать» проект, у него предостаточно.Нормативные сроки согласования в разных инстанциях составляют от месяца до шести. Например, согласование в СанЭпидНадзоре (Роспотребнадзор — настоящее название организации) законом установлен месячный срок. Но обычно уходит больше: полтора-два месяца.

Экологическая экспертиза. Срок — шесть месяцев. Если объект небольшой, то можно договориться и на три. Можно и быстрее, но так как штат состоит всего из трех человек и наемных экспертов, то, естественно, не все проходят этот этап вовремя. То есть совершенно обычное дело, когда, сославшись на нехватку времени или сложность экспертизы, бумаги держат в два раза дольше или возвращают со списком замечаний формального характера, зачастую даже совершенно выдуманных.Несмотря на то, что строительство — отрасль консервативная и один проект может быть похож на другой как две капли воды, согласовывать приходится каждый из них. И рассчитывать на то, что второй с учетом сделанных в первый раз замечаний и исправлений пройдет быстрее, не стоит. Чиновники отрабатывают свой хлеб сполна. Такой случай рассказали мне в строительной фирме «Римский квадрат», которая проектирует и строит практически однотипные дома. Конструктивная схема такого здания была разработана в 1998 году, был получен патент, так называемая полезная модель. «Представьте себе, первый раз, когда мы проходили экспертизу, все было вроде бы нормально, — рассказывает Валерий Рейтенбах. — То есть нашим проектировщикам были выданы некоторые замечания, они все исправили, согласовали. В общем, все в порядке. Начинаем следующее строительство по этой схеме — и нам пишут те же самые замечания, что писали на предыдущем объекте! Два абсолютно одинаковых дома на Родниковой улице, но с разными сроками прохождения экспертизы.

Я даже удивился, а не копию ли сняли с тех замечаний по предыдущему дому? Один в один. Замечания, которые уже были сняты! Зачем было писать второй раз, я не понимаю. Получается, что работа чиновника оценивается по количеству замечаний, которые он сделал, а не по количеству проектов, которые утвердил. То есть, если он не написал ничего — значит, он плохой специалист или плохо работал».Вся система согласования устроена таким образом, что ничуть не стимулирует чиновников к сокращению сроков экспертиз. Скорее наоборот, препятствия позволяют каждому из участников этой процедуры зарабатывать: чиновник медлит ради получения взятки в той или иной форме, специалист рапортует начальству о выявленных «грубейших нарушениях» и получает премию, специалист по согласованию строительной организации не остается без работы. А платит за все это в конечном итоге потребитель.Да и для строительных организаций задержки с оформлением документации на строительство невыгодны, потому что приводят к замораживанию больших денег в незавершенном строительстве, часто — заемных, а эти затраты не всегда окупаются ростом цен на рынке, ведь выше рыночной цены недвижимость, несмотря на дефицит новостроек, продать трудно. «Согласование затратно не столько по деньгам, сколько по времени, — говорит Валерий Рейтенбах. — Сроки на все отводятся неоправданно большие.

Так, с момента обращения в администрацию о выделении участка под строительство до получения разрешения на первый этап, пусть даже на нулевой цикл, проходит больше года. Само проектирование жилого дома занимает гораздо меньше времени, нежели различные согласования». Уже поэтому для строительных организаций Ижевска становится обычным делом ведение строительства без разрешительной документации. Согласования ведутся параллельно процессу строительства, а нередко и после того как дом построен. За исключением последнего этапа — вневедомственной экспертизы. Ее заключение получить нельзя, пока все остальные этапы согласований не пройдены.Каждый вроде бы должен исполнить свою часть. Экологи — по природе, «санитары» — по санитарии и т.д. Но мы идем последовательно, этапами. Поэтому задержки во времени неизбежны. Хотя нигде не прописано, что должно быть именно так.Это, кстати, сказывается на получении кредитов, займов. Еще одна причина, по которой не работает ипотека в нашем регионе, это невозможность получить ипотечный кредит без соответствующей документации на дом. Поэтому приобрести жилье на этапе строительства, то есть когда его стоимость гораздо ниже готового продукта, с помощью займов невозможно.

Логичный выход, о котором давно и много говорят и строители, и сами чиновники — «единое окно». То есть когда вся документация на дом собирается в одну папку и отдается на согласование в одном месте. А там, как на конвейере, — каждый согласующий орган проверяет, согласует и выдает замечания. Но поскольку согласующие, проверяющие и контролирующие органы находятся в разных ведомствах и к тому же на разных уровнях власти (муниципальная, республиканская, федеральная), то возникает проблема финансирования всего этого «единого механизма» — это раз, и проблема деления доходов между бюджетами (ведь многие согласования платные) — это два. Но и это можно было бы решить, будь на то добрая воля чиновников всех согласовательных инстанций. В конце концов, они и так сейчас оплачиваются из бюджета, а квитанции за платные согласования можно было бы сдавать вместе со всем пакетом документов. Впрочем, стоит ли говорить о единой системе согласования, когда даже такой элементарный вопрос, как пересылка документации по электронной почте, никак не решается. Уже одно это могло бы существенно сократить как затраты времени, так и транспортные расходы на перевозку документов, а кроме того — существенно упростить труд самих чиновников.

Скажем, в той же экологической экспертизе в обязанности начальника этой организации входит распределение заданий между наемными экспертами. То есть он должен рассортировать пакет документов по папкам, обзвонить экспертов и раздать эти папки каждому инженеру в руки. Автоматизированная система, установленная на компьютере начальника, могла бы автоматически сортировать и переправлять документы на e-mail каждому сотруднику. А тот выполнял бы свою работу, не заботясь о правильности заполнения формы отчета, и одним кликом мыши отправлял готовый документ обратно на компьютер начальника. Но эти чудеса техники вряд ли в скором будущем станут применяться. Очевидно, что для решения этой проблемы требуется некая федеральная воля, ведь бюрократия фактически парализовала реализацию национального проекта «Жилье», инициированного федеральным же правительством. К сожалению, надежд на то, что воля к снятию административных барьеров в ближайшее время будет проявлена, немного. Во всяком случае, пока таких инициатив не проявляют ни региональные чиновники, ни федеральные.

Мнение

Алексей Титов, управляющий Ассоциации предприятий «Хозяйственная база», председатель постоянной комиссии Госсовета «По экономической политике, инвестициям и вопросам собственности».

«Упрощать систему согласований нужно совместными усилиями бизнеса и власти»

Сегодня система получения исходно-разрешительной документации при строительстве чрезвычайно сложная и требует огромного количества времени. С одной стороны это связано с тем, что строительство, например, жилого дома, это комплексный проект, который связан сразу со многими сферами жизни города и требует очень тщательной проработки как со стороны проектировщиков, так и со стороны контролирующих органов. С другой — строители часто сталкиваются с необоснованными требованиями естественных монополий, выдающих техусловия на подключение к сетям. Ну и третье — это несовершенство законодательства, регламентирующего процесс получения документации на строительство и отсутствие исполнительных механизмов по подготовке строительных площадок. Все это приводит к увеличению сроков строительства и его себестоимости.На мой взгляд, в этой ситуации, наверное, не нужно создавать какое-то «единое окно», но упростить систему просто необходимо. Сделать это можно только совместными усилиями бизнеса, муниципальных и республиканских органов власти. А если нужно, — то выходить с соответствующими инициативами на федеральный уровень. Сегодня, когда проблема стала для всех очевидна, определенные шаги в этом направлении уже делаются. Думаю, что ситуация будет меняться. Без этого серьезного прироста по темпам строительства в республике не добиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *